Особняк Ханенко в Киеве. Фото 1890 г. |
Потомок запорожского казака
Глава семьи, Богдан Иванович, из известного дворянского рода. Род этот начинался от запорожского казака Степана Ханенко, чей сын Михаил был гетманом Правобережной Украины, внук Данила – полковником лубенским, правнук Николай – сподвижником гетмана Павла Полуботка, генеральным хорунжим.
Богдан Ханенко родился 23 января 1849-го на Черниговщине. В 1871-м окончил Московский университет, получил степень кандидата права и спустя 2 года занял пост мирового судьи в Петербурге. Три года жизни в этом замечательном городе пробудили в нем, среди прочего, живой интерес к изобразительному искусству. Сама атмосфера Петербурга, Эрмитаж, многочисленные антикварные магазинчики, «четверги» знаменитого коллекционера Ю. Дружинина, женитьба на Варваре Терещенко, чей отец, братья и сестры уже собирали отечественную живопись, – все это повлияло на увлечение Богдана коллекционированием. Сам он так признавался в этом: «Я довольно близко сошелся с пейзажистом Шишкиным, бывал у Крамского, встречался с Айвазовским, Риццони, Куинджи… Я заинтересовался российской живописью, стал посещать выставки картин, ходил в мастерские художников и начал присматриваться к их работам… Передо мной открывался новый мир, и с тех пор призвание мое определилось, – я уже бесповоротно принялся изучать старинную живопись и убедил себя собирать произведения». Среди первых приобретений – работы Боровиковского, Левицкого, Кипренского, Брюллова, Перова, Репина.
С конца 1870-х Богдан и Варвара живут за границей, завязывают отношения с антикварами Парижа, Рима, Неаполя, Флоренции, Вены, Берлина, Мюнхена, Мадрида, Варшавы. Занимаясь формированием собственной коллекции, супруги прислушиваются к мнению признанных отечественных и зарубежных специалистов в этой области.
Далее следуют пять лет службы Богдана в Варшаве в должности члена Варшавского окружного суда. А параллельно – аукционы, магазины Европы, и, естественно, новые поступления в коллекцию. Произведения искусства покупались также в Петербурге, Москве, Киеве. Случались приятные сюрпризы. Так, во время разговора с московским коннозаводчиком Н. Малютиным выяснилось, что тот, став собственником дома с множеством старинных картин, закинул их на чердак как ненужные. Богдан Ханенко, осмотрев полотна, решил купить все. Не теряя времени, перевез к себе около 100 картин. Среди них – натюрморт Сурбарана «Посуда и мельница для шоколада», «Портрет старика в восточной одежде» школы Рембрандта, «Воскресение Лазаря» школы Рубенса, произведения итальянской, голландской, фламандской школ. Это была редкая удача… И еще один интересный эпизод из практики Ханенко. В 1910 г. в Петербурге состоялась большая распродажа А. А. Половцова. «…Между прочим продавалась «медная пепельница», доставшаяся торговцу за пять рублей. Очевидно, он угадал в ней что-то более интересное и перепродал за 200 рублей – к счастью известному собирателю Б. И. Ханенко. Только тогда обнаружилось, что «пепельница» на самом деле – серебряная чаша западноевропейской работы XII века с романским орнаментом. Стоимость ее – тысячная!..»
Киевская прописка коллекции
Ханенко искренне верили, что подарят свое собрание соотечественникам. Это была их заветная мечта и гражданская позиция. «Иметь, скажем, картину Тициана или греческий мрамор V века и не показывать эти вещи – то же, что присвоить себе одному неопубликованные произведения Пушкина, Гете или Шекспира. Творения гениев по своей сути не должны принадлежать только тем, кто ими владеет», – говорил Богдан Иванович.
Настало время, когда коллекции Ханенко стало тесно в петербургских апартаментах. Супруги решают построить будущую галерею на участке земли, щедро подаренном Варваре Николовне отцом.
И в 1887-м «на Лыбедском города Киева участке на Терещенковской улице под №15», как говорилось в документах, вырос особняк в стиле ренессансного итальянского палаццо, с лепным родовым гербом Ханенко на фасаде второго этажа, между первым и вторым окнами… Архитекторы Мельцер и Маркони лишь исполняли желание заказчика. Музей был задуман как ряд залов с отдельными этноисторическими стилизациями.
Художник Михаил Нестеров в феврале 1891-го писал родным: «Был вторично у Ханенко, подробно рассматривал его коллекцию картин и редкостей, это собрание в своем роде единственное в России, даже в Москве этого нет в частных руках».
