Его афиши даже воровали


Знакомые говорят, что Ашот Арутюнян очень похож на Наполеона. С императором у Ашота действительно особые отношения. Он до сих пор собирает все книги, которые выходят о знаменитом корсиканце. Иногда Ашот жалеет, что живет в это время – больше ему нравится 17-18 век.


Некогда Ашот был хозяином знаменитого шикарного ресторана «Наполеон» на Шота Руставели. Для него начал собирать оригинальные вещи, связанные с Наполеоном, чтобы сделать в ресторане маленький музей. Была боевая сабля его армии, ордена, в том числе Почетного легиона, статуэтки, которым 150 лет, фарфор. Словом, ресторан делал, как для себя – интерьер был создан по его эскизам, форму для официантов и метрдотелей тоже он рисовал, причем летнюю и зимнюю.


Кисть в руках держал умело. Слава к Ашоту пришла еще в 70-80 годах, когда весь Киев любовался его киноафишами в кинотеатрах «Киев» и «Кинопанорама» — он там художником работал.


— Это сейчас возле кинотеатров цепляют сверстанные на компьютерах и напечатанные в типографии афиши. А раньше от руки рисовали — огромная сложнейшая афиша делалась за ночь. О моих афишах писали городские газеты, снимали программы, люди шли толпами на разрекламированные фильмы, а сами афиши редко доживали свой век – их просто воровали.


Хорошо, что некоторые свои работы Ашот успел сфотографировать. Перелистывая альбом с фотографиями своих работ, автор улыбается:


— Меня и увольнять хотели за некоторые слишком откровенные, по тем меркам, рисунки. Тогда же и женские ноги были под запретом. Из-за одной афиши, где я нарисовал очень реалистично пачку пятирублевок, даже вызывали в КГБ и милицию как вероятного кандидата в фальшивомонетчики.


Афиши эти действительно уникальны – сложно поверить, что все эти портреты актеров со сложнейшими сюжетами и кое-где сюрреалистическими элементами нарисованы от руки, да еще и за ночь. Художник даже имя свое умудрялся там поставить. Например, на модном дутом сапоге вместо заграничного лейбла красуется надпись «Ашот». Потом это же имя появилось и под названием ресторана, заставляя не посвященных в ситуацию прохожих ломать голову над тем, что это за маленький Ашот примостился под надписью «Наполеон».



Шантажировать можно и телекамерой


Ашот стал настолько знаменит своими афишами, что его даже хотели сделать директором кинотеатра, и отправили учиться в театральный институт на киноведческий факультет. Но начались времена перестройки и с приходом в быт видеомагнитофонов кинотеатры начали «загибаться». Художник не верил в их возрождение и открыл в 1987 году первое в Украине и второе в Союзе частное рекламное агентство.


— Целый год пришлось ходить в исполком: рекламное агентство не хотели регистрировать, — вспоминает издатель. — Пришлось применить хитрость и прийти прямо к председателю исполкома с телекамерой и журналистом. Чиновник начал психовать, орать и чуть камеру не разбил. Возмущался: пока я буду здесь, у меня в районе не будет никаких пепсикол и никаких рекламных кооперативов.


Но все же предприятие зарегистрировали – второе рекламное агентство в Союзе и первое – в Украине.


— Я поставил первую рекламу «Пепси-колы» на троллейбусах, на трамваях, такси, на мостах, на ЦУМе – все это было мое, — гордится Ашот. – И первый биллборд в Киеве, который появился возле кинотеатра «Дружба» на Крещатике в 1989 году – тоже моя работа. Мне разрешил главный художник Киева разместить рекламу «Тампакса». Неделю там висела девушка с пачкой в руке, пока народ рассмотрел и поднял шум. Возмущались — да вы еще рекламу презервативов повесьте!



Как «Наполеон» пострадал от бандитов


А после визита в Америку, где его впечатлил ресторан одного рекламного агентства, решил сделать свой. Шикарный, как любимый император. Но ресторанное счастье было недолгим.


— Иногда я подумывал, что все это великолепие не для нас, — вздыхает бывший ресторатор. — И было обидно, когда в ресторан просто приходили пожрать, не замечая всего этого бархатно-мраморного великолепия.


