Нельзя сказать, что мы обошли, увидели и узнали весь Киев. За три дня такой подвиг совершить невозможно, ведь Днепр делит город на две части, есть правобережный Киев, и есть левобережный. Мы гуляли по центру. Я была ещё в Лавре и Пещерах. В принципе увидели тот самый «туристический» обязательный набор достопримечательностей. Но то, что увидели – не отпускает до сих пор.
Почти каждое увиденное творение – архитектурное, художественное и просто природное – это буквальное окно в прошлое. Прошлое – неоднозначное. Я всегда догадывалась, что история – это пластилин. Можно вылепить всё, что угодно – в зависимости, конечно, от цели того, кто лепит. Это происходит главным образом потому, что в природе нет ни однозначных людей, ни однозначных событий. На любое событие можно взглянуть и так, и эдак, и с одной позиции, и с другой. Всегда есть две стороны у медали. Также из любого исторического факта можно вылепить либо пирожок с повидлом, либо дулю с маком.
На это понимание меня сподвиг тот факт, что в отношении одних и тех же исторических персонажей, я прочитала массу разных интерпретаций. Главное – все правдоподобные. Но в большинстве же случаев «исторические факты» в путеводителях, энциклопедиях и прочих носителях — если внимательно присмотреться, сопоставить и подумать — рисуют либо противоречивые картины, либо, как «сарафанное радио», транслируют информацию, вылепленную явно каким-то одним источником. «Скульптор» же этих «исторических фактов» остаётся загадочно неизвестным.
Говоря про Киев, невозможно не рассказывать про очень и не совсем очень известных персонажей. Эти лица – история не только Киева, но всей Древней Руси.
Это — княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир Красное Солнышко. Мать, сын и внук.
А также — Олег Вещий, три брата и сестра – Кий, Хорив, Щек и Лыбедь, князья-самозванцы Аскольд и Дир, любимая жена князя Владимира византийская принцесса Анна Порфирородная.
Это — Киево-Печерские святые.
Также, помимо Киева исторического, мы познакомились с ним современным – а это огромный, модный, чистый, местами очень пафосный, а местами нищий город. Что самое главное – Киев, «откуда пошла земля русская», «колыбель городов русских» — чисто внешне не очень похож на русский город. Если только золотые православные кресты, тянущиеся к небу. А в целом, это уже гораздо более европейский город, более немецкий, и даже «хазарский» город – не побоюсь этого слова J, чем русский.
Оглавление 1й части:
История поездки.
Вокзал. Билеты. Поезд.
Путеводители по Киеву и другие источники.
Погода.
Гостиница.
Наши прогулки по Киеву.
Обмен «валюты».
Киевский метрополитен.
Украинский язык.
Покупка сала на Бессарабском рынке.
История поездки.
Спонтанна, как ветер. Легка на подъём. Проста, как три копейки. И нагла до неприличия.
Мужа внезапно послали на конференцию в Киев, о чём он мне печально сообщил по sms. Я тут поняла, что это шикарный шанс увидеть город, и совсем ненавязчиво предложила себя в компаньоны. Муж оживился. Дело было вечером. На следующее утро я уже высадилась на Киевском вокзале и помчалась за билетами в вокзальные кассы. (Другие наши рассказы и фото на сайте: www.pamsik.ru).
Вокзал. Билеты. Поезд.
На моё удивление центральные кассы, куда я залетела, следуя стрелке на указателе, оказались коммерческими, т.е. в них брали комиссию в размере ~200руб. за билет. Об этом гласили небольшие буквы скромной таблички в нижнем углу стойки. Я не поняла. Обычно на вокзал и приезжают в целях купить билеты именно по номиналу, потому что в противных случаях их можно купить везде — палаток и интернет-сервисов, делающих бизнес на перепродаже билетов в Москве сейчас пруд пруди. Я спросила у кассирши, где другие кассы. Она сделала вид, что очень занята и не слышит. Переспросила у проходящего мимо работника вокзала. Тот покраснел, как Альхен из «Двенадцати стульев», и тихо заметил (чтобы не распугать очередь не столь внимательных покупателей), что «кассы вокзала», находятся чуть дальше, через 50 метров, ближе к перронам.
