В годы Великой Отечественной войны за несколько дней в Бабьем Яру расстреляли почти все еврейское население города; за два года оккупации в Киеве погибло свыше 200 тысяч человек, из них 100 тысяч — в Бабьем Яру. Он стал символом страданий мирного населения во время войны. После победы встал вопрос увековечения памяти погибших в Бабьем Яру и 13 марта 1945 г. Совнарком и ЦК Компартии Украины приняли постановление № 378 «О сооружение монументального памятника на территории Бабьего Яра», которое так и не было реализовано. «В первые послевоенные годы задачи были и поважнее Бабьего Яра, только какие-то темные личности ползали по его дну в поисках то ли бриллиантов, то ли золотых коронок (с документами, деньгами, ценностями) «, — писал В. Некрасов.
Самой важной задачей было восстановить город. Разбирали завалы, расчищали улицы, восстанавливали общественные и жилые здания. Начали восстановление с наименее пострадавших зданий. При этом максимально использовались местные ресурсы, в первую очередь материалы, полученные при разборке разрушенных сооружений и местное сырье. В октябре 1944 г. решением горисполкома № 239/2 Киевскому Карьероуправлению был отведен земельный участок в районе Бабьего Яра под разработку песчаных карьеров для кирпичных заводов, производительность которых интенсивно росла. В решении говорилось: «<…> Відвести карьероуправлінню Міськкомгоспу земдільницю на території Бабиного Яру в Подільському районі під розробку пісочних кар’єрів терміном на один рік в межах та на умовах згідно проекта управління в справах архітектури при виконкомі Київської міськради». На первом этапе строительные и дорожные работы, производимые городскими властями, не затрагивали Бабий Яр, он внешне не менялся. В конце 1940-х – начале 1950-х гг., наряду с восстановлением промышленных предприятий и жилищным строительством, началось возрождение киевских парков, садов, бульваров. Киевляне всегда любили и ценили зелень, умели превращать пустыри в уголки отдыха, цветущие сады. Только за два года, в 1948–1950 гг., в Киеве было разбито 30 новых парков. После войны на улицах и в скверах города было посажено свыше 1 млн. деревьев . В пояснительной записке к «Плану восстановления и развития городского хозяйства города Киева на 1948–1950 гг.» читаем: «Для доведения зеленого хозяйства к довоенному уровню запланированы следующие мероприятия:
1. Восстановление садов, парков, скверов, а также внутриквартальное озеленение на площади 170 га на сумму 22 млн. руб. В том числе:
а) восстановление и постройка парков — Голосеевского, Святошинского, Дарницкого, Аносовского, в Бабьем Яру и строительство лесопарков в Пуще-Водице, общей стоимостью в 8 млн. рублей «.
И это не первое решение о строительстве парка в Бабьем Яру. Еще в 1930 г. по трехлетнему плану развития г. Киева здесь предполагалось создание районного парка, а в 1940 г. планировалась постройка лыжной базы и трамплина, но это не было реализовано. По пятилетнему плану восстановления и развития хозяйства Киева на 1946–1950 гг. на строительство парка в Бабьем Яру в 1950 г. предполагалось выделить 350 тысяч руб. внелимитных капиталовложений . Этим же планом предусматривалось строительство памятника жертвам фашистского террора в Бабьем Яру «. Автором последнего проекта был главный архитектор города А. Власов. Определили и срок ввода в эксплуатацию — 1950 год . Однако поворот во внутренней политике надолго похоронил саму мысль о создании памятника, не был разбит и парк.
К началу 1960-х гг. свыше 50 % нового жилищного строительства в Киеве составляли крупные массивы на свободных от застройки территориях. Первый такой массив площадью в 121,6 га — Первомайский — начали строить в 1956 г. в Железнодорожном районе. С 1959 г. начинается строительство жилого массива Сырец площадью более 75 га — между улицами Новоокружной (современной Олены Телиги), Дегтяревской, Кузьминской, Петровской железной дорогой и началом улицы Петропавловской. Массив застраивался преимущественно 5-этажными кирпичными и панельными домами с вкраплением частных домов и 2–3-этажных домов «сталинского типа». Прокладываются новые улицы, и в целях получения полезной для застройки площади, а также во избежание роста оврага, находящегося в зоне города, было решено ликвидировать Бабий Яр. Планировалось залить овраг путем намыва грунта, транспортируемого сюда по трубам в виде пульпы из карьеров Петровских кирпичных заводов, где производилась добыча глины, идущей на изготовление кирпича. Проект передачи жидких грунтов был экспериментальным. По словам одного из авторов проекта, главного специалиста отдела горных и земляных работ Московского института «Проектгидромеханизация» К. Шепеленко, «на этом карьере впервые в Советском Союзе рождена схема работы с большой концентрацией грунта. Никто в Советском Союзе не работал на таких густых консистенциях «.
На этом остановимся подробнее и детально рассмотрим, как принимались решения о замыве Бабьего Яра, что и привело к ликвидации оврага и изменению территории, а впоследствии к трагедии 13 марта 1961 года.
Вариант замыва отрогов Бабьего Яра был предложен 11 марта 1950 г. на техническом совещании при заместителе министра Промстройматериалов УССР Н. Иотенко, на котором рассматривались основные положения по гидромеханизации вскрышных работ на глиняных карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2, разработанных Всесоюзной конторой по проектированию и производству земляных работ способом гидромеханизации «Стройгидромеханизация» Министерства промышленности строительных материалов СССР (МПСМ СССР). О вариантах разработки основных положений по гидромеханизации вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов докладывал начальник Киевского отделения «Стройгидромеханизация» Ф. Дацких. Было предложено два варианта осуществления гидровскрышных работ:
1. Со сбросом пульпы в пойму реки Днепр.