Это была чистейшая правда. Коллекция супругов Ханенко пополнялась из года в год, и за полстолетия в ней насчитывалось 1200 художественных произведений, а в библиотеке хранилось порядка трех тысяч изданий. Была у этого собрания «изюминка», своеобразная визитка: «Портрет инфанты Маргариты» Веласкеса, приобретенный Богданом Ивановичем Ханенко в 1912-м на аукционе в Берлине.
Действительный статский советник
Музей зарубежного искусства – любимое, но не единственное детище супругов. В 1896-м по инициативе Богдана Ханенко было создано Товарищество торговых школ. Богдан Иванович убедил Государственное казначейство, местную власть, а также небедных буржуа (в первую очередь тестя) в необходимости финансировать учебные заведения, готовящие экономистов.
Прекрасно освещенные парадные ступеньки вестибюля создавали праздничное настроение. Все основные помещения выходили к ним, образуя различные пространственные связи |
Создал Фонд дамского комитета. Он считал полезным наряду с бухгалтерским делом обучать девушек «практическому домоведению».
Богдан Иванович Ханенко был человеком разносторонним. Обратите внимание на визитную карточку, которая хранится в рукописном отделе Центральной Научной Библиотеки в Киеве.
Как видим, помимо собирательства Богдан Иванович успевал делать и кое-что еще. Много времени отняла у него колоссальная работа по созданию Киевского художественно-промышленного и научного музея (в настоящее время Национальный художественный музей Украины, ул. Грушевского,6).
В 1894 г. решено было создать в Киеве городской музей. Специально для этого вместе собрались представители власти и меценаты (Тарновские, Терещенко, Бродские, Василий Семиренко), историки Лазаревский и Антонович. Они поручили Богдану Ханенко написать устав музея и наделили его главными полномочиями в деле создания заведения. Богдан Иванович составил список господ, у которых могли быть исторические ценности (таковых оказалось свыше 200 человек), и собственноручно написал каждому с просьбой… присылать экспонаты, а также помочь средствами. Денег всего собралось около 70 тыс. рублей.
Изначально же на реализацию проекта нужно было 300 тыс. рублей. Благодаря усилиям Ханенко из казны в мае 1897-го было отпущено 50 тыс. рублей. Дальнейшие заботы взяло на себя Киевское общество древностей и искусств, вице-председателем которого был Богдан Иванович Ханенко. Спустя четыре года он стал председателем. Периодически возникали проблемы с архитекторами. Кто-то просто обижался, кто-то хлопал дверью. В конце концов, 30 декабря 1897-го комиссия остановилась на Владиславе Городецком.
Богдан Ханенко видел будущий музей похожим на берлинский, то есть с центральной залой, окруженной боковыми. В Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства Украины хранится набросок плана с расчетами, выполненными на именном листе Ханенко.
В июле 1898-го контора Л. Б. Гинзбурга, заключив подряд на 185 тыс. рублей, начала строительство, которое завершилось в 1901-м году. Общая стоимость здания составила 249 тыс. рублей. Из них от правительства дождались 100 тыс., семья Терещенко дала 108 тыс., другие – 41 тыс. рублей.
Освящение и открытие детища Богдана Ханенко состоялось 30 декабря 1904 года. Назвали его «Киевский художественно-промышленный и научный музей имени государя императора Николая Александровича». К тому времени музейное собрание древностей оценивалось в 134 тыс. рублей, и больше половины – это подаренная Богданом и Варварой Ханенко археологическая коллекция из 3145 предметов разных эпох. Деятельность Богдана Ханенко по созданию музея была отмечена присвоением ему с 1 января 1910 г. звания действительного статского советника, что соответствовало генеральскому чину.
Благодаря изданным каталогам и альбому, выставкам в Петербурге в 1908-м и 1914-м, откликам в прессе и репродукциям отдельных картин, коллекция Ханенко стала широко известной. И в 1910-м Богдана Ивановича избрали почетным членом петербургской Академии художеств.
Все шло к осуществлению давней мечты Богдана и Варвары – сделать коллекцию достоянием Киева, учредить общедоступный публичный Музей. Но в 1914-м началась мировая война. Ханенко эвакуирует часть киевского собрания в Москву, на хранение в Исторический музей. Вскоре 26 мая (8 июня) 1917-го Богдана Ивановича не стало.
Ханенко Богдан Иванович
– Председатель Правления Товарищества свекольно-сахарных и рафинадных заводов братьев Терещенко.
– Член Киевского Биржевого Общества.
– Председатель Киевского Комитета Торговли и мануфактур.
– Член Совета Съездов представителей торговли и промышленности в Петербурге.
– Член Совета Русского Торгово-Промышленного банка.
– Член правления Всероссийского общества Сахарозаводчиков.
– Член Правления Южно-Русского Общества Поощрения земледелия и сельскохозяйственной промышленности.
– Председатель Общества распространения коммерческого образования.