Действительно. Вышла из почти центрального (!) входа (с колоннами), немного прошла и очутилась в огромном просторном зале, по периметру которого расположены кассы поездов дальнего следования. Народу вообще почти никого, если не считать одного человека впереди меня.
Покупаю билеты на «Экспресс», поезд №1, который несётся до Киева практически считай без остановок (за исключением таможни) всю ночь. Туда — одно место в купе стоит 1,5т.р., обратно – 1,8т.р. (включает сухой паёк для ужина).
Расписание поезда:
Московская железная дорога (время московское).
Туда: 1/Москва-Киевская – 23.23, 2/Сухиничи – 2.20, 3/Суземка (российская таможня) – 4.57.
Госграница.
Украинская железная дорога (осенью-зимой местное время = минус 1 час от московского).
Туда: 4/Хутор Михайловский (украинская таможня) – 5.38, 5/прибытие: Киев-Пассажирский – 8.00.
Обратно: 1) Киев-Пассажирский – 20.09, 2) Хутор Михайловский – 23.43 (граница, таможня), 3) Суземка (таможня) – 1.35, 4) Сухиничи – 4.00, 5) прибытие: Москва-Киевская – 6.39.
К поезду нет никаких претензий – чистый, почти новый, хрустящее от свежести бельё уже застелено. Единственное большой минус – это таможня, а вернее, время, её прохождения. В самый сладкий сон, почти целый час – с ~5 до ~6 утра – вас будут тормошить, будить, просить разлепить блаженно спящие глаза и сличить вашу презаспанную лохматую физиономию с приличной представительской фотографией на паспорте. В глаза фонариком, правда, не светят J, но общий свет включают. Кого-то просят показать багаж. В общем, крайне неудачное время для таможенного контроля, тем более что через полтора часа вам снова просыпаться, поскольку вы уже – в Киеве.
Паспорт нужен наш, российский. Плюс проводник выдаёт квитанцию-бланк, который нужно заполнить – кто, что, как фамилиё, откуда и куда, зачем и почему. Нашим эта бумажка не требуется, она предназначена для украинских пограничников. Её штампуют, рвут на две части, и одну половинку отдают вам – это ваш пропуск на обратной дороге. Не потеряйте. Я, зная все пограничные сюрпризы, подстраховалась на всякий случай ещё и загранпаспортом, но это было лишним. Кстати, бдительно следите, чтобы в ваш российский паспорт какой-нибудь особенно трудолюбивый страж границы не тюкнул свой штамп – для этого существуют заполненные вами квитанции. Если промахнётся – будете менять свой паспорт, он становится недействительным.
В обратном поезде на Москву, поскольку он отправляется ~ в 8 вечера, вам полагается ещё и ужин. Пластиковая коробочка, набитая всякой всячиной – йогуртом, пакетиками чая и кофе, стаканчиком, баночками паштета, сыра и джема, упаковочками масла, сухого печенья и вафель, а также средней бутылкой минеральной воды. Я про всё это пишу к тому, что, не зная, про такой приятный сервис нашей железной дороги, мы совершенно напрасно накупили того же йогурта, булочек и воды на ужин.
Кстати, это важно, в Киеве на одной площади два вокзала рядом: один называется Киевский-Пассажирский, другой – Примiський (или пригородный). Вы приезжаете и уезжаете с первого. Это классическое здание огромного старого вокзала с колоннами.
Путеводители по Киеву и другие источники.