2. С гидроотвалами в отроги Бабьего Яра «.
Первый вариант, по мнению Ф. Дацких, в 1950 г. был практически не осуществим из-за сложности строительных работ, связанных с монтажом трубопровода двойного действия и сложности электроснабжения. А вот второй вариант — «производство вскрышных работ с гидроотвалами в отроги Бабьего Яра» — являлся более выгодным как обеспечивающий выполнение плана гидровскрышных работ на Петровском участке в 1950 г. Преимущество данного варианта, как записано в протоколе совещания, заключалось в следующем:
«а) малая потребность в металлических трубах — 1150 пог. метров при работе на карьере завода № 1 и 2800 пог. метров для работы на карьере заводов № 1 и № 2 в последующие годы;
б) небольшой объем строительно-монтажных работ;
в) возможность возврата в регулирующий бассейн осветленной воды с гидроотвалов «.
В результате обсуждения все склонились ко второму варианту как ускоряющему начало гидровскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов. В принятом постановлении указывалось:
«1. Принять предложенный Всесоюзной конторой “Стройгидромеханизация» МПСМ СССР вариант производства вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 способом гидромеханизации со сбросом пульпы в Бабий Яр. <…>
4. Обязать начальника Киевского отделения всесоюзной конторы «Стройгидромеханизация» МПСМ УССР тов. Дацких Ф.В. начать производство подготовительных работ по очистке регулирующего бассейна, сооружение дамбы в отроге № 2 «Бабьего Яра», а также монтаж оборудования немедленно «.
8 марта 1950 г. Киевское управление «Стройгидромеханизация» обращается к начальнику отдела планировки и застройки Киева И. Козлову с ходатайством о разрешении складирования пульпы в урочище Бабий Яр.
В ответе И. Козлова указывалось: «Отдел планировки и застройки города не возражает против замыва отрогов Бабьего Яра, подходящих к территории вскрыши Сырецких заводов, на полную глубину. При проектировании учесть, что вдоль низа яра, находящегося на ул. Фрунзе, должен быть обеспечен в будущем выезд, с уклоном не более 4 %.
В отношении возможности засыпки верховьев Бабьего Яра будет сообщено дополнительно «.
Этим же отделом и было подготовлено решение о проекте и порядке организации гидроотвалов для вскрышных пород карьеров Петровских кирпичных заводов в отрогах Бабьего Яра, принятое Киевским горисполкомом 28 марта 1950 г. за № 582. В решении говорилось: «Учитывая необходимость вскрышных работ в карьерах кирпичных заводов № 1 и № 2 и целесообразность замыва отрогов Бабьего Яра, благодаря чему можно будет между Лукьяновкой и Куреневкой наладить удобное транспортное сообщение, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся постановил: «<…> Принять предложенный Всесоюзной конторой «Стройгидромеханизация» МПСМ СССР вариант производства вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 способом гидромеханизации со сбросом пульпы в Бабий Яр «.
Вот так и было принято решение № 582, которое стало первым из серии решений по Бабьему Яру, приведших впоследствии к трагедии. Оно явилось основанием для составления проекта по ведению работ на отведенной территории. В сентябре 1950 г. Всесоюзной конторой по проектированию и производству работ способом гидромеханизации «Стройгидромеханизация» Главстроя Министерства промышленности строительных материалов СССР был составлен технический проект гидромеханизации вскрышных работ на глиняном карьере Петровского кирпичного завода № 1 и представлен на рассмотрение Киевского горисполкома. На заседании 24 октября 1950 г. проект был рассмотрен и изменен в части очередности ведения работ. Заводу было разрешено вести замыв отрогов № 1 и № 2, не замывая отрог № 3. Решением № 2404 были определены отметки намыва в увязке с планировкой и будущим благоустройством: «<…> Учитывая, что проектом гидровскрышных работ по кирпичному заводу № 1, разработанным конторой «Стройгидромеханизация», предусматривается залив только второго и третьего отрогов Бабьего Яра и до отметки «143», в то время как для полного заполнения отрогов следует провести намыв до отметок «150–175», исполнительный комитет Киевского городского Совета депутатов трудящихся постановляет:
1. Представленный проект намыва отклонить.
2. Предложить заводоуправлению Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2:
а) в первую очередь замывать отроги яра №№ 1 и 2 до отметок поверхности земли возле отрогов;
б) во вторую очередь предусмотреть намыв основного верховья яра, начиная от ул. Лагерной , с таким расчетом, чтобы намыв был произведен до отметок поверхности земли возле яра «.
Этим решением, по сути, предполагалось полностью сравнять с землей весь Бабий Яр, начиная с его верховьев около современной ул. Дорогожицкой.
Переводя отметку намыва на уровень поверхности земли, закладывали основание будущей катастрофы: над жилой частью города создавали на высоких отметках водохранилище грязи. При малейшей ошибке пульпа могла хлынуть на окружающие районы, что и случилось 13 марта 1961 года.
С 1951 г. Киевское специализированное управление «Стройгидромеханизация» № 610 треста «Укргидроспецстрой» Министерства строительства УССР (бывшее Киевское отделение Всесоюзной конторы «Стройгидромеханизация») по договору с администрацией Петровских кирпичных заводов и в соответствии с техническим проектом начало вскрышные работы. Было решено непроизводственные земляные породы (вскрышные грунты) размывать гидромонитором и в виде пульпы подавать земленасосом на отвалы в отроги Бабьего Яра.
