Работы по созданию тоннеля были прерваны незадолго до взятия города гитлеровцами. Свидетельства грандиозной стройки — два фрагмента тоннеля с обеих сторон Днепра и один — на Оболони… Увы, на инженерных памятниках эпохи нет даже таблички. Экскурсию по заброшенным путепроводам для «БЛИКа» устроили организаторы виртуального клуба путешественников Роман Криницкий и Рая Федоровская.
Секрет «подводной лодки»
Первая остановка на Оболони. Героев Сталинграда, 8. Около набережной возвышается махина, с виду похожая на подводную лодку. Труба сверху – кессон. С его помощью начинали строить тоннель. Кессон отливался на месте, затем из-под него постепенно выбирали землю, и он оседал до необходимой глубины. Добивались погружения на 30-40 метров. Это высота 12-этажного дома! После чего земляные работы шли уже в горизонтальном направлении.
Мини-Венеция под боком
Второй фрагмент находится на Позняках в окружении дачных участков. Пробраться к нему можно лишь через чужой огород: с одной стороны тоннель надежно «охраняют» заросли, с другой он вплотную примыкает к частной застройке. Перед входом уютная заводь. В самом канале, длиной 70 метров, воды по колено. Владельцы соседствующей с тоннелем дачи могли бы соорудить для себя в этом месте мини-Венецию. А зимой, когда вода в канале замерзает, здесь можно кататься на коньках.
Осторожно, пираньи!
Наиболее интересный участок тоннеля на острове Жуков, в районе Чапаевки. Его длина около километра. На резиновой лодке мы проникли внутрь. Стены и своды сооружения высотой с трехэтажный дом покрыты плесенью. На потолке – солевые «сталактиты». На стенах «вдохновляющие» надписи: «Осторожно, пираньи!» или «Паспарту, надежда умирает последней!». В начале пути лопасти весел даже не полностью погружались в воду. Затем становилось все глубже. По дороге встречались коряги, бревна и… бутылки из-под пива. Мы проплыли метров двести-триста: потолок неуклонно снижался. Еще немного – и мы уперлись бы в него головой. Раньше смельчаки пытались изучать тоннель под водой в гидрокостюме. Но ничего интересного не обнаружили.
Что-то нет до сих пор фотоотчёта по этой экскурсии.Мой скромный вклад:
А тунель справді перетинає Дніпро?
Що з цього приводу говорять архіви?
Я когда-то заинтересовался этой темой ибо живу недалеко от Жукова острова, в тех краях прошло моё детство и рыбачили мы там частенько. В общем это затопленное метро будоражило наше воображение. И вот решил я как-то порыть в интернете про данный проект и накопал статью, автор которой Константин Стогний (тот самый). В той статье трое смельчаков пытались под водой с серйозным оборудованием и мощными фонарями обследовать подводную часть тоннеля. Наблюдали они они там кучу строительного мусора и ила. Через весь тоннель им пройти не удалось: где-то посередине проход был завален арматурой "толщиной в руку" и между прутьев они не смогли пролезть. Но некто слышал от кого-то что кто-то пролазил через этот завал будучи пацаном: сначала сам, а потом и акваланги; так вот он якобы видел стоящий на рельсах целый состав.Еще накопал статью человека, который руководил одним из участков строительства. Он рассказывал, что это было очч секретно в то время, что были военные и они их охраняли, что рассаживали деревья с обеих сторон, чтоб они со временем скрыли тоннель, условия труда были неплохие и кормили их там просто на убой всякими деликатесами, ну и платили хорошо.
До недавних пор об этом нигде ничего нельзя было прочесть, кроме как в большой статье Надежды Юрченко, опубликованной много лет назад с моей подачи в газете "Прапор коммунизма". Загадка в том, куда вели эти тоннели: в последнее время всё больше примет того, что рельсы должны были тянуться вдоль ДОТов Киевского укрепрайона. И ещё загадка - использовался ли там труд ЗК - заключённых-каналармейцев. Пока все дружно от этого открещиваются, хотя верится с трудом.
Можно добавить, что подобный 7-км тоннель в Хабаровске уже 60 лет исправно пропускает поезда под Амуром.
"Автор - Катерина САЛЕЙ пишет: "На резиновой лодке «БЛИК» проник..." Не поймешь этих журналистов. "Катерина..." и "проник"... 🙂
А где собсно тайна то??? Которая хранилась с 36 года...Любят эти журналисты напустить туману, а по факту откажется, что это и не туман вовсе...
fascinating!