Строительство Эйфелевой башни, — символа не только Парижа, — но и всей Франции, закончили в 1889 году. Тогда за полгода на нее пришли поглазеть около 2 млн человек. Однако французская интеллигенция и пресса еще двумя годами раньше развернули против «железной дамы» целую кампанию. Так, публичное письмо деятелей искусства к городским властям жестко высмеивало конструкцию. Среди прочих подписантов – такие известные как Александр Дюма-младший, композитор Шарль Гуно, архитектор парижской оперы Шарль Гарнье, писатель Ги де Мопассан. Если коротко, то они считали, что эта «высокая и тощая пирамида железных лестниц, гигантский неуклюжий скелет…с профилем заводской трубы» сгодится разве что в качестве основания для «памятника Циклопу». Кстати, Мопассан часто обедал в ресторане, расположенном в Башне: ведь это единственное место в Париже, откуда ее не видно! Не менее жесткой критике подверглись при начале сооружения две более современные достопримечательности французской столицы – Пирамида Лувра и центр Жоржа Помпиду. Но, например, та же Пирамида не мешает Лувру оставаться самым посещаемым музеем мира.
«Багнет» задумался над тем, что же из «новостроя» последних двадцати лет сможет стать для Киева такой же «Эйфелевой башней» — сомнительной поначалу достопримечательностью, за которой со временем закрепится звание визитной карточки всего государства. Признаемся, сперва мы хотели составить рейтинг крупных, примечательных архитектурных новшеств. Заметьте – не реконструированных или воссозданных исторических памятников, как Михайловский и Успенский соборы, памятник Княгине Ольге, Золотые ворота, — а именно наших памятников-современников. Но сразу же стало понятно, что из грандиозных монументов и комплексов в столице появился всего один – Майдан Незалежности в его нынешнем облике.
«Майдан киевляне еще долго не будут воспринимать. Но, тем не менее, для иностранцев и приезжающих в Киев он вполне является лицом города», — считает Арсений Финберг, создатель и руководитель проекта «Интересный Киев».
Так выглядел Майдан в 1991 году
«Майдан Незалежности – это оскорбление для нации. Я не говорю о символике, а именно об архитектуре», — уверен Виктор Кудин, глава Творческой архитектурной мастерской «Кудин». «Я таких объектов не вижу», — отвечает он на вопрос о том, что из созданного за последние двадцать лет могло бы стать украинской «Эйфелевой башней». «Разве что Немецкое посольство возле Оперного театра мне нравится», — размышляет архитектор, — «Конечно, хотелось бы видеть в Киеве что-то новаторское. По аналогии (с Эйфелевой – ред.) построить что-то ужасное, фантастическое, непринятое, к чему со временем привыкали бы, – тоже не хочется. В любом случае у нас все немножко провинциальное».
Как магнит притягивает Майдан и тех, в чьих руках реально находится его дальнейшая судьба. И тут уже речь идет не только об эстетической стороне вопроса, но и об огромных суммах, ходящий бок о бок со словосочетанием «реконструкция Майдана». В конце лета город получил нового главного архитектора — Сергея Целовальника, — который заявил СМИ, что не исключает возможности дальнейших видоизменений главной площади страны, от вида которой у него «втягивается голова в плечи». Буквально через пару дней после этого, по данным УНИАН, архитектор Лариса Скорик рассказала, какой видит комплексную реконструкцию центра от Бессарабской до Европейской площади, уточнив, что она обойдется в 1 млрд гривен.
Так началось приведение Майдана в теперешний его вид
«Давайте спросим у киевлян: вы хотите реконструкцию Майдана или метро на Троещину (хотя предварительная стоимость проведения метро к этому массиву гораздо выше – ред.)? Думаю, киевляне скажут «Давайте все-таки сначала метро», — высказал свое мнение «Багнету» Александр Бригинец, глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма.
«Архитекторы хотят делать реконструкцию центральных мест города, чтобы увековечить себя и самоутвердиться. Но, кроме этого, любая реконструкция – это прикрытая застройка», — говорит депутат, — «А сейчас отсутствие свободных денег (на реконструкцию) с одной стороны ограничивает возможности самой перестройки, а с другой – создает искушение начать процесс за инвестиционные деньги, как было сделано в прошлый раз. Это же означает: вы нам дайте деньги, мы вам дадим торговую площадь».
Самому Бригинцу Майдан также особо не нравится. Но он считает, что сейчас говорить об изменении его вида заведомо опасно. «Какой бы не был построен Майдан, он никогда не будет нравиться абсолютно всем киевлянам. Мне лично Майдан не нравится. Но я исхожу из того, что проект реконструкции Майдана – это будет проект еще большей его застройки. К тому же, никто не представляет сейчас, каким будет тот другой Майдан. Ведь абсолютно может быть, что он окажется гораздо хуже», — отмечет глава Комиссии по культуре.