В форс-мажорном порядке, ураганом я помчалась в книжный магазин за путеводителем по Киеву. Честно говоря, покупать очередной бестолковый и дорогостоящий издательский продукт мне не очень хотелось. Лучше было бы найти хороший информативный отзыв, и на этом успокоиться, но времени на их поиск и читку у нас не было вообще – поэтому бегу в книжный. Нельзя сказать, что путеводителей по Киеву – масса. Их нет, то есть был один тощенький и черно-белый «Ле Пти Фюте», и другой из серии «Вокруг Света», называется «Украина». Я, немного испугалась масштабного названия у второго, но оказалось – зря. Хороший путеводитель, почти классический, по трём городам: Киеву, Одессе и Львову, чем меня и подкупил (надеюсь, что ещё пригодится J). Цветные фотографии, хорошая бумага, толковое изложение, а главное, за что авторам отдельная благодарность – уже сконструированные прогулки по Киеву. Это очень удобно, приехал на стартовую точку, свисток, и вперёд навстречу достопримечательностям. Единственное, уже самостоятельно походив по Киеву, я немного не согласна с некоторыми маршрутами. Этого момента коснусь, когда буду рассказывать про Лавру. Ещё не мешало бы поместить схему Киевского метрополитена, она была очень востребована.
Но путеводитель – это всегда шаблон, такой учебник для первоклашек. Понять историю Киева, да и вообще Русского государства мне помог знаменитый и очень уважаемый мною историк Лев Николаевич Гумилёв. Его книги я перечислять не буду, они почти всем известны. Я использовала его «Древнюю Русь и Великую Степь». Гумилёв смотрит на все исторические события как бы сверху, границы государств и территорий для него не имеют значения, и с такого полёта, с такой высоты видны невидимые другим, тщательно скрываемые связи, взаимосвязи, причины и следствия.
Также в понимании киевской истории мне помогла одна, совершенно случайно купленная в Киеве, в самом Софийском соборе, книга известного украинского историка Надии Никитенко «Вiд Царьгорода до Киева». 260 страниц на украинском языке. Ещё когда покупала, не думала, что одолею. А оказалось – легко. 90% понятно, очень смачно и ёмко написанная история династического «шлюба» князя Владимира и константинопольской царевны Анны, любопытные факты, альтернативная точка зрения общепринятым (?).
Рекомендую ещё вот этот сайт: . Из всех просмотренных мною (после поездки), он показался наиболее любопытным.
Погода.
На Украине очень красивые названия месяцев: сентябрь у них – вересень, декабрь – грудень, а вот мы приехали в Киев в месяц «листопад» — ноябрь. Прогноз погоды http://www.pogoda.in/kiev/eng/ рисовал пасмурные картинки, да ещё изображал и капельки, что мне активно не нравилось. Почему-то в душе я была уверена, что этот немецкий прогноз не прав, ведь Киев гораздо южнее Москвы и, следовательно, если у нас ещё держатся на отдельных ветках остатки осени, то на украинской земле явно мы успеем ещё застать осеннее золото. С выводами мы поторопились. Передвижки климата сейчас настолько исказили привычную метео-картину, что, приехав в Киев, мы увидели только что выпавший снег. Погода нас не баловала, и скажу откровенно, что ноябрь, хоть и маскируется красивым названием «листопад» — это не самый удачный месяц для посещения Киева. Мягко говоря.
День 1й, 8 ноября – снег, первая половина дня с минусовой t, вторая чуть более тёплая.
День 2й, 9 ноября — снега нет, дождя нет, пасмурно, но в целом самая удачная погода.
День 3й, 10 ноября – весь день бесконечный проливный сильный дождь.
Общий фон – серый цвет: небо, Днепр, здания, всё, кроме настроения J.
Гостиница.
Мы жили в гостинице «Русь». Почему-то она оценена в три звёздочки, но это недоразумение. Здесь полноценные европейские четыре звезды. Внешне выглядит, как огромная современная многоэтажная башня. Метро «Дворец спорта». От станции «Вокзальная» две остановки до «Театральной» с переходом на «Дворец спорта». Почти центр, потому что до Крещатика метров 200-300. Можно сказать, что эта гостиница находится за Бессарабским рынком, по крайней мере, вечером, её сверкающая алая вывеска видна с этой точки.
