По одной из версий, его название происходит от имени половецкого хана Тугоркана. В конце ХІ века здесь якобы находилась летняя резиденция его дочери, которая была женой киевского князя Святополка Изяславовича. А еще раньше, во времена Киевской Руси, на Трухановом стояло поселение Ольжиши, принадлежавшее знаменитой княгине Ольге. С начала ХVІ века остров стал предметом постоянных территориальных споров между Пустынно-Никольским монастырем и Киевским магистратом. В 1534 году киевский воевода Андрей Нимирич даровал его вышеупомянутому монастырю, а в придачу — рыбные промыслы на реке Черторой. Но прошло сто с лишним лет, и остров снова вернули городу, в чьем распоряжении он оставался до середины ХІХ века и использовался в основном для заготовки сена. После сооружения на его территории в 1856 году паровой мельницы и судоремонтных мастерских возникла слободка, которую и прозвали Трухановым островом. В 1920-1930 гг. здесь проживало примерно 4 тысячи человек, имелась своя церковь, вилось около 20 улиц и переулков… А в 1943-м слободку сожгли немцы — во время обороны Киева от наступающей Советской армии. Видимо, ради обеспечения стратегически важного обзора.


Переправа


на «лаптях» Как место массового отдыха для киевлян остров начали осваивать с 1875 года. Три десятилетия, с 1880 по 1910 гг., на острове процветал парк «Эрмитаж» и ресторан «Босфор».


В 1898-м в честь открытия яхт-клуба Труханов посетил император Николай ІІ.


После многочисленных исторических перипетий с конца 1940-х остров начали активно облагораживать. Высадили десятки тысяч деревьев и кустов, благоустроили пляжи. Здесь открыли водно-спортивные базы крупные киевские заводы и спортивные общества — с летними фанерными домиками, прокатом лодок, скутеров, яхт… До 1957 года, пока не соорудили Парковый мост между Набережным шоссе и Трухановым островом, большим неудобством являлась переправа через Днепр на левобережные базы и песчаные пляжи. Поэтому городские власти запустили катера, прозванные в народе «лаптями» за их характерную форму. В воскресные дни самой оживленной на Подоле была улица Героев Триполья — именно она вела к причалу переправы. Выстояв длинную очередь, киевляне переправлялись на остров, где их ждали теплый бархатистый песочек, ветви плакучих ив, щедрое солнце и ласковая вода. Отсюда открывался прекрасный вид на поросшие лесом кручи, золотые купола церквей и днепровские дали…


Вместо пива — молоко


С появлением Паркового моста отдых на Трухашке (так ласково называли остров) стал для киевлян и гостей города более доступным. Прослушав в 9.15 по радиоприемнику оптимистическую передачу «С добрым утром», пол-Киева направлялось на огромные тогда пляжи Труханова. Мост успешно выдерживал потоки людей, а шуршащие крепдешиновые платьица в мелкий горошек и стучащие по настилу белые лаковые босоножки молодых киевлянок вводили в легкое полузабытье мужчин всех возрастов… В 1960-1970 годы молодежь отдавала предпочтение здоровому отдыху: загорать, купаться, заниматься спортом и, конечно, знакомиться и общаться. И хотя на Трухановом работали и ресторан, и летние кафе, где продавали вино и пиво, посещение подобных заведений не считалось правильным. Перейдя через мост, юноши и девушки покупали… молоко в пол-литровых треугольных бумажных пакетах по 12 копеек за штуку и бублики с маком по 5 коп. А еще утоляли жажду из обычных питьевых фонтанчиков, которые маячили на пляже через каждые 20 метров. Вещи обычно сдавали в гардероб, расположенный по правую сторону моста, а номерки привязывали к руке – чтобы не потерять.


Пляжный футбол


до ночи На знаменитой площадке — той, что справа от моста в глубине острова, прозванной по-бразильски «Маракана» — в это же время зародился пляжный футбол. Играли «шесть на шесть», с вратарями, стоявшими в деревянных воротах. Побеждала команда, первой забивавшая пять голов. Проигравшие выбывали, а на их место в порядке очереди выходила новая шестерка. Непрерывный чемпионат продолжался с утра до темноты. Попадались виртуозные коллективы, обыгрывавшие по 10-15 команд-соперниц! Здесь были свои «звезды» и кумиры. Сражались «в кость», до крови… Труханов остров позволял забыть о неприятностях, нелюбимой работе, «хвостах» в институте… И как было жаль, когда начинало клониться к закату короткое киевское лето и осенний знобящий ветерок принимался дуть со стороны Днепра.


АНЕКДОТЫ В НОМЕР


Немцы беседуют на Трухановом острове.


— Послушай, Ганс, как называется эта река?


— Понятия не имею. У нас в Кельне она зовется Рейном…


* * *


На переправе через Днепр.


— Товарищ капитан, вы никогда не теряли пассажиров?


— Нет. Вчера, правда, свалилась с катера одна женщина, но мы ее через пять часов нашли…