По техническому проекту намыв отрогов Бабьего Яра планировалось осуществлять на протяжении восьми месяцев каждого года (с апреля по декабрь), но работы велись круглый год. Пропуск ливневых и талых вод через овраг Бабий Яр был предусмотрен неудовлетворительно, не учитывалось, что Бабий Яр имеет глиняное ложе, поэтому вода через него плохо уходила. Намыв же производился интенсивно, без перерывов на естественную фильтрацию воды. Согласно техническому проекту, работы по гидровскрыше должны производиться в течение одной смены в сутки, а в последующее время должно выполняться осветление воды и отвод ее с отвала. Фактически же намыв осуществлялся, как правило, в течение двух смен. Соответственно каждый год корректировались сроки, объемы работ по вскрыше грунтов карьеров и намыву отрогов. Работы планировались отдельно по отрогам № 1, № 2 и № 3. На протяжении 1951–1952 гг. были намыты отроги № 1 и № 2. Решением горисполкома № 2546 от 2 декабря 1952 г. Петровским кирпичным заводам было разрешено заливать и отрог № 3 до «отметки поверхности бровки оврага», то есть до уровня земли, и эти работы длились до 13 марта 1961 года.
Работы по замыву отрога № 3 Бабьего Яра затягивались из-за технических сложностей по демонтажу проходящего здесь газопровода, поэтому киевский горисполком 16 ноября 1954 г. принимает еще одно решение № 1904 о заливе третьего отрога Бабьего Яра:
«Учитывая большие технические сложности демонтажа 500 м газопровода, уложенного в овраге (отрог № 3 Бабьего Яра) и невозможность отключения газоснабжения стеклотарного завода на период демонтажных работ, исполнительный комитет <…> постановляет:
1. Разрешить заводоуправлению Петровских кирпичных заводов <…> провести намыв участка отрога № 3, где проходит газопровод высокого давления <…>
2. Обязать заводоуправление Петровских кирпичных заводов в III квартале 1955 г. обеспечить работы по прокладке новой трассы газопровода (взамен намытого участка) трубами и финансированием».
Городские власти так торопились сравнять Бабий Яр с землей, что готовы были заливать пульпой действующий газопровод.
Работы продолжались, и 12 апреля 1955 г. принимается еще одно решение за № 419 «О замыве верховья Бабьего Яра вскрышными породами Петровских кирпичных заводов № 1 и 2»: «В связи с необходимостью срочного обустройства продолжения ул. Мельникова и ул. Оранжерейной через верховья Бабьего Яра, в соответствии с Генеральным планом г. Киева, исполнительный комитет <…> постановляет:
1. Обязать заводоуправление Петровских кирпичных заводов № 1 и 2 перевести замыв верховья Бабьего Яра от ул. Лагерной до продолжения ул. Дорогожицкой до отметок поверхности земли около верховья <…>
2. Обязать Киевское отделение треста «Союзгидромеханизация» до 1 мая 1955 г. проложить до верховьев Бабьего Яра пульпопровод и построить водоотводные сооружения».
И фактически с 1954 г. начинается замыв верховьев Бабьего Яра. В Бабьем Яру начала скапливаться вода, с которой существовавшая дренажная система справиться была не в состоянии. «Овраг перерезают водосодержащие породы, вследствие чего нижняя часть склонов и дно частично заболочены», отмечалось в геологической характеристике аварийного участка в районе Бабьего Яра, составленной инженером-геологом А. Власенко. «Постоянный водоток, протекающий по дну, имеет в обычное время дебет 8–10 л/сек. Вместе с широко развитой системой отвершков Бабий Яр представляет собой большую водосборную площадь и поэтому во время дождей расход водостока резко возрастает».
На это и возможные последствия начальнику Киевского отделения «Гидромеханизации» Б. Ципенюку и директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брацыло еще 11 февраля 1957 г. указывал начальник Специнспекции Подольского района г. Киева Глущенко:
«Вследствие недостаточного надзора Вашими работниками на гидропульте по скрышиванию грунта канава Бабьего Яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время. Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций.
С получением сего в целях предотвращения убытков Вам надлежит принять следующие меры:
1. На территории производственной площадки оборудовать бассейн и воду выпускать только чистую планомерно небольшими дозами.
2. За состоянием канавы систематически вести надзор и в случае закупорки принимать немедленные меры к прочистке, особенно выход из канавы на железнодорожную насыпь».
Несмотря на предупреждения, дополнительные меры приняты не были, и овраг продолжали замывать. В 1958 г. горсовет распоряжением № 703 от 11 декабря 1958 г. поставил задачу залить верховья Бабьего Яра. В распоряжении говорится: «С целью обеспечения возможности в дальнейшем производить строительство дороги к новому кладбищу, что пересекает овраг Бабий Яр, в месте, где в настоящее время кирпичные заводы № 1 и № 2 производят замыв территории низовьев Бабьего Яра, обязать:
2. Управление промстройматериалов: <…> б) не позднее 1.II.59 г. через соответствующие организации составить проект замыва верховья оврага Бабий Яр и начиная с апреля 1959 г. начать работы по замыву этих верховьев на отм. 165–166,0″.
Это было последнее решение горисполкома по замыву отрогов Бабьего Яра.
Тогда же общественность выступила против замыва оврага и строительства там парка: «Кому это могло прийти в голову — засыпать овраг и на месте величайшей трагедии резвиться и играть в футбол? — писал В. Некрасов в «Литературной газете» в октябре 1959 г. — Нет, этого допустить нельзя! Когда человек умирает, его хоронят, и на могиле ставят памятник. Неужели этой дани уважения не заслужили 195 тысяч киевлян, зверски расстрелянных в Бабьем Яру, на Сырце, Дарнице, в Кирилловской больнице, в Лавре, на Лукьяновском кладбище!»
Территорию продолжали замывать, и объем массы, которая должна была быть уложена в отроги, увеличивался с каждым годом: от 1,25 миллиона кубических метров грунта, как планировалось в 1950 , до 4 миллионов кубических метров, причем 3,2 миллиона кубических метров было намыто в третий отрог. Строительство гидроотвалов в третьем отроге осуществлялось участками (террасами) от нижней до верхней части оврага. По объемам, отметкам и срокам намыва участки третьего отрога характеризовались такими данными:
На участок № 1 в период до 1955 г. было намыто до отметки 145 метров 568 тысяч кубических метров грунта.