Гостиница очень современная, шикарный «мармуровый» холл, рестораны и бары, масса иностранцев, огромная парковка. Стоимость номера (стандартного) — 600 гривен или 100 евро. Никаких нареканий, единственное, у нас не было фена и собственно вешалок-крючков для верхней одежды, нам её пришлось складывать на складной столик. Но наш номер – самый дешёвый. В ванной полный комплект всех необходимых махрово-шампуневых принадлежностей, есть ТВ и холодильник. Когда нам понадобился второй комплект полотенец, мы позвонили на ресепшн – не успели положить трубку, как в дверь уже постучала горничная с дополнительной махровой стопкой.
Завтрак – вообще 5 звёзд J. В холле на белом пианино играет музыкант. Большой выбор холодных закусок, вплоть до красной рыбы. Очень вкусные ветчинки и колбаски. Блинчики с творогом. Омлет. Каша. Вкусные сосиски. Жареные грибы в соусе. Фрукты. Сыры на отдельном столике. Многоярусная ваза с выпечкой. Соки, вода, йогурты, чай, кофе, молоко.
В день отъезда оставили свои чемоданы портье в красной ливрее, и забрали перед поездом.
Единственный и достаточно существенный минус. В рекламном буклете гостиницы было громко заявлено, что от метро – всего 500м. Да, действительно, это так, но дело не в количестве метров, а в их качестве. Поскольку почти весь Киев находится на пересечённой местности, а это высоченные холмы, то, чтобы добраться до гостиницы, вам нужно подняться по высоченным крутейшим ступенькам в гору. Я ещё раз повторюсь, что это – не особенность нашей гостиницы, а нормальный порядок вещей для почти всего Киева, гуляя по городу, вы будете перманентно куда-то либо взбираться, либо спускаться. Мне лично данный момент очень не нравился, особенно, когда я, нагрузившись, вкусными сувенирами на Бессарабском рынке преодолела с тяжёлыми свертками этот ~5-ти этажный подъём, и потом ещё поднималась по наклонной к гостинице, то уже в номере, мне пришлось полностью переодеться. Опущу пикантные подробности. Полностью. Чувствовала себя, как олимпийский бегун после марафонного забега с препятствиями. В такую гостиницу лишний раз не вернёшься, двадцать раз подумаешь J.
Сайт гостиницы: www.hotelrus.kiev.ua
Наши прогулки по Киеву.
«Наши» – немножко громко сказано, потому что практически два целых дня я гуляю по городу одна, а один вечер и один день мы с мужем гуляем вдвоём. Утром, уже приехав в Киев, мы сразу разминулись, во-первых, ехали в разных вагонах, во-вторых, его встречали, а я сразу с толпой спустилась в подземный переход и стала искать обменные пункты, камеру хранения и метро.
День 1й. Утро – Киево-Печерская Лавра и Пещеры (5 часов). День – Владимирский собор, Золотые ворота, Крещатик. Вечер – Театр оперы и балета имени Тараса Шевченко.
День 2й. Утро – Бессарабский рынок. День – Майдан Незалежности — ул. Михайловская (площадь, памятник княгине Ольге) – ул. Десятинная – ул. Владимирская (Музей национальной истории Украины, древняя липа, древний алтарь, руины первого княжеского дворца) – Андреевская церковь и Андреевский спуск – дом-музей Михаила Булгакова – Контрактова площадь (памятник Григорию Сковороде, фонтанчик «Самсон») – Церковь Богородицы Пирогощи – Боричев ток – фуникулёр. Вечер – ночной Киев, памятник Владимиру на Владимирской горке – смотровая площадка на Майдане Незалежности – ул. Городецкого – Крещатик — Крутой спуск – Круглоуниверситетская улица.
