Вообще-то, скорой медицинской помощи как социальному институту исполнилось уже 234 года. Родоначальниками этого дела выступили голландцы, позднее эстафету приняли французы и немцы. В нашу глубинку «добрые самаритяне» пришли значительно позже.


30 июня 1902 года Министерство внутренних дел Российской империи утвердило Устав Общества скорой медицинской помощи в Киеве. Этот день принято считать датой рождения спасательной Станции в нашем городе, а значит, столетний юбилей киевской «неотложки» не за горами. К слову, наша «скорая» возникла раньше рижской, московской, харьковской, одесской, петербургской…


Интересно, что существовала она исключительно за счет пожертвований. Порою ее жизнь «висела на волоске» ввиду отсутствия средств, и тем не менее, каждый житель города в случае необходимости имел право вызвать карету скорой помощи, не прибегая к чьему бы то ни было посредничеству.


Вот подробная инструкция, адресованная нашим предкам, с объяснением, как это нужно делать: «Для вызова станции следует отыскать ближайший телефон, вызвать телефонную станцию и на вопрос телефонистки: «Что угодно?» или «Станция», ответить: «Скорую помощь». Телефон немедленно будет соединен. Вызывающий, не отнимая трубки от уха, отвечает на все вопросы врача (номер телефона, что случилось, как давно произошел несчастный случай или заболевание, улица, номер дома, номер квартиры, кто сообщает) и должен ждать ответа врача: «приедем» или «не приедем».


В дежурной части имелись два телефона (даже в 1910 году это оставалось привилегией избранных учреждений или богачей). В течение 2 минут после получения сигнала бригада отправлялась на выезд. Частенько случалось, что пострадавшего доставляли на Станцию собственными силами. В таких случаях помощь оказывалась непосредственно в приемном покое.


Обслуживали население города шесть надежных и выносливых санитарных карет австрийского производства (фабрика Лохнера). Одна из них всегда находилась в запряжке в ожидании выезда. Каждые два часа (если вызова не поступало) сменялся персонал. Давали отдых и лошадям. Если же карета отправлялась к больному, тотчас была готова к выезду другая. И так далее.


В каждой из карет находился полный хирургический инструментарий, перевязочные средства, медикаменты, в особенности противоядия, индуктивный аппарат (предок реанимационной установки), кислородная подушка и даже запасные носилки. Имелись в каждой карете и такие специфические предметы, как факелы и пожарные каски.


В 1909 году Станции пожертвовали карету-ландо с лошадьми, специально предназначенную для перевозки больных пассажиров с вокзала в город.


Вспомним благотворителей Терещенко, Абрагамсона, Контовта, Беера — наших соотечественников, на средства которых, собственно, и приобретались те самые кареты, медикаменты, инструментарий и лошади…


Круглосуточно на Станции дежурили два врача, а с шести до десяти вечера — три. Прежде чем перейти к самостоятельной деятельности в столь непростом деле, каждый из них должен был сделать пятьдесят выездов совместно с более опытными коллегами. Дежурный врач получал в 1912 году жалованье в 600 рублей (в общем, не густо), обеспечивался униформой, а при выездах был обязан надевать фуражку установленного образца. Впрочем, остальные девять штатных санитаров, четыре кучера, дворник и курьер также облачались в собственную униформу.


А вот пример настоящего бескорыстия, по-моему, уникальный и достойный подражания. Сколь маленькой ни была зарплата врача скорой помощи, вознаграждение, которым иногда одаривали его больные, передавалось непосредственно казначею. Благотворителю уже на следующий день курьер доставлял квитанцию о приеме денег на нужды Общества и благодарственное письмо от имени председателя.


Если заглянуть в статистические отчеты Станции, можно с уверенностью сказать, что главной заботой врачей было оказание помощи людям, получавшим увечья или травмы по неосторожности. За ними шли жертвы внезапных внутренних заболеваний, а замыкали список потенциальные самоубийцы. При Станции даже имелся музей с коллекцией предметов, служивших в качестве орудий насилия, самоубийства, случайности и неосторожности. Деятельность учреждения была открытой. Ознакомиться с его работой и при случае осмотреть экспонаты музея мог каждый.


Врачи Общества скорой медицинской помощи за первые десять лет его существования оказали безвозмездную помощь 60 тысячам человек! Чаще всего, чернорабочим и ремесленникам, квалифицированным рабочим, в меньшей степени — лицам свободных профессий (врачам, инженерам, адвокатам), военным и чиновникам.


Расходы на содержание Станции были существенны — около 20 тысяч рублей в год. В эту сумму включалась немалая стоимость аренды помещений, жалованье персонала, содержание лошадей.