Участок № 2 до высоты 155 метров и объемом 1,452 миллиона кубических метров намывался на протяжении 1956–1958 годов.
Участок № 3 объемом 1,076 миллионов кубических метров грунта намыт в 1959–1960 гг. до отметки 165 метров.
Все три участка (террасы) разделялись между собой намытыми для сдерживания земляной массы дамбами, высота которых равнялась: первой — 25 метров, второй и третьей — по 10 метров от подошвы до гребня. Для сброса осветленных вод, из которых предварительно изымались посторонние примеси, на участке № 1 соорудили два колодца с четырьмя водоотводными металлическими трубами и стояками диаметром по 350 мм каждый. А на участках № 2 и № 3 построили для этой цели только по одному колодцу с одной металлической трубой диаметром 450 мм каждый.
В начале 1961 г. специализированное управление «Гидромеханизация» № 610 должно было закончить работы в Бабьем Яру и передислоцироваться для выполнения аналогичных работ в Репьяхов Яр. Однако, поскольку новый участок подготовлен не был, руководство СУ-610 дало указание продолжать намыв в Бабьем Яру, хотя уже в начале декабря 1960 г. отроги были заполнены до проектной отметки, и излишнее нагромождение разжиженного грунта могло привести к разрушению дамб. Этот вопрос являлся предметом обсуждения на производственном совещании СУ-610 в декабре 1960 г., но дальнейший намыв прекращен не был. Местные жители задолго до аварии сигнализировали о том, что в овраге собирается вода, что она появляется на стадионе «Спартак», что может произойти затопление, и просили принять меры. Но ничего сделано не было.
В феврале 1961 г., закончив намыв последней, третьей сдерживающей дамбы в третьем отроге до отметки 166, специализированное управление «Гидромеханизация» № 610 приступило к замыванию озерка между дамбой № 3 и верховьем третьего отрога Бабьего Яра.
В результате работ на третьем участке образовалось сооружение — дамба-перемычка, которая поделила третий участок на два участка. Таким образом, была намыта не предусмотренная проектом так называемая дамба № 4 высотой 1 метр, то есть образовался четвертый участок.
Осветленную воду из озерка, созданного между перемычкой и верхней частью отрога, сбрасывала размещавшаяся наверху насосная станция. Вода в колодцы нижних террас не поступала. 7 марта 1961 г. насосную станцию демонтировали, а подача пульпы в озерко продолжалась до 7 часов утра 13 марта. Поскольку пульпа с 7 марта подавалась, осветленные воды не сбрасывались, а талые прибывали, уровень воды в озерке поднялся над отметками в нижней части дамбы на 90 сантиметров. В результате этого в верхней части третьего отрога Бабьего Яра был накоплен огромный объем воды — 25–30 тысяч кубических метров, которая под воздействием сильного порывистого ветра волновыми ударами стала разрушать верхнюю кромку намывной дамбы, выполненной из песка.
В 6 часов 45 минут 13 марта 1961 г. вода, размывая намытую дамбу-перемычку четвертого участка, образовала в ней промоину и начала поступать в колодец на третьем участке. Заметив это, работник СУ-610 М. Соловей, который дежурил на отвале, попытался лопатой «залатать» промоину, но сделать этого не смог, поскольку грунт на участке и дамбе-перемычке был еще достаточно мерзлым. А вода продолжала прибывать. Колодец не мог пропустить всю массу, вода начала переливаться через гребень третьей дамбы, снесла его и саму дамбу длиной 40, шириной 20 и высотой 8 метров. Разрушив третью дамбу, вода начала прибывать на вторую террасу, с нее часть сбрасывалась колодцем на первую террасу, а основная масса воды активно разрушала уже вторую дамбу через ее гребень возле правого склона отрога. После этого разжиженная песчаная масса, падая с высоты, начала быстро ломать первую дамбу. Разрушительную силу воды усиливал огромный перепад на первой дамбе, высота которой составляла 25 метров. Таким образом, первая и вторая дамбы, намытые из песка, в один миг были снесены водой, и в 8 часов 30 минут громадный поток густой грязи высотой в 4 и шириной в 20 метров со скоростью 3–5 метров в секунду стремительно понесся вниз — на Куреневку.
В отчете «Защитные мероприятия в районе Бабьего Яра», подготовленном в 1962 г. специальной комиссией Госстроя УССР дано такое описание аварии: «Утром 13.03.1961 г. в отроге № 3 Бабьего Яра, выходящего на ул. Фрунзе Подольского района г. Киева, произошла авария. Она заключалась в том, что часть отвалов гидронамыва от вскрышных карьеров Петровских кирпичных заводов (из общего объема намытых масс в Бабьем Яру свыше 4 млн. куб. м, в том числе в отроге № 3 около 3,2 млн. куб. м.) пришла в движение. Разжиженная масса, пройдя вниз по оврагу со скоростью 3–5 м в секунду занесла часть жилых кварталов между улицами Фрунзе и Ново-Константиновской площадью до 30 га. Объем массы, вынесенной на указанную площадь, составил по обмерам примерно 600 тыс. куб. м. Остальная часть двигавшихся разжиженных земляных масс в объеме примерно 50 тыс. куб. м. отложилась на участке между упомянутыми гидроотвалами и улицей Фрунзе. <…> Растекание разжиженной земляной массы по указному выше участку продолжалось примерно 30 минут. После разрушения дамбы № 1 и выноса разжиженной земляной массы в течение примерно 2-х часов продолжалось поступление воды из оврага на ул. Фрунзе».
