Оглавление 3й части:
Днепровский спуск — часовня Андрея Первозванного, памятник Андрею Первозванному и Аскольдова могила
Владимирский собор
Театр оперы и балета имени Тараса Шевченко.
Майдан Незалежности — ул. Михайловская (площадь, памятник княгине Ольге) – ул.Десятинная – ул. Владимирская (древняя липа, Музей Истории Украины, каменные бабы, Десятинная церковь, древний алтарь, Бабин Торжок)
История: княгиня Ольга – князь Святослав Освободитель – князь Владимир
Раскрываю путеводитель – так, где я? Ага, сейчас мне надо пройти по Днепровскому спуску, свернуть направо и я выйду к метро «Днепр». Но оказалось, не всё так просто – эта улица является спуском для тех, кто по ней спускается вниз, а я по ней, пыхтя, начала взбираться вверх – для меня это Днепровский подъём. Улица, кстати, оказалась весьма оживлённой дорогой, и по этой причине я побоялась перебегать дорогу перед потоком мчащихся машин и пропустила поворот к станции метро. Минут двадцать шла по узкому-преузкому тротуару круто вверх в гору и уже начала волноваться, потому что, судя по пройденному расстоянию, я удалилась от Лавры очень прилично. Так оно и есть – слева, далеко-далеко, высоко-высоко вижу ту самую смотровую площадку со стеллой, откуда я начала своё первое знакомство с Киевом, и у меня два пути либо – продолжать подниматься в неведомое по бесконечному Днепровскому узвiзу, либо – по каскаду длиннющих ступенек к смотровой. Тяжело вздыхаю. Выбираю ступеньки. Ещё не знаю, что, гуляя по Киеву, по подобным ступенькам буду лазить с утра до вечера. Утираю пот – осилила только первую половину. С ужасом смотрю на оставшийся «эскалатор». Внимание привлекает детская площадка с видом на Днепр, к которой я поднялась, за ней аллея и красивое здание какой-то часовенки. Принимаю хитрое решение – пройтись по горизонтальной до неё, а там посмотреть – может лифт попадётся J…. Оказалось, что вот так спонтанно, я вышла к таким достопримечательностям Киева как: часовня Андрея Первозванного, памятник Андрею Первозванному и Аскольдовой могиле (греко-католической церкви Св. Николая). В душе довольна – я совсем не рассчитывала их увидеть, хотя в путеводительском маршруте их предлагали осмотреть первыми по пути к Лавре. (На www.pamsik.ru – размещены полные версии наших рассказов и фото).
Расскажу немного про них.
Апостол Андрей Первозванный – личность весьма загадочная. С одной стороны он любимый ученик Христа, который первый последовал за ним и первый признал его мессией, поэтому и получил прозвище Первозванного. Ещё известно, что он был родным братом апостола Петра, и что ему по жребию выпало идти «в Скiфiю для науки про Христа». По христианской легенде пришёл он сюда «на киiвськi гори и проказав тут до своiх учнiв: «Чи бачите ви на гори он тi? На горах тих засяе ласка Божа. Тут постане мiсто велике, й Бог побудуе богато церков». I зiйшов Андрiй на тi гори, поблагословив iх, поставив хреста, а пiзнiше виник Киiв». (На этом месте сейчас стоит Андреевская церковь). Вернувшись из Руси в Грецию, он был распят римлянами на косом кресте. В России особо почитался/ется косой Андреевский крест.
Аскольдова могила – мистическое и достаточно печальное место. Все знают классическую фразу из «Повести временных лет», когда позвали на Русь трёх варягов братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Так вот далее, когда «по двох лiтах померли Синеус I брат його Трувор», то всеми их городами стал «володеть» сам Рюрик….
«I були в нього два мужi Аскольд i Дiр, но не його племенi, а бояри. I вiдпросилися вони в Рюрика пiти до Царгорода в родом своiм, i рушили обидва (поплыли вниз) по Днiпру. Iдучи мимо, узрiли вони на горi городок i запитали: «Чий се город?». А тамтешнi жителi сказали: «Було трое братiв, Кий, Щек i Хорив, шо заснували город цей и сгинули. А мы сидимо в городi iхньому i платимо данину хазарам». Аскольд i Дир зосталися в городi цьому, i зiбрали богато варягiв, i почали володiти Поляньскою землею….
А Рюрик княжив у Новгородi. А тодi помер Рюрик i княжiння свое передав Олеговi, шо був iз його роду, вiддавши йому на руки сына своего Iгоря, бо той був дуже малий….
…Вiрушив Олег у похiд, узявши багато воiнiв… i рушив униз по Днiпру… i прибули Олег з Iгорем до гiр Киiвських, i дiзнався Олег, що тут Аскольд i Дiр княжать. I сховав вiн воiв у човнах, а iнших позаду зоставив, i сам прийшов на берег Днiпра, несучт Iгоря малого. Воiв своiх вин послав до Аскольда i Дiра сказати: «Мы купцi есьмо, йдемо в Греки од Олега i од Iгоря-княжича. Прийдiть-но оба до рiднi своеi, до нас».
