Инженер, создавший себе сказку


Когда-то в этом дворе росли фруктовые деревья, был аккуратный сад и огород. После войны родители Юрия Борисовича выращивали здесь помидоры и собирали яблочно-грушевый урожай, теперь ветки старой лимонки свисают над клетками с экзотическими птицами.


Хозяин, приходя с работы домой, идет к любимцам, а те преданно реагируют на внимание «папы» – кто вертится у ног, кто ходит по пятам. Только фазаны, невзирая ни на что, вяло реагируют на босса, продолжая гордо задирать клюв и шагать от дерева к дереву. Ими остается лишь любоваться…


Юрий Борисович – по специальности инженер, хотя родился художником.


– Папа и мама были на войне, в 1945 году у них родился я, и они в каком-то ящике привезли меня в Киев, – рассказывает наш собеседник. – Закончить пришлось автодорожное училище, а потом я «дослужился» до 135 рублей зарплаты – на это. Мечты не хватало, реализуешь…


А мечталось ему с детства о природе: посадить что-то эдакое, птичку завести необычную. Потом друзья помогли соорудить из сеток вольер, и поселилась в нем первая живность из коллекции, в которой сейчас около 50 птиц, да еще и каких!


– Своего первого фазана я увидел на Птичьем рынке. Видать, кто-то случайно принес. Потом я нашел ему самку. Ну а там и выставки начались, я стал ходить в Дом природы, мы обменивались и до сих пор продолжаем обмениваться с такими же любителями и коллекционерами.


Сейчас его знают все и всюду: и охотники, и голубятники, и в зоопарке… Многие, рассказывает хозяин дома, делают на увлечении бизнес – птиц можно разводить и продавать. Ведь состоятельные люди считают престижным держать у себя дорогих животных.


Кусючий, ревнивый красавчик


– Это Супчик и Пупсик, – знакомит нас хозяин с двумя журавлями-красавками. – Живут они здесь годика полтора. Я и не думал их держать: у меня фазаны, а тут какого-то журавля из Крыма везут, тю… А потом родилась любовь: они оказались такими преданными, ведут себя порой, как люди. Из-за работы я мало уделяю им внимания, но когда прихожу, эти двое начинают, как коты, мурлыкать тихонько. А если я громко и эмоционально что-то рассказываю, они в ответ поднимают крик – «курлы-курлы, курлы…»


Кстати, Супчик и Борщик – так в шутку называют их соседи Юрия Борисовича – ревнивы до ужаса: мало того, что за хозяином хвостиком ходят, они еще и высматривают, кто рядом с ним. Как только Юрий Борисович станет со своим собеседником слишком близко, они начинают нападать. Самка ведет себя более спокойно, а вот самец стерпеть такого панибратства с его хозяином не может – тихонечко преследует тебя, делая вид, что просто так прогуливается по саду, а потом прячется за деревом и бросается – клюнул и убежал. Благо, я в джинсах была, меня он раза два «дзебнул». Хотя клюют они не так больно, могут царапинку оставить – не более.


– А покормить его с руки можно? – спросила я.


– С моих рук он, конечно, лучше ест, но можешь попробовать, – говорит Юрий Борисович.


Я взяла немного пшена и протянула руку. Супчик подошел, нагнул свою шейку с белым хохолком и склевал все до последнего зернышка, даже сквозь тонкие женские пальцы пролезть умудрился, чтобы забрать последние крохи аппетитного пшена. Его барышня оказалась более пугливой, нерешительно подошла, посмотрела и боязливо взяла зерно, но тут одно мое неосторожное движение ей навстречу все испортило. Словом, с молодыми девицами журавлиного народа стоит быть поосторожней.


А еще хозяин учит их магическому журавлиному танцу – когда время есть, машет руками вместе с ними, чтобы те наконец приучились к «журавлиному флирту» и принесли малышей. Пока они делают это неумело. А без танца никаких детей не будет.