Узнав о трагедии в Бабьем Яру, председатель Киевского горисполкома А. Давыдов сразу же обратился в Прокуратуру республики и к прокурору города Е. Ледниковой с просьбой провести отдельное расследование обстоятельств, которые привели к гибели людей и нанесению значительного материального ущерба. По решению Прокурора УССР Д. Панасюка была создана оперативно-следственная группа, в состав которой вошли следователи по расследованию особо важных дел при прокуроре республики. Были созданы Государственная экспертная комиссия по выявлению причин аварии в районе Бабьего Яра и Правительственная комиссия по ликвидации последствий аварии. В Центральном Государственном архиве общественных организаций Украины хранятся ежедневные справки о проведенной работе по ликвидации последствий затопления в районе ул. Фрунзе Подольского района г. Киева, составленные председателем Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии вторым секретарем ЦК КПУ И. Казанцом для ознакомления членов и кандидатов в члены Президиума ЦК КП Украины.
Процитируем некоторые из них:
«13-го марта 1961 года в 8 часов 30 минут утра в результате прорыва ограждающей дамбы, сооруженной для производства замыва Бабьего Яра, водой и разжиженным грунтом была затоплена часть территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка. К 10 часам утра поступление воды прекратилось. Вследствие затопления разрушено 68 жилых и 13 административно-производственных зданий. Приведены в негодность 298 жилых квартир, в том числе 163 в частных домовладениях, в которых проживало 353 семьи с общим количеством 1228 человек.
Выведены из строя энергоснабжение, газоснабжение и частично нарушена канализация прилегающего района.
В связи с этим вынуждены были отключить газ из 544 жилых домов (5792 квартир). Отключено также 82 коммунально-бытовых предприятия и 39 котельных установок.
По состоянию на 10 часов вечера 13 марта из района затопления было эвакуировано 800 чел. и 117 пострадавших. Извлечено 25 трупов, в числе которых 4 мужчины, 19 женщин и двое детей. 15 трупов не опознаны. По опросу пострадавших предполагается, что под завалами домов находится еще часть трупов. Из 15 неопознанных некоторые извлечены из сгоревшего автобуса, который ехал из Дымера. Через Дымерский Райисполком устанавливается личность этих людей.
Для ликвидации последствий затопления привлечены воинские части Киевского гарнизона, части войск МВД, пожарные команды, милиция, строительные организации, общественность города и необходимая техника».
<…> «По состоянию к 11 часам дня 14 марта 1961 года работы по ликвидации последствий затопления части территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка продолжались.
Очищено 120 погонных метров улицы им. Фрунзе, ведется расчистка трамвайных путей, детально обследуются дома, подвергшиеся затоплению, выносится имущество.
В течение ночи и утром извлечено из разрушенных зданий еще два трупа. Таким образом, всего извлечено на месте затопления 27 трупов.
За последнее время из места происшествия доставлено в больницы города 5 чел., а всего находится в больницах города 122 чел., пострадавших, в том числе 30 чел. находится в тяжелом состоянии, с большими трамвами. Среди пострадавших 38 мужчин, 77 женщин и 7 детей.
Организовано опознавание трупов в моргах. Все же до сего времени 15 трупов не опознаны.
По опросам родственников и местного населения не обнаружено 18 человек. Кроме того неизвестно, где находятся 21 чел. рабочих трамвайного парка, 4 человека завода Торгового машиностроения и 5 чел. родственников рабочих этого завода, которые находились в районе затопления».
<…> «Днем 14 марта и в ночь на 15 марта 1961 года работы по ликвидации последствий затопления части территории, прилегающей к улице им. Фрунзе в районе трамвайного парка продолжались.
В течение дня 14-го марта извлечено еще 5 трупов. Одна женщина, извлеченная из затопленного здания, умерла в больнице. Таким образом, всего имеется трупов людей, погибших в результате затопления, 33 чел., в том числе 7 мужчин, 23 женщин и 3 детей. Не опознано 15 трупов. Продолжают поступать заявления в отделения милиции города о пропавших людях. По состоянию на 9 часов вечера в органы милиции заявлено на 15 чел. судьба, которых неизвестна.
По заявлениям пострадавших, руководителей предприятия трамвайного парка, завода торгового машиностроения и по данным органов милиции число неизвестно пропавших составляет не менее 100 человек.
14 марта в больницы города были доставлены 4 чел. пострадавших. Всего пострадало в результате затопления 139 чел. Из этого количества сейчас находится в больницах 116 чел., 22 чел. выздоровело, а один умер.
На протяжении дня расселено по квартирам 219 семей из 361″.
<…> «На протязі дня і ночі 15 березня 1961 року силами громадськості, будівельників і військових частин продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнування в районі вулиці імені Фрунзе Подільского району. Повністю обстежено 19 будинків, проводились роботи по розчистці вулиць, розселялись по квартирах сім’ї, які залишились без житла.
На 9 годин вечора знайдено ще 14 трупів людей, в тому числі 12 чол. в трамваї, який був покритий намулом. Таким чином за три дні в морги лікарень доставлено 53 трупи. Проводяться похорони загиблих.
За період ліквідації наслідків затоплення було відправлено в лікарні 139 чол. потерпілих, з яких 32 чол. вже видужало і виписані із лікарень, а один, як повідомлялось 14 березня, помер. Залишилось на лікуванні 106 чол.»
<…> «16 березня знайдено 11 трупів, а за весь період ліквідації аварії вилучено 63 трупи, померло в лікарнях 2 чол., а всього 65 чоловік. Як заявляє населення в затоплених і зруйнованих будинках ще знаходиться 21 труп. Крім того невідомо де знаходиться 34 чол. трамвайного парку імені Красіна та 2 робітники заводу «Укрпромконструктор», які під час затоплення були в цьому районі. Таким чином загальна кількість померлих, людей які перебувають в зруйнованих будинках, і осіб, участь яких невідома, складає приблизно 123 чол. З числа загиблих поховано 46 чол.