День 3й. Утро – Владимирская церковь и Владимирская улица — Софийский собор и Софийская площадь (памятник Богдану Хмельницкому) – Михайловский собор. День – Андреевский спуск и ресторан «Будьмо». Вечер – посещение Музея национальной истории Украины. 20.09 – уезжаем в Москву.
Обмен «валюты».
Трудно украинскую гривну обозвать иностранной валютой J, но что поделаешь. Высадилась на перроне с рублями в кармане. Поезд скорый, поэтому никаких фланирующих по купе меняльщиков денег не было. Стала глазами искать табличку с надписью «Change». Предварительно в Интернете отыскали наличный курс (на ноябрь 2007): 4,7 – 5.00 рублей за гривну. Поделили единичку на эти цифры и определились с курсом гривны к рублю: ~ 2 – 2.12 гривен за 10 рублей. Проще говоря: за 1000 рублей вы должны получить ~200 – 212 гривен. А цены в гривнах, чтобы перевести их на рубли, нужно приблизительно умножать на 5. Гривна состоит из копеек.
Нельзя сказать, что на вокзале у меня рябило глаза от обменников. Плюс к этому испытываешь некоторое чувство растерянности от дезориентации в пространстве. Поэтому, увидев одинокую палатку с курсом 1.8 гривны за 10 рублей, я решила не рисковать, а обменять немного стартовых денег в здании самого вокзала. Там оказалось с обменниками получше, но курс в них был крайне низкий: 1.19 гривен за рубль. Здесь я поменяла необходимый минимум.
В центре, а особенно на Крещатике пункты обмена валют почти на каждом углу. Курс нормальный, примерно такой, как мы и рассчитали. Везде выдают справку. В гостинице курс тоже немного занижен, но незначительно, ~ 1.9 гривен за 10 рублей. На центральных улицах встречаются банкоматы, проблем с обналичиванием нет.
Киевский метрополитен.
Вроде наш, и не наш. Я имею в виду, что похож на московский, но, тем не менее, есть некоторые отличия.
Вход – зеленовато-жёлтенькие прозрачные круглые жетончики за 50 копеек. Продаются в кассах, или меняете в специальных автоматах, которые принимают купюры достоинством в 1 и 2 гривны.
Киевское метро о-о-очень глубокое. Ну о-о-очень. Обычно спускаешься/поднимаешься вниз/вверх сначала на одном гигантском эскалаторе, потом через площадку переходишь на точно такой же второй. Людям, страдающим клаустрофобией, не позавидуешь. Но главный минус, что хоть метро и очень дешёвый вид передвижения, но не очень быстрый, потому что теряешь много времени на этих спусках/подъёмах.
И везде лестницы. Даже, чтобы просто перейти дорогу по обычному подземному переходу нужно спуститься три пролёта лестниц, а потом по ним же подняться. Кстати, понятное дело, что при выходе с ж/д перрона, чтобы выйти к вокзалу, вы попадаете в такой же подземный лабиринт – эскалаторы, конечно же, не работают, и вы, как непальские шерпы, тянете с собой по высоченным лестницам ваши чемоданы.
В киевском метро в пиковые часы очень много народу, а это означает, что вы можете не попасть в вагон. Интервалы между поездами, особенно вечером, достаточно большие, т.е. 10-15 минут прождать на перроне, а потом в толпе не втиснуться в свой вагон, это вполне обычная картина.
Сложилось впечатление, что составы киевского метро чуть (на пару-тройку вагонов) короче московских, плюс интервалы чуть больше, поэтому получаются такие заторы.
И слишком много рекламы, просто не метро, а ходячая газета «Из рук в руки»: все стены улеплены рекламками, в вагонах висят жк мониторы с тв рекламой, в вестибюлях тоже висят огромные телевизоры с рекламой, поднимаешься по эскалатору — на тебя смотрят рекламные щиты на поручнях.
Но, тем не менее, киевское метро, красивое. Особенно, мне запомнились вестибюли станций «Университет», «Золотые ворота». И не смотря на всё вышесказанное, удобное. Потому что всего три ветки, перегоны небольшие, и легко ориентироваться, даже если у вас нет путеводителя — по многим названиям станций легко понять, какую достопримечательность, вы сейчас увидите – «Майдан Незалежности», «Хрещатик» и т.д..
