Исполнилось 35 лет вступления в строй первой очереди Киевского метрополитена и 30 лет со дня открытия моста метро. В связи с этими датами представляет интерес информация о некоторых событиях, имевших место в самом начале ХХ века…
Осень 1916 года. Идет первая мировая война. Юго-Западный край Российской империи вместе со всей страной терпит бедствия и лишения. В недавно процветавшем Киеве — острый продовольственный дефицит. Отчаянные заголовки на газетных страницах: «Беспорядки в мясном деле», «Молочный голод», «Керосинный кризис», «Введение карточек на сахар» и т.п.
Неожиданно холодная погода в сентябре обнажила проблему топлива (из-за невыполнения железной дорогой установленных норм подвоза), а к середине месяца, несмотря на обильное движение порожних вагонов, подвоз дров совершенно прекратился (газета «Киевлянин», 23 сентября 1916 г.). Городская Дума ходатайствует о займе на операции по заготовке дров и угля, ищет леса, пригодные для вырубки. Одновременно возникает и проблема развозки топлива по городу: грузовых автомобилей тогда не было, а подавляющий процент перевозочных средств, т.е. лошади — «призваны в действующую армию». Городское управление решает: для организации городского дровяного обоза закупить в Астраханской губернии 300 верблюдов, так как рабсила одного верблюда равна рабсиле двух с половиной крупных лошадей или трех небольших. А съедает верблюд лишь половину рациона обыкновенной лошади. «Если верблюды вынесут наш климат, то это будет весьма полезная рабочая сила». («Киевлянин», 9 сентября 1916 г.)
Несмотря на общий хозяйственный упадок, отцы города, заседающие в киевской Думе, в грядущее смотрят с оптимизмом. Война — дело временное, — рассуждают они. — После ее окончания Киеву, судя по довоенному развитию, предстоит блестящая будущность: в течение ближайшей четверти века можно ожидать весьма значительный рост города, как в плане увеличения населения, так и в развитии торгово-промышленной деятельности.
14 октября 1916 г. в газете «Киевлянин» появляется статья «Будущее гор. Киева». Любопытны обстоятельства, предшествовавшие ее публикации. В то время в России существовала Русско-американская торговая палата с отделениями в ряде городов, в том числе и в Киеве. Заинтересованное в выгодном размещении американского капитала, киевское отделение палаты обратилось к городскому голове И.Дьякову с заявлением, в котором указывалось, что рост Киева идет в последнее время чисто американскими темпами, и в связи с этим на заседании правления палаты возник вопрос об улучшении городских сообщений. Своеобразные условия Киева — разбросанность районов, дороговизна квартир в центре, гористый рельеф и т.д. -выдвигают проблему дешевого, скорого и безопасного сообщения. Существующий городской трамвай не отвечает этим условиям. Не будет он отвечать им даже в случае проведения коренных реформ. Единственным выходом, по мнению правления палаты, явится постепенный переход от надземного трамвая к подземному (т.е. метрополитену). Указывались при этом и главные преимущества подземного трамвая, имеющие для Киева особенное значение: дешевизна эксплуатации, скорость передвижения и полная безопасность (имелось в виду отсутствие пешеходов, а также параллельного и встречного транспорта). Для осуществления данной акции предполагалось привлечь сравнительно дешевый американский капитал.
В ответ на это предложение городской инженер И.Мочало представил в Горуправу обширный доклад, где говорилось, что для обслуживания населения растущего города необходимо значительное развитие путей сообщения, причем пути эти должны быть одним целым с пригородными дорогами и соединить Киев с ближайшими населенными пунктами — Белой Церковью, Васильковым, Житомиром и Черниговом. Выработка силовой энергии должна быть централизована и проводиться основной станцией с целой сетью районных подстанций.
Для осуществления комплекса всех работ требовалось до 100 млн. рублей. Изыскать такой капитал, а также выполнить намеченные задачи, по мнению докладчика, Киеву не под силу. Поскольку строительство «подземного трамвая» задевало бы интересы не только города, предлагалось создать акционерные компании, где часть акций можно было бы реализовать в необходимый частный капитал, а остальной частью акций оценить права учредителей — города, земства и правительства. Причем город, обладая свободным капиталом, мог бы постепенно погашать акционерный долг. Такой способ финансирования, подчеркивает докладчик, «требует тщательной разработки специалистами финансового дела и для этого достаточно времени впереди». (Вот тут инженер И.Мочало ошибался; он не знал, что государственное время старой России отсчитывает свои последние мгновения.)
Для реорганизации путей сообщения, освещения и т.п. предлагалось учредить специальное бюро и возложить на него разработку проектов улучшения городского и пригородного сообщения, центральной силовой станции, составления смет и финансовой стороны проекта. Лишь после этого город может предложить участие в его выполнении американскому или какому-либо иному капиталу.
…К обсуждению предложения Русско-американской торговой палаты об устройстве метрополитена на концессионных началах киевская Горуправа вернулась лишь 5 декабря. На пленарном заседании присутствия было признано нежелательным приобретать городу нового концессионера.
Но… ввиду необходимости улучшения и развития киевских путей сообщения, а также вследствие отсутствия у города свободных капиталов присутствие постановило: войти с Русско-американской торговой палатой в предварительные переговоры о том, не представится ли возможность создать подземную железную дорогу на полуконцессионных началах, т.е. чтобы горуправление явилось участником не только в прибылях общества, но и в его капиталах и таким образом получило возможность участвовать в управлении предприятием.
Размышляя над этими предложениями, думцы все чаще обращались мыслями к светлой перспективе метрополитена. Да и Русско-американскую торговую палату не оставляла идея постройки «подземного трамвая». Желая заинтересовать своим предложением американских предпринимателей, киевское отделение решило поместить в «Вестнике» своей палаты статью на английском языке и обратилось к киевскому городскому голове с просьбой о предоставлении данных для ее написания. При этом сообщалось, что секретарь палаты намерен выехать в Америку, где будет заниматься покупкой обуви, тракторов и «привлечением американского капитала к сооружению метрополитена в Киеве».
Дело в том, что к списку киевских проблем прибавился и дефицит обуви; у магазинов «Скороход» стали образовываться невиданные ранее толпы. Отделение палаты с чисто американской деловитостью решило: пока будируется вопрос с метрополитеном, окажем «посильную помощь» обувью и тракторами.
Информация об этом была помещена в газете «Киевлянин» 28 января 1917 года. А в феврале начались всем известные «государственные заварушки», и строительство метрополитена было отложено. До 1949 года.
Добавить комментарий