Весть о закрытии пришла внезапно: еще утром 22 февраля никаких новостей не было, а водитель трамвая 5-го маршрута уверенно отвечал, что и 23 февраля будет рейс. О закрытии говорили давно, но еще неделю назад в пресс-службе ГУ транспорта уверяли, что это состоится в 2012 году, что гости Киева еще успеют насладиться видами на зеленые острова в центре города, а там – кто знает… Наспех напечатанные объявления расклеили к обеду на столбах и на самом трамвае. Как и в случае сноса памятников архитектуры, заинтересованные силы решили действовать неожиданно для киевлян.
К вечеру на последние рейсы начали подтягиваться киевляне: чтобы проститься с линией. Любители этого вида электротранспорта стремились запечатлеть на фото исторические моменты – всего через пару часов после скорбного известия о закрытии маршрута в вагоне собралось уже несколько десятков человек. Зачастую именно от них обычные пассажиры узнавали о грустной новости. «Как можно, ведь автобусы на Набережном шоссе почти не останавливаются», «Теперь на Труханов остров пешком ходить аж от Почтовой», «Жаль, трамвайчик этот здесь один был, а теперь не будет», «В 2000-м мы с комфортом ездили на Подол с Русановки, а сейчас еле-еле в метро влазим» – звучало в вагоне от постоянных пассажиров «пятерочки».
Вечер 22 февраля 2011 года. Последние пассажиры маршрута №5 на конечной у моста Патона
Последние фотографии на конечной остановке у моста Патона, выкупленные на память едва ли не все талончики – и вагон медленно отправляется на Подол. И тут случилось удивительное: в последний рейс трамвай провел Его Величество Город – залпами салюта! По странному совпадению совершенно не знающие о закрытии маршрута киевляне праздновали в этот день у Ладьи (памятника основателям Киева) пятилетний юбилей свадьбы. Огромная огненная пятерка пылала на импровизированном постаменте, а вокруг ежесекундно вспыхивали ослепительные фейерверки – не хуже, чем на некоторых государственных праздниках!
…Салют закончился, пятерка медленно погасла, и вагон отправился в последний путь по 5-му маршруту. Сегодня трамвайные рельсы, словно от обиды, спрятались от посторонних глаз под непроницаемой снежной пеленой…
Байки от водителя трамвая
Валентин БАЛАКИН: «Мы возили музыкантов, рыбаков и отдыхающих»
Он выехал на 5-й маршрут в первые дни его существования – летом 2004 года. Ему же довелось вести вагон №5851 в последний рейс по набережной вечером 22 февраля 2011 года.
Водителю трамвая Валентину Балакину довелось выполнить грустную историческую миссию – отправить вагон «пятерки» по набережной в последний раз
– Трамвайное восстание. В первые дни после закрытия моста Патона многие не знали, что на левый берег трамваем уже не добраться – и по привычке садились в вагоны, не читая объявлений. На конечной у моста еще не разобрали все рельсы – и я по привычке проехал чуть дальше разворота. Навстречу выбежал перепуганный путеец – рельсы-то заканчивались! Я остановился и медленно тронулся назад – а пассажиры восклицали: «Ты правильно едешь, нам в Дарницу!»
– Такси для музыкантов. Трамвай по набережной – фактически скоростной, ведь рельсы лежат отдельно от автодороги. И не раз случалось, что пробка на трассе растягивается на километры, а мы едем. Однажды (когда на Днепре еще стояли дебаркадеры, а в них были клубы) подсаживается ко мне… целая группа музыкантов с аппаратурой. «Моральный кодекс» называется. «Мы заказали такси, – говорят, – еще час назад, а его все нет: пробка. Ты три раза мимо проехал, пока мы ждали машину. На концерт опаздываем – выручай!».
– Ночной экспресс. Помню, году эдак в 2008-м, на Певческом поле устроили грандиозный праздник. А в 22 часа начался салют. Через 5 минут должен был отправляться последний трамвай. «Наверху» приняли разумное решение – развозить людей, что называется, «до упора». В депо, тогда еще на Лукьяновку, мы вернулись где-то после часа ночи…
Как это было
Трамвай ходил аж в Бровары
– 1903. Первый проект электрического трамвая на Никольскую Слободку (ныне – массив Левобережный) и в Дарницу. Предпринимателю Николаю Матвееву предоставлена концессия на 75 лет, но проект не реализовали.
– 1910. Инженер Валерий Тимченко получил разрешение МВД на организацию трамвайного сообщения на Левобережье.