Чтобы сводить концы с концами, создатели Устава Общества скорой медицинской помощи решились на отчаянный шаг. Они жестко регламентировали финансовые обязательства каждого из членов организации. Была создана своеобразная медицинская «Табель о рангах». Почетный член Общества, а становился им лишь тот, кто оказал существенные услуги, вносил в кассу организации не менее


1 000 рублей. В таком случае он приравнивался к действительным членам. Отмечу, что среди самых активных благотворителей, получивших к тому же пожизненное звание «Действительный член Общества», были военный министр Сухомлинов, граф Игнатьев, киевский генерал-губернатор Трепов, Лев Бродский, Александр Терещенко, Великий князь Андрей Владимирович и многие другие не менее уважаемые личности.


Судьба Общества скорой помощи внушала серьезные опасения. Особенно тяжкой выдалась осень 1907 года. Тогда, обремененное долгами, оно не могло выплатить даже двухмесячное и без того скудное жалованье врачам и санитарам. Не на что было купить фураж для лошадей. Чтобы выйти из положения, Общество решило учредить Дамский Комитет. Его задачей стало привлечение в Общество новых членов (каждый из которых, разумеется, уплачивал членский взнос), устройство в его пользу спектаклей, концертов и балов. Все это шло на святое дело человеколюбия. Почетной председательницей Общества стала жена киевского генерал-губернатора Трепова, представительницами Дамского Комитета — наиболее известные дамы города. Это также пошло на пользу.


Результат превзошел ожидания. «Пароходное гулянье по Днепру», несколько вечеров «Cabaret», лотерея, выпуск специальных почтовых марок (получить разрешение было очень непросто), распространение открыток с видами Станции Общества и различных фаз его деятельности значительно поправили дела, принеся несколько тысяч рублей чистой прибыли. Помог и город, выделивший 10 тысяч рублей на развитие Общества. Скорая помощь уцелела, продолжила существование и даже рассчиталась с долгами.


Что касается тех самых марок (к сожалению, отыскать их не удалось), то они служили «добровольной приплатой» к товару, купленному в сети лучших киевских магазинов.


Интересно, что Общество получало прибыль от реализации издаваемого им же внушительного (по объему и информации) ежегодного Календаря, адресной и справочной книги города Киева. Эта традиция была прервана в 1917 году.


Купив всего за один рубль специальный потребительский билет, любой киевлянин мог получить скидку, приобретая товары у некоторых торговых фирм, сочувствующих деятельности Общества скорой помощи. Таким образом, станция получала дополнительные средства, что и обеспечивало неотложную медицинскую помощь киевлянам.


Примечателен упрек, высказанный в 1912 году в адрес рядовых киевских обывателей руководством Общества: «Неся врачебную помощь в несчастных случаях днем и ночью, Общество было бы вправе, кажется, рассчитывать на поддержку со стороны всех жителей г. Киева.


Между тем не покажется ли странным всем и каждому, что из 450 тысяч жителей г. Киева состоят членами Общества, вносящими свои взносы, всего лишь около 1 000 человек?!»


Думается, что весь «фокус» тогда, как, впрочем, и теперь состоял в отсутствии обязательной страховой медицины. По сути, если бы каждый житель Киева, независимо от ранга, достатка и т. п., уплатил годовой страховой медицинский взнос размером в какой-нибудь гривенник (цена стакана чаю), набралась бы сумма в 45 тысяч рублей. Она покрыла бы не только затраты на содержание Станции, но и позволила развиваться всей городской медицине. Как ни печально, но сознательность нынешних киевлян немногим выше. К тому же, ревнители «бесплатной» медицины отстаивают постулат эпохи большевизма: «Социалистическому обществу — бесплатную медицину!» Но, во-первых, нет социализма, нет, по сути, и консолидированного общества, а во-вторых, никакая поддержка «отцов города», даже если она и направлена на увеличение зарплаты персонала и приобретение новых «газелей» для современных «карет» скорой помощи, не способна до конца решить финансовые проблемы. Так что, уважаемые господа и дорогие товарищи, проблемы столетней давности существуют до сих пор.


Робкие попытки Городской Управы образца 1915 года решить вопрос авторитарно не увенчались успехом. Даже в то далекое время популисты отстаивали право каждого из горожан лично решать: страховать свое здоровье или нет.


К счастью, при хроническом отсутствии средств на здравоохранение (слово-то какое мощное!), находились благотворители и меценаты, финансировавшие отрасль для того, чтобы в условиях повальной антисанитарии (издержки промышленного капитализма) люди могли рассчитывать на своевременную и недорогую медицинскую помощь.


Судьба Общества скорой медицинской помощи в Киеве оказалась не очень счастливой. Длительное время оно не имело даже собственной, сколько-нибудь подходящей для жизнедеятельности усадьбы. Адреса на Владимирской и Рейтарской, где отсутствовали в необходимом количестве даже помещения для нормальной работы, были, по сути, временными, каковыми и оставались до октября 1917 года. Хотя в наше время конные выезды давно сменились микроавтобусами, а все же странно и в то же время привычно услышать из уст киевлян: «Карета скорой помощи».