Кроме того, депутат считает, что вопрос реконструкции Майдана – «кулуарная разборка между собой придворных архитекторов», и кто из них более придворный, тот и победит.
«Например…было странно, что Лариса Павловна Скорик, архитектор очевидно приближенный к Президенту, на второй день, после того, как Целовальник предположил, что можно перестраивать, вызвалась этим заниматься и назвала сумму, сколько это будет стоить», — отметил Бригинец.
«Багнет» обратился в Национальную художественную Академию (место работу г-жи Скорик), чтобы взять комментарий по этому вопросу у самой Ларисы Павловны. Однако в отделе кадров нам сказали перезвонить только после окончания зимних каникул — после 17 января. Поэтому мы надеемся уже в скором времени представить ее личную позицию.
Точно так же мы надеемся вскоре узнать и видение будущего Майдана Незалежности от Сергея Бабушкина – «отца» последней реконструкции площади, которая так окончательно и не была завершена. Задумывалось, что на месте гостиницы «Украина» должен появиться грандиозный небоскреб. За позицией Сергея Вячеславовича мы уже обратились в Архитектурное бюро «С. Бабушкин».
Кстати, архитектор Виктор Кудин, также выразил свое мнение насчет потенциальной переделки «Гали» и «Днепрогэса» (так в народе нежно прозвали монумент Независимости и стеклянное пространство позади него – ред.). «Если бы был какой-нибудь международный проект, в котором было бы много мыслей, идей, в котором можно было бы выбирать, я в него поверил бы. Во все наши большие проекты государственные я не верю. Они превращаются вот в такое вот, как мы видим на Майдане», — отмечает он.
Тем временем «киеволюбы» и «киевологи» обращают внимание на то, что самые ценные «приобретения» столицы за последние годы как раз вовсе не помпезны, а даже наоборот. Так, самыми яркими достопримечательностями-новичками Арсений из «Интересного Киева» назвал деревянные творения Константина Скретуцкого (автор мини-скульптур Ежик в Тумане, Летающая корова, Балерина, Ослик), а также новое «анималистичное» решение скверика на Пейзажной аллее — с жизнерадостными котами, птичкой и зайцем.
Многострадальная Пейзажка
«Мега-популярный Музей Воды, — туда ходят, и любят просто фотографировать. Роскошно был сделан не так давно парк «Феофания», — вспоминает другие новинки Финберг. По его словам, экскурсия по «всяким необычным достопримечательностям и интересностям, которые обычно не входят в стандартный обзор города, пользуется очень большой популярностью, в частности, среди самих киевлян».
А вот пока киевляне, дай Бог, взялись за углубленное изучение «интересностей» своего родного города, обратите внимание, что фотографируют и куда ходят поглазеть пресловутые «гости столицы» из регионов. Попадает под их восторженное внимание, например, и Южный железнодорожный вокзал, и внутренний двор ТЦ «Мандарин Плаза», и унылый небоскреб «Парус», и непонятно как оказавшийся на Софиевской площади отель «Hyatt» и даже Оболонская набережная с ее полями для гольфа… Напомним, в то же время составлен список архитектурных шедевров, которых киевляне могут лишиться уже в ближайшем будущем.
А вот так предлагалось завершить последнюю реконструкцию Майдана
Что же касается реконструкции Майдана, то пока не принят Генеральный план столицы, а скорее всего – даже до выборов мэра, которые должны состояться в 2012-ом или до выборов в Киевсовет в 2013-ом, никаких изменений не будет, считает Александр Бригинец. «Это даст нам возможность поговорить об этом», — отмечает он, не исключая, что переделка Майдана станет пунктом предвыборных программ. А всем, кто искренне любит и знает Киев, остается лелеять удачнейший девиз одного из экскурс-бюро столицы: Kiev longa, vita brevis (Жизнь коротка, Киев вечен).
Майдан (пл.Калинина) до 1977
http://s40.radikal.ru/i087/1101/fe/da7d9bac90a6.jpg" alt="" />
Перед началом лестничного марша,в мае цвела роща сакур...
Пока сюда не стали тащить символику - была киевская зеленая и просторная площадь.
И Владимирская горка была цела - Ленина хватало одного - на Бессарабке.
лучший вариант, по-моему
у нас будет как в бутане
в небо будут торчать фаллические символы
А мені подобається на фото Майдан 90-х, що було в ньому просте і душевне, без всього отого награного і натиканого, золоченого і срібненого. Фонтан гарний, гарний же був фонтан!
Гади...
Знаєте, я добре пам'ятаю той Майдан 90-х, відверто кажучи, особливої душевності не спостерігала... Над всім домінував величезний гранітний Ленін, а це такий дядько, що будь-який затишок зведе нанівець 🙂
зато деревьев-то сколько было!