– Член Главного Управления Красного Креста.
– Председатель Киевского общества Древностей и Искусств.
– Почетный член Императорской Академии Художеств.
– Губернский, земский гласный по Киевской губернии, уездный – по Подольской губернии.
– Почетный мировой Судья.
– Последние шесть лет — Член государственного Совета по выборам от промышленности.
Член Императорской Археологической Комиссии.
Трудновыполнимая миссия
Варваре Николовне выпала миссия упорядочить коллекцию, но главное – спасти ее. Она перевозит в Киев петроградскую часть картин, после вступления в сентябре 1917-го в права официального владения. Как бы ни было тяжело, она не приняла предложение уехать в Германию и открыть музей там. «Она не хотела покинуть Киев и музей, который был для нее дороже жизни», – вспоминал проф. С. А. Гиляров. Потратив много сил и поняв, что одной не справиться, 15 декабря 1918 г. обратилась в Украинскую Академию с просьбой принять от нее в дар все художественные богатства. При этом повторила условие Богдана Ивановича: собрание должно называться «Музей Б. И. и В. Н. Ханенко»…
Весь трагизм той эпохи здесь. Два документа – официальное заявление в Академию Наук, машинопись, заверенная личной подпись, и письмо академику Крымскому, написанное на именных листах Ханенко, прекрасная бумага, водяные знаки – герб рода Ханенко и вензель.
«В Украинскую Академию Наук
Вдовы Действительного Статского Советника
Варвары Николаевны Ханенко,
жительствующей в городе Киеве
по Терещенковской улице в д. 15
Заявление
Мною принято решение принести в дар Украинской Академии:
а) принадлежащее мне собрание памятников искусства и старины и имеющуюся при нем библиотеку, находящиеся в городе Киеве по Терещенковской улице в доме моем под номером 15;
б) означенный дом:
в) принадлежащие мне предметы искусства и старины, хранящиеся на складах в Петербурге и в Историческом музее в Москве. Дар этот я предлагаю принять Академии наук на нижеследующих условиях:
1. Означенное собрание памятников искусства и старины и имеющаяся при нем библиотека должны носить название «Музей имени Б. И. и В. Н. Ханенко».
2. Означенное собрание предметов искусства и старины за исключением библиотеки при нем, которая будет иметь отдельный капитал для своего пополнения, не должно быть пополняемо помимо меня новыми приобретениями предметов искусства и старины, а должно сохраняться в том же составе, в каком оно поступит от меня в Украинскую Академию Наук.
3.Означенное собрание предметов искусства и старины и библиотека при нем должны вечно находиться в том же доме № 15 по улице Терещенковской в городе Киеве, в котором оно находится и ныне.
4. Ни означенное собрание памятников искусства и старины в целом, ни отдельные предметы, ни библиотека при нем, ни отдельные книги, ни в коем случае не могут быть вывозимы из Киева, и даже выносимы из означенного дома по улице Терещенковской куда бы то ни было, хотя бы и на кратчайший срок, ни тем более отчуждаемы ни в пользу каких-либо учреждений, ни в пользу частных или юридических лиц.
5. Если бы было осуществлено мое желание, чтобы в Киеве при означенном музее был устроен Институт Истории Искусств, то на Украинскую Академию Наук возлагаются обязанности в полной мере удовлетворять потребность Института в использовании и означенных памятников искусства и старины и имеющейся при собрании библиотеки.
6. Означенное собрание памятников искусства и старины должно быть открыто в определенные часы и дни для публичного обозрения. Дни эти и часы устанавливаются по согласованию со мной.
7. С разрешения Академии наук должно быть предоставлено право научных занятий в музее по изучению составляющих означенное собрание предметов искусства и старины, а равно и библиотеки при нем лицам, которые этим интересуются. Правила таких научных занятий устанавливаются Академией Наук по согласованию со мной.
8. Я оставляю за собой право до моей смерти занимать для жилья в доме № 15 по Терещенковской улице помещения по моему усмотрению.
9. На все памятники искусства и старины и другие предметы, которые будут мною приобретены для вышеозначенного собрания и библиотеки после настоящего моего заявления распространяются в полной мере все изложенные выше условия.
10. Выражаю пожелание, чтобы хранитель вышеозначенного собрания памятников искусства и старины, а равно и библиотеки при нем, назначался по согласованию со мной.
Доводя об этом до сведения Украинской Академии наук, прошу уведомить меня, согласна ли академия Наук на принятие дара на указанных мною условиях, и при утвердительном решении вопроса – предлагаю принять музей под свою охрану и вступить в непосредственное управление и заведывание им.