Сегодня, безусловно, храня и уважая опыт предшественников, работники городской неотложки делают все возможное, чтобы не прерывалась «связь времен». Конечно же, изменилась квалификация врачей, увеличился арсенал средств, которые помогают бороться с недугами. Но остались и проблемы. Решить их — дело чести и совести нынешних городских властей.


Закончу эссе об организации скорой помощи в дореволюционном Киеве цитатой из обращения Общества к горожанам: «Станция Общества оборудована всем необходимым для подачи первоначальной помощи, и всякому очевидно, что и для самого пострадавшего лучше получить помощь в соответствующей обстановке на станции, а не на улице или в подвале, где врачам нередко приходится работать среди грязи и пыли, иногда при недостатке воды и даже освещения. Кроме того, нельзя забывать, что на станции одновременно дежурят только два врача, и с выездом одного из них продуктивность деятельности станции падает наполовину, и нередки случаи, когда обе кареты находятся на выезде по пустякам, а где-нибудь в городе происходит серьезный случай, действительно нуждающийся в немедленной помощи, — и больной погибает».


Говоря об организации медицинского и санитарного дела в дореволюционном Киеве, следует отметить и тот отрадный факт, что в городе существовало огромное количество бесплатных или весьма дешевых лечебных заведений, аптек, пунктов выдачи лекарств, бесплатных медицинских консультаций. Как и в случае с Обществом скорой медицинской помощи, в своем большинстве они содержались за счет благотворительных взносов и пожертвований.


Так, клиники Университета Св. Владимира имели в своем составе акушерско-гинекологическое, хирургическое, терапевтическое и глазное отделения. Под руководством светил медицинской науки студенты старших курсов проводили осмотр больных, ставили диагноз, назначали лечение. Средства на все это выделялись непосредственно Университетом. Жители многих поколений не помнили нареканий относительно качества лечения. Ни один из больных, насколько позволяют выяснить архивные источники, не пожаловался на плохое с ним обращение. А ведь за годы существования учреждения здесь прошли курс лечения тысячи человек.


Городская больница Цесаревича Александра, известная ныне киевлянам как Октябрьская больница, — еще один важнейший форпост медицины как ушедшей эпохи, так и современности. Здесь спасли жизнь и излечили десятки тысяч больных.


Кирилловские богоугодные заведения (в сущности, губернская земская больница) круглосуточно принимала стационарных больных. Здесь, помимо душевнобольных, лечили и алкоголиков, причем бедных — совершенно бесплатно. Замечу, что курс лечения иногда достигал одного года!


Особо уязвимым местом в жизни Киева (равно как и всех других крупных городов государства) были настоящие эпидемии венерических и кожных заболеваний. Помогали бороться с этими недугами многие клиники города. Плату брали в очень редких случаях.


В Киеве на рубеже веков существовала сеть бесплатных аптек, больниц с бесплатной рецептурной выдачей лекарств (правда, имелись сложносоставные дорогостоящие препараты, за которые, пусть и со скидкой, но приходилось платить). Особенно усердствовали в распространении бесплатных и дешевых лекарств администрации Еврейской больницы, Больницы для чернорабочих, лечебницы при монастырях.


Не забывал большой город и о роженицах. Создавались необходимые условия для того, чтобы развивалось акушерство. Большинство родильных отделений и палат при клиниках были бесплатными. При этом врачи заботились о наибольшем комфорте для молодых матерей.


В 1915 году в городе насчитывалось около шестидесяти лечебниц и клиник, многие из которых оставались бесплатными вплоть до установления советской власти в Украине.


Конечно же, большевистская пропаганда в свое время сделала «черное дело», обвинив своих предшественников во всех смертных грехах. В то же время по такому банальному показателю, как количество больничных коек на одну тысячу человек (а болеют, к сожалению, очень многие), мы в эпоху развитого социализма не достигли не то что уровня 1913 года, но и показателей начала 1900-х годов.


Еще несколько фактов из прошлого.


В период Первой мировой войны в Киеве было организовано несколько специализированных госпиталей. В них работали выдающиеся медики дореволюционной поры. Вместе с ними помогали реабилитироваться увечным воинам и психотерапевты. Инвалиды войны осваивали мирные профессии, приспосабливались к непростым условиям своего бытия. Этот социальный институт прекратил свою деятельность после победы Октября «за ненадобностью». Как результат — лазарет для увечных воинов-коммунаров, созданный в Киево-Печерской лавре, отличался редчайшим цинизмом контингента. Красноармейцы, проходившие курс лечения на территории обители, совершали налеты на монастырскую кухню, «реквизировали» у монахов хлеб, уничтожили почти все «буржуйские» надгробия на кладбище Рождественского бастиона крепости, «выкололи» при помощи холодного оружия глаза на иконах с изображением святых, осквернили источники Антония и Феодосия, в конце концов, способствовали расстрелу Киевского митрополита Владимира (канонизированного недавно Церковью). Очень хочется верить, что подобное уже не случится никогда.