Согласно официальным данным, на территории Киева работает около двух тысяч фирм, компаний и предприятий, деятельность которых тесно связана с использованием воды. В частности, это полиграфические комбинаты, станции автомобильной покраски, пивные и фармацевтические заводы. Большое количество вредных отходов в Днепр попадает в результате деятельности незаконных автомоек, руководство которых не удосуживается составить договор с КП «Киевводоканал», не говоря уже о получении разрешения экологической инспекции. Они попросту сливают всю грязь в ближайшие водоемы, а потом все это попадает в Днепр.
Только за прошедшие несколько месяцев работники прокуратуры Киева закрыли около 20 таких незаконных автомоек.
— Основная проблема заключается не только в том, что предприятия безответственно сбрасывают в водоемы отходы, но и в том, что контролирующие экологические инспекции закрывают на это глаза, — рассказали «КП» в прокуратуре города Киева. — К сожалению, чиновники неохотно проверяют, какое количество отходов сбрасывают те или иные предприятия в городские реки и озера. Из-за этого ухудшается не только экологическая ситуация, но и качество питьевой воды. А ведь в Киеве находится 420 водоемов, в том числе и Днепр, которые занимают территорию в 7 тысяч гектаров.
РУКАМИ ЧИНОВНИКОВ
Еще одной причиной ухудшения качества воды в Днепре стал незаконный намыв песка. Чаще всего таким видом бизнеса горе-предприниматели злоупотребляют в Дарницком, Голосеевском, Днепровском и Деснянском районах. Из-за нелегальных намывов дно водоемов углубляется, и это приводит к тому, что циркуляция воды между подземными реками нарушается. Как результат — озера и реки, впадающие в Днепр, пересыхают.
— К сожалению, люди, делающие на этом деньги, готовы на все, — продолжают в прокуратуре. — Из-за этого даже убить могут, как это, например, произошло несколько лет назад на Жуковом острове (26 мая 2010 года во дворе своего дома был забит до смерти киевлянин Александр Гончаров, который активно протестовал против намыва песка на Жуковом острове. — Авт.). Впрочем, сейчас мы можем сказать, что все известные незаконные намывы нашими сотрудниками были остановлены.
Немало вреда водной экосистеме наносит и застройка берегов Днепра ресторанами и кафе. И все это, как говорят в прокуратуре, при попустительстве бывшего руководства КП «Плесо», которое незаконно выдавало разрешения на обустройство в зонах отдыха питейных заведений. Это привело к тому, что русло реки резко начало сокращаться, что опять-таки повлияло на циркуляцию воды.
Еще одна сторона проблемы — плачевное состояние канализационных магистралей города, которое влияет как на качество питьевой воды, так и на ее большие потери. Обычный киевлянин в год потребляет около 200 кубометров воды при норме в 100 кубов. И это не потому, что мы так много пьем, а из-за дырявых, в прямом смысле слова, труб. В столичной прокуратуре говорят, что по вине предыдущего руководства КП «Киевводоканал» бюджет города недополучил несколько десятков миллионов гривен, оставив городу в наследство полностью разрушенную систему коллекторов.
А ведь на балансе предприятия на сегодняшний день находится около 2,5 тысячи километров канализационных сетей, из которых практически 900 требуют немедленного ремонта. И, судя по всему, привести трубы в порядок в обозримом будущем не получится, поскольку работники предприятия в среднем за год успевают заменить лишь 10 километров труб, и чтобы полностью обновить всю систему, им понадобится 250 лет.
ПЬЕМ ЖЕЛЕЗО И ДЫШИМ СЕРОВОДОРОДОМ
Много проблем связано и с бюветами, из которых, казалось бы, можно всегда взять чистую питьевую водичку. Но 50 процентов таких родников пришлось закрыть из-за устаревших труб, которые превращают воду в отраву. Так, прокурорской проверкой было выявлено большое превышение содержания железа. Поэтому, к примеру, из 23 бюветов в Святошинском районе сегодня пить воду можно лишь из двух, а в Оболонском из 21 питьевой колонки работают лишь пять. Подобная ситуация наблюдается и в других районах Киева.
Также на качество питьевой воды в Киеве влияет и плохая работа очистных сооружений. Бортническая станция аэрации с 1964 года технически почти не обновлялась, и все оборудование уже устарело. За последние 20 лет осадок с иловых полей практически не вывозился, что привело к переполнению резервуаров в 2,5 раза. А это, кстати, влияет не только на качество воды, но и на чистоту воздуха. Например, по информации экспертов, содержание в воздухе сероводорода на Харьковском массиве превышает допустимые нормы в несколько раз. И все это «идет» от Бортнической станции.
И вряд ли скоро ситуация изменится к лучшему. По словам главы города Александра Попова, не видать Бортнической станции аэрации реконструкции года три-четыре, ведь денег на эти цели в бюджете города не предусмотрено.
|
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«Тянуть дальше нельзя»
Анатолий ЯЦЫК, академик НАН Украины, директор Украинского научно-исследовательского института водохозяйственно-экологических проблем:
— Сегодня мы очень сильно зависим от поверхностных вод. Причем по европейским нормам эта вода должна быть первого класса качества, а в Киеве во всех водоемах мы имеем четвертый-пятый класс. Это означает, что у нас в городе практически нет чистой питьевой воды. Немало проблем с качеством воды связано с Бортнической станцией аэрации. Мы уже упустили момент, когда ее можно было реконструировать. Теперь же необходимо ее закрывать и строить новую неподалеку. В противном случае качество воды и дальше будет ухудшаться.
Еще одним источником загрязнения служит река Лыбедь. В нее попадают в огромных количествах всевозможные отходы, которые потом сливаются в Днепр. Чтобы исправить ситуацию, нужно срочно принять специальную программу и составить паспорта на каждый из столичных водоемов, чтобы мы понимали, где и какое происходит загрязнение. Уже после этого специалисты будут думать — строить там очистительные станции, водозаборы или что-то другое. Будем и дальше тянуть — получим полноводный город с абсолютно не пригодной для питья водой.
Добавить комментарий