Перебуває в лікарнях міста 103 чол., серед яких в тяжкому стані знаходиться 29. Один з потерпілих 16 березня помер.
За станом на 16 березня перевезено в нові квартири 317 сімей. Не розселено ще 57 сімей, в тому числі 10 одинокі.»
<…> «18 і 19 березня знайдено ще 44 трупи загиблих. Таким чином, за період з 13 березня знайдено 113 трупів, від тяжких поранень померло в лікарнях 2 чол., а всього 115 чоловік.
Як заявляє населення та адміністрація трамвайного парку імені Красіна і заводу «Укрпромконструктор» на території затоплення і в зруйнованих будинках знаходиться ще приблизно 8 загиблих.
В лікарнях міста залишилось 97 потерпілих, в числі яких 26 знаходиться в тяжкому стані. За період з дня аварії в лікарні було доставлено 143 потерпілих, з числа яких 44 вже видужали і виписані.»
<…> «20 березня знайдено 4 трупи. Від тяжких поранень в лікарні помер один чоловік. Таким чином за період з дня аварії, 13 березня, знайдено 117 трупів і 3 чол. померло в лікарнях, а всього 120 чол. З цієї кількості загиблих поховано 92 трупи.
На лікуванні в лікарнях міста перебуває 95 чол., з яких 25 знаходиться в тяжкому стані.»
<…> «21 березня знайдено 4 трупи. Від тяжких поранень в лікарні помер один чоловік. Таким чином за період з дня аварії знайдено 121 труп і 4 чол. померло в лікарнях, а всього 125 чол. З цієї кількості загиблих поховано 119 трупів. Як повідомляє населення і адміністрація трамвайного парку, заводів «Укрпромконструктор» і Торгового машинобудування, та за даними органів міліції на території затоплення знаходиться ще 19 чол.
На лікуванні в лікарнях міста перебуває 87 чол., з яких 20 знаходяться в тяжкому стані. За період з 13 березня видужали і виписані з лікарень 52 потерпілих.
Продовжується виплата грошової допомоги сім’ям потерпілих. 390 сімей одержали першу грошову допомогу в загальній сумі 38 900 карбованців. Призначена державна пенсія 27 чол. Торговельними організаціями міста завозиться для продажу потерпілим на місце їх проживання необхідне домашнє майно.»
<…> «На протязі останніх чотирьох днів 22, 23, 24 і 25 березня 1961 року продовжувались роботи по ліквідації наслідків затоплення і руйнувань в районі вулиці імені Фрунзе Подільского району.
За ці чотири дні знайдено 12 трупів загиблих людей. Таким чином, за весь період з дня ліквідації аварії знайдено 133 трупи і померло в лікарнях від тяжких поранень 4 чол., а всього загиблих 137 чоловік. З цієї кількості 132 трупи вже поховано. В числі загиблих 45 чоловік, 86 жінок і 6 дітей.
Як заявляє населення, адміністрація трамвайного парку та за даними органів міліції, на території затоплення знаходиться ще 8 загиблих, в тому числі три працівники трамвайного парку, двоє проживали на території, яка була затоплена, і три чоловіки, що проживали і працювали в інших районах, але в час аварії перебували на місці затоплення.
За період з 13 березня в лікарні міста було направлено 142 потерпілих, в тому числі чоловіків 41, жінок 88, дітей 13.
За станом на 25 березня в лікарнях міста залишився 71 потерпілий, 17 з яких знаходиться в тяжкому стані. За весь час з дня аварії видужали і виписані з лікарень 67 чоловік.
Всім 396 сім’ям, які потерпіли від затоплення і руйнувань, видано першу грошову допомогу в загальній сумі 48 800 крб., в тому числі 103 сім’ї, в яких є загиблі, одержали 14 400 крб. Фінансові органи приступили до виплати потерпілим сім’ям грошей на придбання необхідного домашнього майна, одягу, взуття та інших предметів широкого споживання.
Органами Держстраху виплачується населенню відповідна компенсація за застраховані будівлі, майно та життя громадян. Всім 35 чол., яким належить одержувати пенсію, органами соціального забезпечення призначена державна пенсія».
Как указано в правительственном сообщении: «В результате аварии разрушены или серьезно повреждены 22 частных одноэтажных деревянных дома, 5 двухэтажных и 12 одноэтажных деревянных домов государственного жилого фонда и два одноэтажных общежития барачного типа. Общая площадь всех этих строений составляет 4774 кв. метра.
Подверглись разрушению производственные постройки трамвайного депо им. Красина, экспериментального завода «Укрпромконструктор» и стройдвора Управления капитальных ремонтов горисполкома. Площадь разрушенных и поврежденных цехов составляет 5900 кв. метров. Трамвайное депо подлежит полному, а завод «Укрпромконструктор» частичному восстановлению.
Были также повреждены и временно выведены из строя сети и сооружения энерго- и газоснабжения, водопровода и канализации.
При аварии выведены из строя 7 трамвайных вагонов, из которых 5 находились в трамвайном депо, один троллейбус, один автобус и 2 пожарных автомашины, прибывшие для откачки воды из затопленных подвалов.
Общий материальный ущерб от затопления и разрушений составляет 3,7 млн. рублей.
В районе аварии погибло 145 человек. Из 143 пострадавших и доставленных в больницы города на 28 марта с. г. выздоровели 77 человек. Остальные находятся на излечении.
К 22 марта с. г. всем потерявшим жилье предоставлена жилая площадь в новых домах. Всего предоставлено 406 квартир жилой площадью около 12 тысяч квадратных метров.