Схема Киевского метрополитена: http://www.ukrindustrial.com/guide/metro/index.php?id=348 (карту можно увеличить) или http://ourkiev.org.ua/content/view/38/44/.
Железнодорожный вокзал – м. «Вокзальная».
Украинский язык.
А шо тут не понятнохо, увсё понятно, шо тут бачить, кохда с вами на чистом украиньском разховаривают.
Красивый язык. Очень выразительный, очень меткий, очень точный. Интонационно, конечно, для русского уха воспринимается смешно. Не в смысле насмешки, а именно искренне хохотнуть хочется. Тянущиеся ударения, мягкая буква «г», но в целом всё понятно. Рыбий жир (из рекламы в метро) – Рибячий жир, Вкусная картошка (название фаст-фуда) – Смачна картопля, Спящая красавица (балет) – Спляча красуня. В метро, когда заходите в вагон вам говорят: «Уважаемые пассажиры, будьте ласка, заходьте и выходьте швыдче». Стою у ЦУМа на Крещатике и читаю рекламу распродажи обуви (нарисовано два ботинка): «Зыркаешь пару? Чому не твоя?» JJJ.
Покупка сала на Бессарабском рынке.
Анекдот: Едут в купе мужики, среди них один хохол. Все познакомились, разговорились, достают из сумок съестные припасы, начинают друг друга угощать. Один хохол сидит в стороне, вытащил шмат сала и тихонько ест. Мужики не выдержали и просят: «Слушай, а дай сала попробовать». Хохол отвечает: «А шо ехо пробовать? Сало оно и есть сало». J
Масла в огонь гурманского воображения подлила и Таисия Повалий, с которой в одном известном гастрономическом журнале я прочитала интересное интервью. Она сказала: «Такого сала, как на Украине, нежного и мягкого нет нигде! Свинью кормят по особой системе, чтоб мясо получилось с прожилками, шкуру палят только на соломе. И сало у нас продаётся рулонами, как, простите за сравнение, туалетная бумага, а не брикетами. В небольших количествах, граммов 50-70 за один присест, сало очень полезно – оно обладает серьёзным желчегонным эффектом. Когда мы едем в Москву, я покупаю его друзьям на Бессарабке, главном Киевском рынке, а ещё обязательно беру там малосольные огурчики и помидорчики. Помидоры называются «шампань», это такая особая засолка».
В общем, еду на Бессарабский рынок. Ещё с вечера я прикинула, где он может находиться на Крещатике – для туриста, проведшего всего один день в Киеве, это сложная умственная задача J. Метро «Театральная», дойти до Крещатика и направо, там недалеко или станция «Крещатик» — идти в противоположную сторону от Майдана. Где-то прочитала, что он работает с 6.30 до 13.30, поэтому поспешила туда утром.
Рынок как рынок, ничего особенно глаз не привлекало – цветочные ряды, импортные фрукты, банки с соленьями и вот, наконец, оно – сало! Не могу себя назвать большим знатоком по части сала, поэтому я заволновалась – как бы не ошибиться в выборе – и стала его активно пробовать. После пятой пробы я еле ворочала прилипающим ко всему во рту сальным языком. Но каждый продавец считал своим гражданским долгом накормить меня своим кусочком. Я стала отнекиваться и говорить, что «не могу», типа «больше не лезет». Они не понимали – как это так, сало и не лезет! «Та шо ж это такэ, тохда с хлебушком чёрным попробуйте». Смотрю, в руках уже держу новый бутер с салом. Тут я поняла, что пора прекращать дегустацию и срочно определяться.