Аскольд же i Дiр прийшли. I вискочили вои з човнов, i мовив Олег: «Ви не е князi i не роду княжого. А я есьм роду княжого». I показав iм Iгоря: «А се – син Рюрика». I вбили вони Аскольда i Дiра, i виднесли на гору, i погребли Аскольда на горi, яка нинi зветься Угорьска»….
L Не удалось мне никого обхитрить — Днепровский спуск исчезал за очередным поворотом — я посмотрела на все эти достопримечательности и повернула обратно, правда уже не на аллею по которой шла, а на тротуар вдоль очередной дороги в гору. И опять, к моему изумлению, этот путь вывел меня прямо к памятнику лётчикам Великой отечественной войны в лице знаменитого украинского очень харизматичного актёра Леонида Быкова. Оказывается он стоит почти на самой дороге, почти на краю обрыва, а сзади открывается панорама Киева и Днепра. Если бы я знала, то могла бы его разглядеть ещё со смотровой площадки – надо посмотреть налево.
Наконец в подземном переходе, я смогла вытянуть усталые ноги в украинском фаст-фуде «Швiдко». Любой подземный переход в Киеве – это система различных магазинчиков, кафешек и прочих сервисов. В этом переходе (под площадью Славы) я увидела даже “H&M Accessories”. Обедаю уже около четырёх часов дня и снова открываю путеводитель. Что у меня ещё на сегодня? – Владимирский собор и Театр имени Шевченко. Вперёд!
Владимирский собор. Станция метро «Университет». Вышла. Уже начинает вечереть. Что я вижу перед собой – удивительно красивый бульвар, обсаженный пирамидальными тополями! Оказывается, в Киеве можно любоваться не только весенними цветущими каштанами, но и осенними тополиными аллеями — тонкие острые верхушки пирамидальных тополей, похожие на кончики художественных кисточек, почти царапают небо. (Пирамидальные тополя – это обычные тополя на диете. J)
Я расскажу сейчас про Владимирский собор. Но всё же – чем прочитать или сто раз услышать, лучше всё-таки увидеть. Один раз.
Владимирский собор – 19 век. Его успели построить почти перед самой Революцией. Он уникален тем, что его расписывали не художники-изографы, а «обычные», но выдающиеся – Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель и другие.
Собор был возведён в честь князя Владимира, крестившего Русь, и идея его строительства принадлежит одному киевскому митрополиту, который отказался освятить монументальный памятник князю на Владимирской горке, заметив, что «негоже в память князя, сокрушившего идолов, ставить того же идола». Его уговорили, пообещав построить новый храм и посвятить его Владимиру. Надо отметить, что хотя Владимирский собор задумывался как древнерусский храм, внешне он совсем так не выглядит. В энциклопедиях указан его архитектурный стиль – неовизантийский. Архитекторы – Беретти и Бернгард. Мда….
Собор – ярко-жёлтого, прямо-таки одуванчикового цвета, маленькие гладкие шапочки куполов синего цвета с золотыми звёздами, миниатюрные кресты на них. Я сразу же дотошно кинулась к дверям, путеводитель обещал «литые бронзовые рельефы с изображением княгини Ольги и князя Владимира». Створки центральных дверей распахнуты – поэтому я не сразу их и увидела.
Собор открыт для посещения до 18 часов, вход свободный.
Конечно же, первое, что я вижу, зайдя внутрь – васнецовскую знаменитую Богоматерь с младенцем на сияющем золотом фоне. Вы входите в храм – и она вас встречает. Маленький мальчик на её руках поднял вверх ручки – так однажды весной жена Васнецова первый раз вынесла на воздух их сына. Малыш, увидев птиц и облака, всплеснул ручонками — Васнецов-отец это запомнил, а глубоко верующий Васнецов-художник, воспринял это как знак, потому что он как раз перебирал в уме возможные варианты этой картины.
Красивая картина, золото сияет, Божия матерь стоит на облаках, её с младенцем окружают крылатые серафимы – но вот её глаза… она уже всё знает… но идёт к людям, и несёт своего ребёнка….
Разные художники расписывали разными образами этот собор. Очень красиво. Красива также древнеславянская вязь, которой покрыты стены, а также причудливые орнаменты – но, забегая вперёд, честно скажу, молиться в этой церкви, нарисованным образам – очень сложно. Они слишком живые. Я не спорю – этот собор, действительно, является «уникальной сокровищницей русской живописи», «жемчужиной религиозного искусства конца 19 века», «истинной национальной школой живописи». И выглядит он, как роскошнейшее издание художественного альбома. Ходишь по нему, рассматриваешь фрески-картины – будто перелистываешь страницы и рассматриваешь репродукции.
«Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира» (по обе стороны от входа), образ Спасителя (главный купол), княгиня Ольга и князь Владимир с седой бородой (справа в центральном нижнем иконостасе), Александр Невский (слева там же), Нестор-летописец, Апостол Андрей (голубой плащ, в руке свиток), Апостол Павел (красный хитон, и тёмная борода), Евфросинья Полоцкая (на колоннах) и многое другое – это также работы Васнецова.
«Воскресение Христово» (над царскими вратами), Кирилл (с чашей в руках) и Мефодий (с раскрытой книгой), первый киевский митрополит Михаил (на фоне Златоверхого Михайловского монастыря), молодая княгиня Ольга – эти картины принадлежат кисти Нестерова.
Врубелю дали несколько площадей под роспись, но с трудом – в то время он был ещё неизвестен. Но его работы сильно диссонировали с общим стилем собора, поэтому их переписали другие художники, оставив, правда, некоторые его фоновые пейзажи. Зато Врубелем были «непревзойдённо» созданы многие орнаменты. Это золотые колосья, ангельские головки с крупными павлиньими перьями, гирлянды ландышей, хвойных веток и золотистых шишек сосны.
Орнаменты на южных и северных стенах (т.е. на правой и левой сторонах собора) выполнены Андреем Мамонтовым – младшим сыном Саввы Мамонтова. Все надписи, выполненные в соборе, поражающие изяществом, чёткостью и красотой, сделал замечательный художник Виктор Замирайло. Иконостас на южной (правой) стороне собора выполнен по рисункам профессора Адриана Прахова. А также собор расписывали художники Павел Сведомский и Вильгельм Котарбинский, работы которых хоть и отличались чрезмерной театральностью, но зато нравились людям, не обладающим особо взыскательным вкусом (кстати, это они переписывали работы Врубеля…).
Ещё я обратила внимание на ошибки в архитектуре собора (его строили очень долго, экономно и достаточно непрофессионально). Я была в нём вечером и переживала, что всё кажется очень тёмным, несмотря на яркое освещение золотого паникадила. Думала, аа, вот утром, при хорошем свете, здесь, наверное, все картины гораздо лучше можно рассмотреть. Но в наш общий день прогулки по Киеву я специально привела во Владимирский собор мужа, и как раз утром. Была удивлена – серый утренний свет, льющийся из окошек, буквально съедал росписи. Половину из того, что я видела вечером, было не рассмотреть. Я хотела, например, показать мужу портреты святых Февронии Муромской и Варвары, но с трудом различала их контуры на стене и колонне.
Но к чему все эти мелочные придирки? Владимирский собор – не имеет себе подобных.
Театр имени Тараса Шеченко. Выхожу из Собора. Уже совсем стемнело, хотя всего ~5 часов вечера. Я шатаюсь от усталости. Надо передохнуть. И я иду в Театр – оперы и балета имени Тараса Шевченко. Сегодня – Чайковский, балет «Лускунчик». В кассе без проблем покупаю билет за 100 гривен – 1й ряд, рядом со скрипками. (Цены на билеты очень демократичные по сравнению с московскими – 20,30,40,50,60,70,80,90,100,120 гривен). За оставшийся час до начала спектакля, тем не менее, я успела увидеть близлежащие Золотые ворота (о них расскажу в другой прогулке), памятник Ярославу Мудрому, бывший ресторан «Лейпциг» (считался самым роскошным домом Киева), старинную кеннасу в мавританском стиле, ныне это Дом Актёров (в темноте выглядела крайне устрашающе, бедные актёры) и ещё сгоняла на Крещатик и на Майдан (о них тоже в других главах). Что это я там говорила про усталость J?
Наконец – театр. Очень красивый, нач. 20 века. В такой интерьер органично вписываются дамы в шуршащих кринолинах и джентльмены во фраках, но киевляне тоже стараются – шуршат какими-то взбитыми шелками, мерцают люрексами, потягивают артёмовское шампанское в буфете, много иностранцев и родителей с детьми. Сам балет замечательный, оркестр замечательный. Получила большое удовольствие. Особенно приятно было слышать лёгкий стук пуантов на сцене – сидела ведь очень близко. Интересно – рядом со мной сидели мать и дочь, украинки. Дочери ~ лет 50, маме около 80 – хорошо одетые, интеллигентные. Но я заметила, что мама, щедро аплодировавшая «Испанскому», «Китайскому», «Восточному» и другим танцам, экономила их на «Русском танце», т.е. демонстративно не хлопала. Первый раз я подумала, что случайность, второй – поняла, что закономерность. Я удивилась – ну надо же, даже Чайковского записали в «москали» J. Но, пожалуй, это было единственное такое полулатентное недовольство русскими, встреченное мною в Киеве. Да, и, кстати, очень жаль, что в таком замечательном театре было совершено покушение на очень уважаемого и достойного человека, реформатора, Петра Аркадьевича Столыпина.
Ещё не всё на сегодня. Впереди вокзал и получение чемодана из камеры хранения. Я могу приехать в гостиницу только в 10 часов вечера – в это время привезут мужа с конференции, и мы в неё сможем заселиться.
ФГМ тоже