А «Наполеон» у Ашота, по его словам, забрали. Когда был период бандитского передела. И никто ничего не мог сделать – ни власть, ни милиция. А чтобы его труды не достались врагу, все содержимое ресторана хозяин раздал сотрудникам – кто что мог унести, а гранит и мрамор ушел на надгробные памятники.


Себе Ашот оставил мини-музей Наполеона, в его доме нашли место медали, фарфор, сабли и огромный портрет императора, который он сам писал для ресторана. Но нарисованному императору тесно в доме – потолки здесь слишком низкие. А все из-за хозяйской скромности. Явно не императорской.


— Это я специально так сделал, — уточняет издатель. – Когда только построил капитальный забор, довелось услышать, как возмущаются дачники Осокорков. Мол, понастроили здесь хоромы. Тогда я возвел дом вровень с кирпичным забором – чтоб не выделяться. В результате потолки получились слишком низкими.


Теперь Ашот жалеет о такой своей скромности. Вокруг соседи возвели целые дворцы, не обращая внимания на пересуды.



Профессия – издатель ностальгии


После краха «Наполеона» Ашот на все плюнул и занялся издательским делом. На вопрос, почему вдруг это, отвечает просто:


— А я всегда создавал то, чего у нас не хватало – в начале 90-х у нас не было книг, вот и подумалось – надо сделать.


Первой ласточкой его издательской деятельности был сборник «Мальовнича Украина», которую отпечатал в Мюнхене – шикарное красочное издание. Его работа понравилась и поступили заказы с высот Печерских холмов. Сделал две книги для Кучмы, выпустил фотоальбом для Туркменбаши. Сейчас работает над изданием для Черномырдина. Но на ехидное замечание о том, что он придворный издатель, Ашот не обижается.


— Я горжусь тем, что именно я делаю книги первым лицам государства. А больше всего мне нравиться делать книги о Киеве.


Например, в одном из новых его альбомов «Киев вчера и сегодня» собраны старые фото киевской старины и тут же размещены современные фотографии этих же зданий. Забавно сравнить, как изменился облик Киева и его обитателей.


Самая свежая его работа — сборник «Старый Киев» с уникальными старыми фотографиями. Но это только первая книга задуманной им трилогии. Сейчас уже готовится второй том – Киев в XX веке, где будут собраны фотодокументы всего, что происходило здесь по десятилетиям: пожары, строительства, голодомор, приезжавшие гости, наводнения, мосты. А третья книга будет отражать Киев в первом десятилетии XXI века.


В работе еще один фотоальбом – «Киев в Великой отечественной войне». Ашот собрал действительно уникальные фото – говорит, что до 90% фотографий будут публиковаться впервые. Уже потратил 128 тыс. грн на уникальные архивные материалы (в архивах одна фотография от 25 до 80 грн стоит). Целый год искал финансирования, к кому только не обращался – и все отказывали. И только недавно Киевская горадминистрация согласилась дать немного денег. Но предложенные 100 тыс. грн не покроют всех затрат. Кроме уже потраченных средств, еще 70 тыс. грн. нужно на полиграфию.


— Очень обидно было, — делится Ашот, — Россия в прошлом году выпустила 72 фотоальбома о войне, я уже не говорю о книгах, фильмах, художественных и документальных. А у нас – ни одного, так будто бы и войны у нас не было.


Среди планов издателя – ностальгический альбом об СССР «Страна, которой нет», но еще не решил, будет ли это вообще об СССР или о советской Украине.


Сегодня рабочий кабинет Ашота Арутюняна – в его доме на Осокорках. В кабинете – четыре разных телефона и штук пять различных пультов – для телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра, DVD-плеера. Но смотрит в основном российский канал «Культура» – по спутнику ловит и документальные фильмы записывает. Иногда использует стоп-кадры, словленные в эфире, в своих документальных альбомах. Другие программы не смотрит и газеты перестал читать давно – анекдоты, которые там печатаются он уже знает, кто с кем живет – его не интересует, что происходит в правительстве – все равно.


Одна надежда: может, этот материал о себе все же прочитает…