– 1911. Строительство линии: земляные работы на набережной, расширение дамбы в Предмостной Слободке (ныне – Гидропарк), расширение дороги к Дарнице. Пробное движение изготовленных в Лондоне бензомоторных вагонов (на 15 пассажиров) состоялось в декабре 1911 года.
– 1912. В мае торжественно открыто движение по Цепному мосту на Никольскую слободку – там располагалось депо.
– 1913. Линия продлена в Бровары, общая длина трассы – 18,1 км.
– 1920. При отступлении из Киева перед окончательным приходом большевиков польские войска взорвали Цепной мост через Днепр, по которому ездил трамвай.
– 1925. Мост, названный на сей раз именем Евгении Бош, восстановлен. Трамваи вновь отправились на Левобережье. Сначала – на Никольскую Слободку, а к концу года – в Бровары.
– 1926. Начата электрификация линии: открыт участок от Почтовой площади до Никольской слободки – маршрут №14.
– 1933. Электрифицирована линия до Дарницы – маршрут №15.
Эта линия была единственной в Украине вдоль берега реки и вызывала ассоциации с приморскими городами
– 1934. Открыт маршрут электрического трамвая №23 до Броваров. До войны успели проложить также линии до завода «Химволокно» и к кирпичному заводу на Никольской слободке.
– 1941. При отступлении советских войск взорван мост имени Евгении Бош, движение трамваев вновь прекратилось.
– 1951. Открыто движение по Набережному шоссе до еще строящегося моста Патона.
Набережное шоссе, 1950-е годы. Тогда двух полос автомобилям вполне хватало
– 1954. 1 ноября открыто движение по мосту Патона, в разные годы здесь было до 7 маршрутов трамвая одновременно. Набережная стала одной из самых загруженных линий.
– 2004. 9 июня под предлогом борьбы с пробками закрыто движение трамваев по мосту Патона. Организован маршрут №5 по Набережному шоссе, сюда же выезжали трамвай-кафе и ретро-вагон.
– 2011. 22 февраля отправился в последний рейс трамвай маршрута №5. Пробки на мосту Патона теперь еще больше, чем в 2004 году…
Жаль очень. Я так и думал, что причина снятия этой линии-пробки. Ибо других причин я не находил. То есть если я правильно понял линию с моста Патона сняли ещё в 2004 году и в 2004-2011 г.г. маршрут стал укороченным и ходил от Контрактовой площади-до бульвара Дружбы Народов и номер заменили на 5-ый. А раньше на Контрактовой площади были номера 21, 27 и 31 в сторону левого берега если я не ошибаюсь. По крайней мере укороченный маршрут могли бы и оставить. В наши дни станция метро Днепр-стала "мёртвой" станцией. С неё никуда нереально добраться кроме как на метро. Жаль очень, что городские власти вместо того чтобы искать альтернативу и строить новые дороги пошли по пути наименьшего сопротивления: Решили проблему автомобилистам, но создали проблемы тем пассажирам у кого нет машин. Я считаю, что хотя бы Контрактовую площадь и метро Днепр должны соединять автобусы иначе 3.14-здоболство просто. Куда теперь людям деваться если они выйдут на станцими метро Днепр?? Объясните мне. Главное сейчас сохранить хотя бы те трамвайные маршруты которые есть в Киеве на сегодняшний день. Учитывая и без того бешеную сумму на проезд 8 гривен если людей пересадить на маршрутки (проезд на них стоит дороже чем на трамвае)-они точно с голым задом останутся. Нельзя сравнивать цены на маршрутку в 2004 и в 2011 году и цены сегодняшних дней.
А я не успел на последний рейс. Для меня маршрут этого трамвая был очень символическим: проехаться по узким улицам Подола, а затем промчаться по Набережной. Практической необходимости в использовании этого маршрута не было. Я выходил на м. Днепр. Использовал маршрут сугубо в эстетических целях. Даже пассажиры встречались одни и теже. Жаль, что его давно уже нет.
а почему это маршрут стал 5-м.Я точно помню,что пятёрка ходила от Дворца спорта до Волгоградской
Так это было-то когда? До царя Гороха. Если вы имеете в виду трамвай на перекрётстке улиц Соломенской Волгоградской и Головка где раньше был фонтан и парк. Это было при "Совке". Сейчас то место не узнать вообще. К тому же трамвайный участок на Дворце Спорта сняли ещё в 2001 году. Поэтому данный 5-ый номер который шёл от Контрактовой Площади в 2004-2011 г.г. не имеет к 5-ому номеру который шёл при "Совке" от Дворца Спорта в Соломенский район-никакого отношения.
до волгоградской ходила 3-ка. вместо нее и тролл тройку пустили. вы ошибаетесь.
