Прошедший в Киеве VII Международный фестиваль искусств им. Михаила Булгакова был посвящен в первую очередь непростым отношениям писателя с миром, в котором он жил и создавал свои литературные и театральные шедевры. Секции так и назывались — «Художник и власть», «Автор и театр». В первом случае речь шла о сложных взаимоотношениях писателя и могущественного генсека Иосифа Сталина, который был на мхатовской постановке булгаковской пьесы «Дней Турбиных» не менее пятнадцати раз и как мог защищал писателя от нападок его идеологически правильных коллег, но так и не дал ему свободы. Вторая тема — не менее непростые отношения Булгакова со МХАТом.
Этим проблемам были посвящены второй и третий заключительные дни фестиваля. А вечер открытия седьмого Булгаковского праздника, который, как и остальные фестивальные дни, прошел в здании школы «Мастер-класс» на Печерске, начался экскурсом в киевскую жизнь писателя на Андреевском спуске в доме №13. Много говорили о людях, окружавших его в реальной жизни и впоследствии воплотившихся на страницах булгаковской драматургии и прозы. Театральную часть фестиваля открыл Киевский муниципальный театр с музыкальными чтениями из пьесы «Тарас Бульба» (Булгаков, как известно, был почитателем Гоголя). Затем выступили актеры столичного театра «Колесо». Но больше всех в эти дни были задействованы актеры Театра на Подоле, главный режиссер которого — народный артист Украины Виталий Малахов — является бессменным главным организатором и инициатором фестиваля. Поначалу сам фестиваль должен был состояться в новом здании Театра на Подоле на Андреевском спуске, но его вовремя не сдали.
Главным отличием булгаковского торжества этого года от предыдущих стало привлечение талантливых англоязычных режиссеров и актеров из Великобритании, США и Канады, уже поставивших или желающих поставить пьесы писателя у себя на родине. «Безусловно, достижение этого сезона в том, что нам впервые удалось пригласить из дальнего зарубежья целую группу профессиональных театральных команд», — констатирует Виталий Малахов.
Иностранные гости многое дали этому мероприятию — неожиданныетрактовки привычных и, казалось бы, хорошо знакомых булгаковских произведений, опыт западного театрального менеджмента, наконец, свежий взгляд на то, что значит сейчас имя Булгакова за рубежом. «Булгаковский фестиваль нужен Западу. По-моему, он важнее даже ежегодного Чеховского фестиваля в Москве. Описанные Чеховым, Тургеневым, Достоевским человеческие чувства понятны везде, а проблемы, поднятые в их романах, универсальны. Булгаков писал о своем времени и другом социальном мире, непонятном западному зрителю. Вне Украины и России его творчество хорошо знают только специалисты. Перед тем как ставить Булгакова в Канаде, мы писали о нем статьи в газетах, чтобы как-то подготовить зрителя», — рассказал корреспонденту «Эксперта» художественный руководитель и продюсер театра TIFT (Talk Is Free Theatre) из канадского города Бэрри Аркадий Спивак.
Еще один Булгаков
Выступления американских и английских артистов в очередной раз подтвердили
многогранность и богатство таланта Булгакова. Несмотря на то что украинцы знакомы с десятками театральных постановок, кинофильмов и других интерпретаций литературного наследия уроженца киевского Подола, иностранным театральным режиссерам удалось показать киевлянам нового Булгакова — постмодерниста, сразу же понравившегося отечественному зрителю.
Американский режиссер и актер Род МакЛукас прочел публике знаменитую сцену встречи Понтия Пилата и Иешуа ГаНоцри из «Мастера и Маргариты», перевоплощаясь то в нежноголосого проповедника Иешуа, то в басистого, иронично-непреклонного Пилата, то в палача Крысобоя.
Особо четко контраст между реалистичной игрой украинских и ориентацией на гротеск иностранных актеров был виден в сценах из «Театрального романа», которые разыграли исполнители киевского Театра на Подоле, британского театра Drama Centre in London, а также специально приглашенные москвич Александр Парра (театр «Сфера») и украинский комический актер Виктор Андриенко.
Англоязычная (а значит, непонятная многим зрителям) постановка Drama Centre in London сорок минут удерживала внимание публики прежде всего за счет талантливой, смелой и веселой игры британцев. Как пошутил режиссер Drama Centre in London: «Интересно критиковать Станиславского (выдающийся режиссер был прототипом одного из главных героев романа. — «Эксперт»), используя в актерской игре его же театральные принципы».
В подобном же гротескномстиле сыграл на фестивале булгаковскую пьесу «Кабала святош» («Мольер») канадский театр TIFT. «Именно с помощью гротеска мы находим своего зрителя в Северной Америке. Прежде всего студентов и школьников. В 2005 году, когда мы поставили в Канаде ”Кабалу святош”, именно эта аудитория оценила шум, гам и импровизацию на сцене. Прочитав пьесу, мы сразу решили, что в своем театре поставим ее в нереалистическом ключе», — рассказал «Эксперту» руководитель канадского театра.