Полностью восстановлены и функционируют все поврежденные коммунальные сети. Улица Фрунзе расчищена, по ней с 20 марта открыто движение городского транспорта. В ближайшее время будет закончена расчистка и вывозка земляных масс с территории, подвергшейся затоплению».
Согласно сообщению правительственной комиссии в результате аварии погибло 145 человек, а исследователь Куреневской трагедии А. Анисимов в своей книге «Киевский потоп. Куреневская трагедия 13 марта 1961 года», называет другую цифру: «по неофициальным данным Куреневская трагедия унесла жизни полутора тысяч киевлян». Действительно, в первый день после трагедии количества жертв никто не знал. Особенно напугало людей сообщение, которое прозвучало в информационном выпуске радиостанции «Голос Америки» в 14 часов, когда была названа огромная цифра — около пяти тысяч человек. Можно предположить, почему указана именно эта цифра: вероятно, что для подсчета погибших взяли цифру 4963. Именно таким было общее число всех, кто поступил в киевские морги с начала года. И еще об одной из версий появления такой цифры рассказывает Р. Долинский, работавший в это время заместителем прокурора Киева: «По приказу председателя Правительственной Комиссии И. Казанца с помощью милиции и домоуправлений был составлен список всех киевлян, не ночевавших дома или отсутствовавших на работе с 13 марта 1961 г. Скрупулезно разбирались по каждому человеку, брали у каждого собственноручно написанные объяснения. Люди признавались в разных прегрешениях: немотивированных задержках в командировках и пьяных загулах, в проживании у семейных женщин и мужчин, поездке к родственникам, пребывании на охоте и прочих разных местах. Видимо эти списки, а они были строго конфиденциальны, ибо касались личной жизни граждан, кому то попали на глаза».
По заключению Государственной экспертной комиссии по выявлению причин аварии в районе Бабьего Яра: «Согласно выводам привлеченных специалистов Академии наук УССР, Академии строительства и архитектуры УССР и проектных организаций авария произошла в результате ошибок, допущенных в проекте и нарушения технологии производства работ, производимых специализированным управлением № 610 Министерства строительства УССР, что привело к большому насыщению водой нижних слоев намыва и сосредоточению значительного количества воды в верховьях оврага». Об избытке воды и нарушениях при производстве работ говорил 20 марта 1961 г. член Государственной экспертной комиссии по выявлению причин аварии в районе Бабьего Яра доктор технических наук, профессор Киевского инженерно-строительного института А. Дранников: «У меня нет сомнений в том, что если бы не было избытка жидкости, то не произошло бы аварии. Неужели жизнь людей должна была зависеть от метрового слоя валика, который должен был держать воду?.. Понятно, было нарушение и при производстве работ».
Сразу ликвидировать причину аварии было невозможно, и еще в апреле 1961 г по заключению экспертов оставалась угроза повторного сползания намывного грунта. Об этом писал в ЦК КПУ и Киевский горисполком прокурор Украинской ССР Государственный советник юстиции 1 класса Д. Панасюк: «При осмотре экспертами гидроотвалов в отрогах Бабьего Яра 6 апреля 1961 года эксперты пришли к категорическому заключению о том, что в настоящее время положение с намывными грунтами в отрогах Бабьего Яра продолжает оставаться угрожающим и при выпадении атмосферных осадков не исключается повторное сползание разжиженных грунтовых масс из отрогов Бабьего Яра в район ул. Фрунзе». Чтобы избежать в дальнейшем повторения аварии в 1961–1962 гг. проводились мероприятия по укреплению территории Киевской областной больницы, психиатрической больницы им. Павлова и других прилегающих территориях, а в мае 1961 г. горисполкомом было принято решение № 752 «О прекращении производства кирпича на заводе № 2 Петровского заводоуправления кирпичных заводов».
И еще один аспект, который никогда не затрагивался, поскольку данные находились под грифом «Совершенно секретно» — реакция жителей города на происшедшие события. Об этом говорится в справках и информациях, которые готовили для ЦК КПУ Председатель КГБ при СМ УССР В. Никитченко и начальник Управления КГБ при СМ УССР по Киевской области генерал-майор П. Тихонов. Приводим выдержки из ежедневных справок и информаций за период с 14 по 22 марта 1961 года:
«От агентуры, доверенных лиц продолжают поступать сообщения о реагировании населения на происшествие. Большинство лиц, с которыми общались агентура и доверенные лица положительно реагировали на сообщение Киевского радио о происшествии, однако отдельные лица высказывали нездоровые и неправильные суждения. <…> «У нас ничего не сообщают по случаю подольской аварии, и сколько погибло людей и сколько убытков нанесено государству. А вот, когда за границей случается что-нибудь подобное, у нас моментально сообщается во всей прессе». <…> Там надо было бы памятник поставить, а не разворачивать такое строительство». <…> «Наконец-то. А то, говорят, «Би-би-си» об этом сообщило еще 13 марта. 52 человека убитых — это выглядит преуменьшено». <…> «А виновники катастрофы указаны? Нет. Это безобразие! Виновники, безусловно, есть. Это те люди, которые отвечали за технику безопасности на строительстве. Их надо привлечь к ответственности». <…> «Возмутительно, что газета «Вечерний Киев» сегодня не поместила правительственное сообщение. Радио слушали не все, а атмосфера в городе накалена. Лучше бы газета вышла позже, но с подробным материалом о событиях». <…> «Интересно, вчера по радио передали об этом «ЧП» — самая явная брехня. Одним словом, все очень возмущены этой передачей по радио. Кому врут? Ведь передавали только для Киева, где всем очень хорошо известно. Если бы эта передача была в более широком масштабе, тогда бы как-то оправдывалась такая ложь, чтобы не поднимать паники». <…> «Би-би-си» передало по радио об этой катастрофе, что в Киеве погибло и осталось без крова около 20 тысяч человек, а Киев сообщил, что погибло всего 54 человека. И те и другие страшно врут. Погибло 2–3 тысячи». <…>
<…> «в результате общения оперативного состава Управления КГБ при СМ УССР по Киевской области с гражданами, осматривающими место происшествия, выявлен ряд случаев, когда некоторые лица, в связи со случившимся, высказывают недовольство в адрес председателя горсовета т. Давыдова и считают, что советскими и партийными органами будут приняты меры к освобождению его от должности председателя горсовета». <…> «Судя по рассказам, можно предположить, что действительно жертв было больше. Обидно только, что для того чтобы снять, наконец, председателя горсовета с его поста, понадобилось столько жертв. Его ведь давно было пора прогнать из горсовета». <…> «В происшедшем виноват председатель горисполкома Давыдов, так как о том, что в месте прорыва уже давно просачивалась вода, сообщали жители этого района в райисполком и горисполком».
