— Можно ли их снести?
— Такие полномочия есть у Госархстройконтроля. А у меня нет такой функции — сносить! Хотя в некоторых, если не во многих случаях, наверное, стоило бы и снести «памятники алчности и беспредела», памятники времени, или безвременья. Меня учили проектировать и строить, но не сносить. Злостная ирония в том, что по суду застройщики выигрывают у властей. Понятно почему — согласования на руках! Вот в чем беда. Да и не сторонник я сноса. Кто-то что-то делал, инвестировал, старался как мог. Правда, если это нагло сделано — когда предупреждали, что нельзя строить, все против, поберегитесь, подумайте. Тогда это вызов! Демонстрация вседозволенности, якобы покрываемой свыше. Но тут деньги затмевают все.
— Какой вы видите в будущем набережную Днепра — с домами, ресторанами, пешеходными зонами, или там останется естественная природа?
— Это, прежде всего, мощная транспортная артерия. К великому сожалению. Убрать мы ее оттуда не сможем никогда. Вот и нужно развести две ипостаси набережной: транспорт и рекреацию. Нужно сделать так, чтобы люди могли найти на набережной интерес для своего пребывания там. Если жители и гости столицы будут ходить «строевым шагом» вдоль узенькой полоски мощения вдоль реки — между нею и железным дурно пахнущим потоком — это неинтересно. Проекты прошлых лет подразумевали, что привлечение капитала возможно только за счет строительства жилья или ТРЦ с подрезкой склонов и опусканиями транспорта в подземную трубу. Но нас всех захватила идея молодых колумбийских архитекторов. Суть ее в том, что склоны Днепра не трогают, не срезают зелень, не строят здания, а создают такие субстраты-склоны, которые продолжают пластику рельефа с создаваемым озеленением. А поверху, в зелени, устраиваются тропинки, велодорожки, зоны рекреации, спускающиеся прямо к воде, не мешая транспорту. На этих субстратах будут разбиты скверы, парки. Между ними предусмотрены световые проемы, чтобы пропускать свет к автомобилям. По склонам можно будет спуститься вниз по дорожкам, а подняться вверх на лифтах, эскалаторах. Возможно, что и фуникулер там может быть, да и подвесные дороги. У самой реки будут боны и пирсы. Гуляющие по набережной могут не все время идти вдоль реки, а пойти и поперек по деревянному пирсу, отдохнуть на скамейках.
— Будет ли ухоженная набережная и на левом берегу в районе Русановки, Березняков, Позняков?
— Там будет полноценная набережная. Даже лучше, чем на правом берегу. Все-таки на левобережье живет больше миллиона человек. На набережных могут быть парки, пляжи, водная инфраструктура. Мы будем все это делать. Со временем.
— Обсуждалось несколько проектов, связанных с Днепром — канатная дорога, Парк советского периода, Диснейленд в Гидропарке. Насколько осуществимы эти идеи?
— Канатная дорога вдоль склонов — это авантюра. Более болезненную идею вряд ли можно придумать. Получается, по склонам должны быть поставлены вышки с частотой 50 м, между ними вырублена вся зелень, чтобы кабинки не задевали кроны деревьев. По-моему, опыт других стран в создании подвесных дорог нами должен быть изучен, но с большой осторожностью. Парк советского периода — если сделать оригинально, а не просто над собой посмеяться, идея хороша. Под Диснейленд нужен человек с харизмой, азартом, который доведет идею до конца. Но есть и другая проблема. Гидропарк — природная экосистема, включающая акваторию, пляжи, насаждения, парки отдыха. И если вода поднимется на 6 м, а такое может произойти раз в сто лет, Гидропарк окажется временно под водой. Если для природы это нормально, то для сооружений, построенных на этих естественных отметках без учета поднятия на 6—7 м уровня пола, это чревато затоплением. Но какой бы оригинальной ни была эта идея, нужно ли засыпать деревья, луга, пляжи?