Сало, действительно, выглядит обалденно – такие совершенно мягкие, матовые, неровные, толстенные, с розовым аппетитным оттенком (признак свежести), мясными прожилками в сантиметр, шматы-ленты. Оно свёрнуто, но не рулонами, а такими большими длинными подковами. Стоит от 10 до 30 гривен (~ от 50 до 150 рублей за кг). Пышная дивчина, у которой я покупала, подняла на вытянутой руке такую кусину сала и любовно потрепала по шкуре, чувствуется, что обладатель/обладательница этой сейчас уже слегка подкопчённой ароматной шкурки ещё совсем недавно беззаботно жевал/а картошку и хрюкал/а у себя в огороде. «Таж посмотрите какое сало, це брюхо, а це задняя часть!» Дивчина ориентировалась в своих сальных подковах, как профессор. И практически не спрашивая у меня ничего, активно вытаскивала какие-то шматки сала, отрезала, вешала и паковала. Когда общий вес покупки зашкалил за 3 кг, я стала активно её останавливать, но дивчина чуть ли не искренне обиделась на меня. «Та как же это, та вы ж не взяли ещё вот етохо, как же, этож какой вкусный кусок, та шо там думать, та берите и не сумневайтесь!».
Результат – почти 4 кг украинского деликатеса. И шо вы думаете!? Уже половины нету! Съели! Такое вкусное. J
На рынке, закупившись салом, я решила сфотографировать живописный ряд каких-то банок с помидорами-огурцами и прочим. Только прицелилась, как вдруг раскричалась одна торговка, что она, мол, не желает, чтобы её фотографировали. Но уже было поздно, я щёлкнула кнопкой. Так она голосила так, что даже соседки стали её успокаивать: «И шо ты Ханна, так раскричалась, та подумаешь делов-то, ты шо». Но неуёмная Ганна вопила на весь рынок. Поэтому помидорчики засолки «шампань» я не попробовала, это был их товар. J
Вообще, Бессарабский рынок на Крещатике – это тоже самое, что и какой-нибудь рынок на Тверской улице. Ну разве туда ходят сами простые украинцы? Ведь точно в Киеве ещё есть другие рынки.
фото: http://www.pamsik.ru/about_foto.php?i=74
Спасибо за текст! Мне всегда было интересно, как мой родной город воспринимается со стороны.
Вы правы, поезда киевского метро немного короче московских.
Что касается глубины, то самые глубокие станции - центральные, именно те, где Вы побывали. Это вызвано как раз неровным киевским рельефом плюс грунтовыми водами. Одна из самых больших проблем киевского метро - речка Лыбедь, названная в честь той самой сестры братьев-Основателей. Когда-то это была полноводная река, но теперь ушла под землю (так же, как, к примеру, московская Неглинка) и сильно портит нервы метростроевцам 🙂
А вот периферийные станции как раз неглубокие. Многие даже не имеют эскалаторы, только лестницы.
А на левом берегу метро вообще наземное. Когда будете в Киеве в следующий раз, обязательно прокатитесь от "Арсенальной" до "Левобережной" и назад: поезд выходит из туннеля в горе и пересекает Днепр с островами по мосту. Там прекрасная панорама днепровских круч.
В общем, приезжайте к нам еще!
это москвичам-то говорить о проблемах ориентации в метро - с вашими тремя Киевскими станциями ?!?! Шучу, конечно. А заметка интересная - всегда познавательно на себя со стороны посмотреть 😉
Очень интересные наблюдения... Ваш текст для киевлянина так же смешно читать, как вам воспринимать внешний слой столичной жизни в Украине.
Все-равно спасибо огромное...И путешествовать, путешествовать, путешествовать (3 раза)...
спасибо большое!
Как будто сьездил на экскурсию в город, где живу!
Спасибо за толерантное отношение и за почти непредвзятость.
Жаль, что мало побыли на Подоле...
И не посетили Житнего рынка.
А именно там Олег Скрипка покупал сало для своих иностранных вечорныць во Франции и голландии
А еще там стерлядь продается, и огурчики-помидорчики, и капусточка и медок...
приезжайте, как-нибудь исчо
🙂