<…> «Сейчас уже достоверно известно, что бедствие на Подоле является следствием возмутительно халатного и преступного отношения руководителей карьерного хозяйства по добыче глины для кирпичных заводов». <…>
<…> «Часть лиц еврейской национальности продолжают высказывать нездоровые суждения, связывая строительство объекта в Бабьем Яру с жертвами, расстрелянными немцами в период Отечественной войны». <…> «Надумали строить гнилой массив на Бабьем Яру, вместо того, чтобы построить там памятник погибшим евреям». <…> «Это поднялись трупы евреев, расстрелянных немцами в период оккупации г. Киева». <…> «Не надо было осквернять память погибших в Бабьем Яру, поэтому и случилось такое бедствие».
<…> «Лица, из числа церковников, происшедшую катастрофу связывают с закрытием Киево-Печерской Лавры. <…> «Лавру 11 марта закрыли и всех повыгоняли, а 13 марта на Куреневке случилось бедствие, погибли тысячи людей. От Кирилловской больницы шла валом вода, смешанная с песком и глиной, и все, что попадалось на пути, было сметено. Погибло много людей. Вот чудо и ужас. Гнев божий». <…> «Отдельные лица из числа верующих, высказывают свое недовольство закрытием Печерской лавры. Наибольшую активность в этом проявляют реакционно настроенные верующие, проживающие в районе Печерской лавры, заявляя: «Вот антихристы закрыли Лавру, нашли какие-то трещины, а Лавра с трещиной тысячу лет простояла, и еще тысячи лет будет стоять, потому что ее охраняют святые угодники. А те, кто закрыл Лавру слепые люди. Они малые трещины в Лавре увидели, а больших на Куреневке не заметили. И господь их наказал».
Городские власти сразу же приступили к ликвидации последствий аварии. Но главной целью по-прежнему оставалась застройка местности. Были проведены перепланировка самого Бабьего Яра и окружающей территории, появилась новая магистраль — Новоокружная (1969–1993 гг. — Демьяна Коротченко, с 1993 г. — Олены Телиги). При этом соображения хозяйственной экономии вновь превалировали над мерами безопасности. «В связи с необходимостью строительства окружной магистрали по тальвегу Бабьего Яра, — писал 3 декабря 1961 г. главный инженер института «Киевпроект» Ю. Матвиевский заместителю председателя горисполкома А. Бардашу и председателю комиссии Госстроя УССР по наблюдению за мероприятиями в Бабьем Яру доктору технических наук П. Слипченко, — отметки которой зависят от отметки верха защитной дамбы, представители института «Киевпроект» на ряде совещаний в комиссии Госстроя и в Киевском горисполкоме ходатайствовали о снижении защитной дамбы для уменьшения объема насыпи Окружной магистрали», сооружение которой планировалось в следующем году.
В 1962 г. принимается решение об окончательной ликвидации кладбищ на ул. Мельникова и перепланировке этой территории. В последующее десятилетие последовательно уничтожается Еврейское кладбище, где размещается спортивный комплекс и комплекс телецентра, старая часть Воинского (бывшего Братского) кладбища, на котором возводится телебашня. Мешающие строительству сооружения сносятся, зеленые насаждения вырубаются.
В 1980 г. на территории Бабьего Яра в основном было закончено строительство парка культуры и отдыха Шевченковского района площадью 118 га (архитекторы В. Гопкало, В. Гречина, В. Коломиец) и овраг Бабий Яр практически исчез с лица земли. Осталась нетронутой только небольшая часть верховья Бабьего Яра, где 2 июля 1976 г. был открыт памятник «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру» (скульпторы М. Лысенко, О. Витрик, В. Сухенко, архитекторы А. Игнащенко, Л. Иванченко, В. Иванченков.).
О трагедии 13 марта 1961 г. напоминают два мемориальных знака. Один вблизи проходной трамвайного депо с именами погибших сотрудников. Другой на ул. Олены Телиги у самого яра, установленный в марте 2006 г. в память 45-летия трагедии.
То, что произошло, остается горьким уроком последствий халатности и безответственности. Ведь Куреневской трагедии могло и не быть, если бы не пресловутый «человеческий» фактор.
По факту трагедии было возбуждено уголовное дело. Его рассматривала со 2 по 24 августа 1961 г. судебная Коллегия по уголовным делам Киевского областного суда. Был вынесен судебный приговор по статье 165 ч. 2 (злоупотребление властью или служебным положением, которые привели к тяжким последствиям). Признаны виновными и осуждены на разные сроки лишения свободы 6 человек: начальник, главный инженер и начальник Петровского участка СУ-610, главный инженер треста «Укргидроспецстрой», и два московских проектировщика — за то, что допустили выпуск технического проекта с ошибками.
Уже 51, а не 50. Сегодня был митинг.Поминали