Киев, 1918 года, декабря 15 дня
Варвара Ханенко»
Через некоторое время Варвара Николовна вынуждена была обратиться лично к академику Крымскому с мольбой о помощи и защите. Ей, слабой и одинокой – практически все родные и близкие уехали из страны – надо было справляться с произволом, надо было с этим примиряться и жить – бороться во имя любви. То, о чем пишет Варвара Николовна, просто поражает. Судите сами.
«Киев, мал. Подвальная ул. дом 5. кв. 3,
Крымскому Агафангелу Ефимовичу
Добрейший Агафангел Ефимович! Надо мною стряслася беда и я прошу участия Академии Наук, чтобы за меня заступиться. Сегодня был в музее Ефим Спиридонович Михайлов и при встрече со мной сказал, что получил распоряжение от г. Приходько выселить меня из музея и из единственной комнаты, которую я занимаю, мотивируя это тем, что в Музее должны жить только люди, которые служат музею. Я ответила, что состою консультантом при музее, что только при моей помощи (имея под рукой все материалы) могла быть в сравнительно скорое время сделана вся эта огромная работа по приведении музея в тот готовый вид, который позволил его, также и библиотеку открыть для публики. Я нужна музею. Как для его охраны, так и для порядка. И, любя музей, как свое детище, которому было отдано столько лет жизни, я, сознавая пользу, которую приношу, оставаясь в его стенах, не уехала из Киева, и отнюдь не заслуживаю, чтобы меня позорно выселили из музея, который я передала государству в таком идеальном состоянии и порядке. Я заявила г. Михайлову категорично, что добровольно не уйду из единственной комнаты, которую занимаю в музее и где я провела большую часть моей жизни, и что они только мертвой меня смогут взять оттуда. То есть – заставить прибегнуть меня к самоубийству. Г. Вольский уезжает завтра в Харьков и обещал поговорить обо мне с г. Раковским, и обещал поддержать ходатайство Академии Наук, если она с таким же отношением обратится к г. Раковскому. Г. Приходько меня не знает и, будучи несколько раз у г. Вольского, он не интересовался посмотреть музей; ему может быть неизвестно, что это собрание – результат любви и трудов целой жизни моего мужа и моей, которые мы для этой цели посвятили, и что поэтому выдворить меня из музея невозможно без того, чтобы они не навлекли на себя общее осуждение. Говорят, г. Приходько очень тверд в своих решениях, и я боюсь, что угроза эта может быть выполнена.
Конечно, это будет только в ущерб Музею. Но если музей не интересует, то мое участие в нем теряет значение. Если бы осуществился ваш проект, то музей сослужил бы людям большую службу. Но, признаюсь, я не надеюсь, что проект этот может быть принят, так как за тем, чтобы он был принят, нужно упрашивать и хлопотать, а все так заняты. Было бы очень важно сейчас поехать в Харьков и провести это дело, иначе оно канет в воду. Позвольте мне завтра утром в 12 часу повидать вас в Академии и лично переговорить. Сердечно преданная В. Ханенко.
Р.S. Вольский посоветовал мне стать в этом деле под защиту Академии Наук, и я усердно Вас об этом прошу.»
Письмо хранится в академическом архиве, значит, до адресата дошло. Вскоре после этого Варвара Николовна угасла…
Варвара Ханенко пережила супруга на пять лет, и в мае 1922 г. была похоронена своей горничной в Выдубицком монастыре рядом с Богданом.
Здание киевского «Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко».
|
На могиле меценатов долго стоял простой металлический крест с жестяной табличкой, установленный в свое время верной горничной семьи – Дуняшей. Но теперь эта могила получила достойное надгробие. После смерти Варвары Николовны загадочным образом исчез весь личный архив семьи. Даже два ее портрета, написанные в Париже, были утеряны во время войны. К счастью, уцелели их фотографии. Есть версия, что архив после смерти Варвары Николовны сожгла ее родная сестра…
Практически ни один из 10 пунктов условий передачи музея государству так и не был выполнен. С фасада дома Ханенков сбили герб. Советское искусствоведение не очень торопилось отдавать дань меценатам. Уникальное собрание потеряло много своих шедевров (во время второй мировой войны немцы вывезли 350 полотен, 2 тысячи гравюр, порядка 500 произведений декоративного искусства; в разные годы экспонаты продавались, менялись, а то и «терялись» в различных музеях СССР и даже мира).
В 1923-м имена основателей убрали из названия музея, поскольку они «не имели заслуг перед революцией». И лишь в 1999-м, к 150-летию со дня рождения мецената, вернули, назвав «Киевский музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко». Наверное, заслуги все же нашлись. Сегодня для нас музей Ханенко – это театр изобразительного искусства, образов, стилей, персонажей, ассоциаций, эпох. В этом синтезе уникальность киевских коллекционеров и их собрания.
Добавить комментарий