— Будет ли Киев расти за счет земель области в районе Троещины, Позняков, других окраин? Поднимала ли новая власть вопрос о границах?
— Киев уже не первый год «сидит» на границах, а к концу 2025 года нам надо построить еще полтора Киева. Только вот где? Границы мы переходить не можем, и в этом нет смысла. Киев должен уплотняться не в ущерб жителям, подниматься вверх, чтобы не оставаться на уровне местечкового городка, и уходить вглубь — тоннели, подземные торговые центры.
— Что изменится на Андреевском спуске к Евро-2012?
— Мы хотим успеть до Евро отремонтировать и покрасить фасады, заменить коммуникации, которые протекают и вредят старинным фундаментам, переложить брусчатку. Проект уже подали на экспертизу. Для людей сделают удобные прилавки. Если торговцев и художников убрать, как предлагали некоторые, — Андреевский потеряет свой дух.
— Определили 5 площадок для создания Киев-Сити — международных деловых центров, как в Париже Дефанс или Москва-Сити. Когда может начаться строительство? Вопрос в инвесторах или в чиновниках?
— Чтобы на эти территории направлять инвесторов, нужна воля, но, естественно, не только моя. Считаю, что общая территория Княжего Затона наиболее благоприятная зона. Там есть две станции метро, магистраль на Борисполь, красивые виды на правый берег. Другая площадка — возле озера Вырлица, вдоль пр-та Бажана. Третья — возле нового Дарницкого моста, рядом с Княжим Затоном. Затем левобережный центр возле ул. Луначарского, но там очень мало места. Но сам центр левого берега можно развивать. На правом берегу — это ВДНХ. Здесь есть возможность по ул. Заболотного выехать к левому берегу. Тем более мы скоро начнем строить подводный тоннель с выходом на левый берег в Бориспольском направлении. Сюда же дотянут метро, есть одесское направление. Последняя площадка — аэропорт в Жулянах. Там можно также найти место под бизнес-центры.
— Воплотятся ли в жизнь некогда скандальные проекты Сергея Бабушкина, в частности, многоэтажка на ул. Крещатик, 5? Станет ли четырехуровневой Европейская площадь?
— Я не вижу эти проекты скандальными. В конкурсе на ул. Крещатик, 5, проект архитектора Бабушкина не выиграл, там другой победитель. Сейчас у заказчика проект не утвержден. Высотки там не будет, хотя это та точка на Крещатике, где подобное здание вполне может быть. Проект Европейской также хорош. Он подразумевает строительство 4 уровней под землей от Майдана до Европейской: паркинг, торговый центр. Улучшится транспортная развязка на самой площади. Оставлять так, как есть, нельзя. Там сейчас большие пробки. Но нужен инвестор. Хотелось бы реализовать идею развязки на Бессарабке — машины будут перед ней уходить под землю и выезжать на отметке пл. Л. Толстого. «Метроград» для этого придется убирать. Второй уровень — нынешний. Третий — эстакада с бул. Шевченко к ул. Бассейной, с выходом к бул. Л. Украинки. Это позволит как-то рассредоточить транспортные потоки.
— Когда и с какого массива начнется снос хрущевок?
— Может быть, начнется на Нивках с улиц Туполева и М. Гречко. Сейчас мы занимаемся этим. Уже проработана схема отселения, но пока не могу о ней сказать — еще не утверждена. Если она получит подтверждение, значит, мы начнем реализовывать задуманное. Инвесторы уже есть.
Имя: Сергей Целовальник
Родился: 25.01.1952 в Севастополе
После окончания КИСИ работал в Севастополе проектировщиком. В 1990 году получил должность главного архитектора Севастополя. А в 1991-м перебрался в Киев. С 1993-го по 1995-й — первый зам главного архитектора. В 2005 году основал собственную проектную компанию «Целина», среди проектов которой — бизнес-центр «Андреевский-плаза». 18 августа 2010 года назначен на должность главного архитектора Киева.
Сергей Гальченко
Добавить комментарий