Автобус или маршрутка?
Если быть скрупулезно точным, то 80-летие киевского автобуса, уже отмеченное в конце августа, можно поставить под сомнение. Во-первых, первые попытки наладить в нашем городе движение коммерческих автобусов (по-тогдашнему моторных омнибусов) делались еще до революции. А во-вторых, те машины, курсировавшие с 1925 года, не сразу создали свою сеть маршрутов, а поначалу просто дублировали главный общественный транспорт – трамвай. И были при этом малость дороже. К примеру, в 1929-м автобусы ходили только по линии трамвайного маршрута №2 – с Подола на вокзал через Крещатик. Если на трамвае за один тарифный участок брали 8 копеек, то на автобусе – 10. Вместимость автобусного салона (первенцами были машины марок «Мерседес-Даймлер» и «Фиат») составляла от силы 20 человек. Короче говоря – какой же это автобус? Обыкновенная «маршрутка»!
Ну что ж, маршрутное такси нам тоже полезно и для своих 80 лет выглядит довольно бодро. Но, впрочем, к 1935 году уже и автобус стал похож сам на себя. Если два из четырех его маршрутов продолжали обслуживать пассажиров центра (скажем, по маршруту №1 машина за 25 копеек возила по Крещатику – с нынешней Европейской площади на Бессарабку и обратно), то другие два служили жителям окраин – Демеевки и Лукьяновки.
А после войны, когда восстанавливались трамвайные и троллейбусные маршруты, автобус выручал киевлян. И в дальнейшем зарекомендовал себя как транспорт-разведчик. Пока еще куда-то в новые районы дотянут троллейбус, или тем более метро, – а автобус уже тут как тут и перевозит людей.
Косиор – отец нашего транспорта
Вспоминая о том, как в Киеве появился троллейбус, можно сказать два слова: захотели – смогли! Первый в СССР троллейбус был пущен, естественно, в Москве в 1933-м. Но год спустя в Киев переехала столица Украины. И наша столица вслед за общесоюзной поставила вопрос о новом транспорте. Легко ли это было сделать, если даже не было известно, где брать машины? Пришлось их делать самим на трамвайном заводе возле нынешней станции метро «Лыбидская», модифицировав еще «сырую» московскую модель. И ничего, справились. За кратчайшее время, к ноябрю 35-го, и подвижной состав был готов, и первая троллейбусная линия проложена – вдоль Красноармейской. Киевляне не только сами с ходу научились делать троллейбусы, но и другим помогли. Не все знают, что третий в Союзе троллейбус появился в Ростове-на-Дону, а машины у них были киевские.
Когда автор этих строк учился на электрофаке КПИ, там еще преподавал старенький, похожий на артиста Яншина профессор Сергей Ребров. В свое время он, главный инженер службы движения трамвайного завода, был одним из зачинателей киевского троллейбуса. Сам осваивал его устройство в Москве, потом преподавал эту премудрость киевским водителям…
Правда, поначалу горожанам объясняли, что главная заслуга в появлении нового киевского транспорта принадлежит партийным вождям – товарищам Косиору и Постышеву. Но… через считанные годы обоих объявили врагами народа. На судьбе троллейбусного движения это, к счастью, не сказалось.
За 70 лет киевляне навидались всяких троллейбусов: помнят и горбатенькие МТБ, и экспериментальные киевские модели, и заполонившие город «Шкоды». Но каковы бы они ни были, почему-то именно троллейбус – особенно вечерний, поздний, не слишком переполненный, – чаще всего наводит на поэтические размышления. От известной песни Окуджавы про «Синий троллейбус» до стихотворений безвременно ушедшего киевлянина Леонида Киселева, который когда-то записал стихами целые сценки, происходившие в троллейбусном салоне.
Наше метро самое «метрошное»
Если троллейбус добрался из Москвы в Киев за пару лет, то метро преодолевало то же расстояние целых четверть века. Ну да – война, разруха…
И все же, несмотря на лежавший в руинах центр, метростроители взялись за дело. А задача предстояла сложнейшая. Чтобы в перспективе перебросить стремительные поезда через Днепр (кстати, и мост Метро нынче юбиляр – ему 40 лет!), пришлось забраться на страшную глубину относительно правобережных холмов. И не без основания считается, что киевское метро – самое глубокое в мире. В каком еще городе, спускаясь на платформу, нужно преодолеть сразу два длиннющих эскалатора – как у нас на «Арсенальной» и «Золотых Воротах»?
Но вот в канун октябрьского праздника 1960 года на станции «Крещатик» собрался торжественный митинг, посвященный пуску первой в Украине подземной линии. На сей раз ораторы не упускали случая подчеркнуть, что инициатива создания киевского метро принадлежала персонально руководителю КПСС – товарищу Хрущеву. Это не было льстивым преувеличением. Именно Хрущев верховодил в Украине, когда принималось правительственное решение о строительстве подземной магистрали. И вот на киевском митинге его фамилию склоняли и так и эдак, и больше всех – тогдашний глава ЦК КПУ Николай Подгорный. Речь свою он, подобно открывателям старгородского трамвая из «Двенадцати стульев», начал с оценки международного положения. «Вместе с советскими людьми, – отметил Подгорный, – прогрессивное человечество с особым удовлетворением отмечает морально-политическую победу, которую одержала на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН советская делегация во главе с пламенным, непримиримым борцом за мир Никитой Сергеевичем Хрущевым». Многие слушатели, наверное, улыбнулись. Это ведь была та самая сессия, на которой первое лицо СССР колотило ботинком по столу и сулило Западу «кузькину мать».
А когда торжества закончились, под землю пустили киевлян. В первый же день чуть ли не весь Киев захотел побывать здесь. Среди пассажиров оказался и мой отец, державший на руках маленького сына – то есть меня. В какой-то момент напор оказался таким сильным, что если бы папа не заорал во весь голос и толпа не шарахнулась, я бы теперь этих строк не писал.
Добавить комментарий