Фазаны болеют от невнимания


Молодняк китайских и тибетских фазанов и африканских попугаев живет в специальном вольере на балконе второго этажа – там их не могут обидеть старшие. К тому же у каждого вида – свой характер:


– А вы думали, они в клетке с пониманием относятся друг к другу? Нет, дерутся, защищая каждый свою территорию.


Постоять за себя могут и фазаны, но в самой большой клетке у Юрия Борисовича собрались как раз не дебоширы: алмазные фазаны, золотой, микада, непальский щупчик, серебристый и телохранители ушастики (ушастые фазаны). У них несколько злобный вид из-за красных кругов вокруг глаз, загнутого клюва и торчащих перьев на голове.


– Кажется, этот мальчик приболел, нахохлился. Накормим его бузиной, птицам полезно есть ягоды и творог – так их обычно лечат, – говорит хозяин. – Основной корм – пшеница, кукуруза, просо, семечки, а если выращивать у себя в саду кусты ягод, они сами могут бродить и обогащаться витаминами. Иногда фазаны заболевают от невнимания. А вот королевские и охотничьи обычно не реагируют – они у нас гордые, не так привыкают к хозяевам. Зато попугаи к своим же с издевкой относятся, хихикают друг над дружкой, как дети малые. Я учил своего попугая красиво петь. Задаю тон – длинный такой свист, а он только половину повторяет, да и то неправильно. Ну не получается у малыша, а самка при этом сидит и хихикает по-птичьему над своим неумехой.


С райскими плодами – тоже налажено


Юрий Борисович собирает у себя экзоурожай – все самое вкусное растет у него под окном. Перед домом, у самого забора над дорогой – шиповник, и не простой, а синий парижский. Есть еще одно чудо – говорят, это гибрид черемухи и черешни, из него даже варенье делать можно. На вкус плоды сладкие, маленькие и с косточкой – мини-черешинка получается.


– Такое дерево, скажу вам по секрету, есть в музее Пирогово, но сотрудники стараются об этом говорить шепотом – чтобы не оборвали все.


А к компоту в придачу и маслинки есть: на балконе растет оливковое дерево, очень, говорит хозяин, плодородное. Ну а на закуску – персики, этим летом все дерево было ими усеяно.


Чиновники живность не любят


Но даже в сказочном саду случаются всякое…


– Собак бродячих развелось: казарку из Красной книги убили. – жалуется Юрий Борисович. – Они, как волчата, залезли сюда, порезвились… А мне так жаль эту казарку!


Зато дети ведут себя пристойно: школьники и детсадовцы приходят, смотрят, перышки собирают по двору – особенно когда у павлинов линька начинается, весь двор ими усеян. И взрослые заходят, бывает, даже хитростями проникают.


Еду приносить не нужно – у них все есть, и с собаками приходить нежелательно.


Юрий Борисович давно воюет за детскую площадку около его дома, теперь там запланирована стройка новой высотки. Как переживут этот шум его птицы – лучше не думать.


– Меня запрут в каменный мешок – с обеих сторон построят 20-этажные громадины. За границей в парках свободно ходят павлины, фазаны, но у нас каждый клочок земли – это большие деньги для строителей. Вот прошу людей сделать небольшой скверик, радость людям – я сам поставлю там вольеры, пусть приходят детки и смотрят – мне ничего за это не нужно. Нет, нароем, настроим, поглубже, повыше…


Бесконечные разговоры с чиновниками закончились ничем. Даже хуже…


– Пришли ко мне из КГГА и говорят: «Как вы и просили, тут будет дом, а ту площадку оставим детскую. Подпишите, что вы согласны, потому что мы не выдерживаем нормы». Я подписал, а потом на этом плане появился еще один дом. Меня от такого нахальства и обмана чуть инфаркт не хватил!


Чудак-человек, разве ж можно чиновнику нашему так доверяться? Вот и остается энтузиасту снимать стрессы – в саду, в окружении своих чудес…