Никак нет.Тройка ходила по линии скоростного трамвая.В том,что пятёрка шла от Дворца спорта до Волгоградской уверен чуть более чем полностью))))
Пробки на Патона стали больше из-за того что кол-во авто выросло. Если бы на Патона сейчас был бы трамвай то пол города вообще бы стояло всегда.
Да? О о других людях вы подумали? Как им теперь добираться с Подола на Русановку??? Вы скАжете на метро. Так это через "Жмеринку" на "Борщаговку" получается. Или они пешком должны идти по вашей логике..Пробки-это не оправдание. В городе должно быть столько машин сколько дорог-не больше. Они даже 5-ый номер (укороченный) и то убрали. Теперь до станции метро Днепр добраться можно только на метро (если конечно не взять такси за огромные деньги). По городу добраться до метро Днепр теперь стало нереально.
Ага, вы еще скажите, что трамваи с Ленинградки пустые ходили. Сколько бы маршруток не каталось бы тогда? Я вот тут как раз еще читал сегодняшний отчет о том, что сейчас строят первую трамвайную линию в центр Парижа http://community.livejournal.com/ru_railway/1297165.html" rel="dofollow" target="_blank">http://community.livejournal.com/ru_railway/1297165.html , тупые, да?
Вы не заболели? Из-за долбаного трамвая на Патона пробки были ещё тогда когда по городу их почти не было, это раз. Во вторых трамвай по мосту не может идти отдельно от авто, то есть он будет стоять в той же пробке что и все остальные. В третьих. Старый мост Патона уже давно был не в состоянии выдержать вибронагрузку 16 тонных вагонов Татры. К тому же основной пассажиропоток с Ленинградки был не на Почтовую пл а на Печерск. Это уже не говоря о его шуме и о том что 6 полос на набережной для столицы как-то мягко говоря маловато.
ввести обмеження на рух. на роботу НЕ ПОТРІБНО їздити на авто.
Это потому-что у вас нет машины, и у семьи вашей её тоже нет. И не врите что есть.
а чому я маю обов’язково всюди їздити на авто, якщо воно в мене є? щоб показати свою «крутість»? ні, дякую. мені нема чого компенсувати таким чином.
На маршруткетрамваеавтобусетроллейбусе вы так же будете стоять в пробке. Так не лучше ли стоять в пробке в авто с комфортом.
Спасибо за здравый смысл.
і це здоровий ґлузд? ок, давайте зробимо 16-рядне шосе, щоб більше машин могло проїхати... давайте ще відкриємо парочку офісних хмарочосів у центрі — людям зручно буде. і то нічого, що паркуватись нема де — кого це взагалі хвилює...
А вот это не здравый смысл. Всевозможные взятые с потолка "давайте" не приведут ни к чему хорошему. И взваливание вины на небоскребы за отсутствие мест для парковки в центре города при обсуждении ликвидации трамвайной линии на набережной - это тоже не логика и не смысл.
все ж таки, основний рух Набережним Шосе — це люди, які їдуть на роботу і з роботи у години пік. моя точка зору: ліквідація лінії — це не вирішення проблеми, а лише відсування її у майбутнє.
Где вы в указанном вами тексте нашли слово "центр"? ommons/a/aa/%C3%8Ele-de-France_-_plan_de s_tramways.png
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c
Кроме того, не нужно передергивать и смешивать соленое с фиолетовым - необходимость разгрузки трассы на набережной и экологические веяния в значительно более благополучных городах.
идиоты в этих ваших парижах... лучше бы маршрутки пустили!
Интересно. В данном сообществе только мне кажется странным использование выражения "под предлогом"? Кроме меня никто не замечает, что с развязкой пробки реально станут меньше? Или под предлогом борьбы "за сохранение старины" и "экскурсионного маршрута" мы должны вечно любоваться дряхлыми вагончиками на слабо наполненной линии шириной в десяток метров рядом с забитой трассой?
Ну конечно, расширение дорог ради одноместного транспорта - это путь к избавлению от пробок.
Пробки всё равно не исчезнут, ибо проблема не в развязках, а в том, что для кое-кого постоянно перекрывают движение.
И на мосту Метро (где строится новая развязка), и на мосту Патона (где типа пробки стали ещё больше).
Теперь надо думать к чему приравнивать тех кто его закрыл к гражданской войне либо к фашистам.
А авторов подобных статеек - к провокаторам.
дада, расстрелять и на гусеницы танков намотать
Какие у вас затейливые фантазии, однако.
как Вы можете полумерами ограничиваться в тот час, когда Отечество в опасности ?
Как знать!