Отличным пиар-ходом фестиваля стало приглашение известного джазмена Алексея Козлова. Вместе с трио «Второе приближение» он выступил со спектаклем «Два обэриута» — чтением под джаз стихов представителей Объединения реального искусства, которое возникло в конце 20-х годов прошлого века (самый известный представитель — Даниил Хармс). Как пояснил Алексей Козлов, его привлекло сходство судеб Булгакова и обэриутов, находившихся в «черном списке» у властей того времени.
Запад нам поможет
Виталий Малахов объясняет традиционный для Булгаковского феста формат чтений стремлением к эксклюзивности фестивальных событий и недостаточным объемом спонсорского финансирования. «К сожалению, у нас пока нет таких крупных генеральных партнеров, как правительство Москвы и LG Electronics у Московского Чеховского фестиваля. Но Главное управление культуры Киевской городской государственной администрации с первого мероприятия поддерживает нас. Наметились и постоянные партнеры — МТС, Альфа-Банк, МАУ. В следующем году мы собираемся привлечь
западных режиссеров для постановки полноценных фестивальных спектаклей», — говорит Малахов.
Темой следующего фестиваля станут, скорее всего, два булгаковских произведения — хорошо известная повесть «Собачье сердце» и несправедливо полузабытые «Роковые яйца». Их постановка с участием зарубежных театров будет дорого стоить. Так, например, если речь идет даже не о самых популярных московских театрах, издержки на выступление их труппы в Киеве даже при минимальных гонорарах составят не менее 25 тыс. долларов. А известные западноевропейские театры работают уже за вознаграждение не менее 120 тыс. долларов за спектакль.
Но организаторы нашли выход. Малахов ведет переговоры с раскрученными украинскими режиссерами, работающими за границей, о постановке спектаклей с киевскими актерами. «Зачастую зритель идет на конкретного режиссера — например, Виктюка, Жолдака или Некрошюса, — мало обращая внимания на имена актеров в их авторских спектаклях. Такой театр известен как театр знаменитого режиссера. Столичным актерам, например из Театра на Подоле, будет интересно и полезно познакомиться с незнакомой театральной эстетикой. А киевский зритель сможет насладиться мастерством известного режиссера», — говорит Малахов. Возможно, на следующем фестивале со своим спектаклем «Собачье сердце», который вскоре будет презентован в Канаде, выступит украинский актер и режиссер Григорий Гладий. Последние годы он живет в этой стране и проводит театральные мастер-классы в Северной Америке и Европе. Для привлечения большего количества участников Театр на Подоле создаст специальную группу из театральных критиков по образцу известного Эдинбургского театрального фестиваля.
Сейчас организаторы феста, в отличие от своих американских, западноевропейских и российских коллег, не могут предложить меценатам и спонсорам налоговые льготы, но очень надеются привлечь внимание бизнесменов к мероприятию с помощью известных украинцев. Так, на нынешний фестиваль был приглашен Павел Глоба с презентацией своей новой книги «Булгаков оккультный». Однако оказалось, что астролог сможет прибыть в Киев только почти через месяц после окончания праздника. И всё же, как говорится, нет худа без добра. Эта нестыковка натолкнула организаторов на идею расширить временные границы фестиваля и провести в его рамках разнообразные акции на протяжении всего года. Например, — проект «Мой Киев», в котором известные украинцы будут проводить экскурсии по столичным улицам, связанным с творчеством и жизнью Булгакова. Организаторы уже ведут переговоры с писателем Юрием Рогозой и певцом Святославом Вакарчуком. Особенно заинтересовала Булгаковский фестиваль кандидатура Виталия Кличко — в студенческие годы спортсмен два года подрабатывал экскурсоводом.
Также организаторы фестиваля хотят перенять опыт своих зарубежных коллег по успешному привлечению спонсорских денег. Как рассказал «Эксперту» продюсер Аркадий Спивак, большинство американских театров активно использует фандрейзинг (научно разработанная неприбыльными организациями методика привлечения спонсоров и меценатов. — «Эксперт»). Привлечение средств, за которое отвечает продюсер театра, продолжается круглый год, при этом для переговоров со спонсорами заинтересовывают влюбленных в театр публичных людей (главные редакторы печатных изданий, политики, спортсмены и т. д). Бюджет того же TIFTа состоит из четырех равных частей — спонсорские средства и гранты крупных корпораций, деньги банков, сборы от популярных спектаклей и организаций массовых городских мероприятий, а также так называемые дотации (пожертвования зрителей).
В такой ситуации театр не должен работать только на выручку. Однако не менее двух кассовых спектаклей (например, бродвейские мюзиклы «Хэлло, Долли!», «Призрак оперы» или «Моя прекрасная леди») в сезон ставить нужно обязательно. Кроме того, продюсеры неустанно изобретают интересные схемы для привлечения зрителей на менее раскрученные спектакли. Устраивают, например, игру одного актера для нескольких десятков зрителей в колесящем по городу автобусе или же используют живые декорации,
например, рынок или парк. Используются также привычные для бизнеса методы телемаркетинга, продажа билетов по телефону и абонементов на весь театральный сезон со скидкой.
Насколько такие схемы приживутся в Украине (и приживутся ли вообще), покажет время. Но одно уже ясно — Булгаковский фестиваль интересен западному театру не менее, чем украинскому. А происходящий на нем обмен опытом дает новый импульс для развития отечественного театра.
Добавить комментарий