Это – город не для туристов


Владислава Осьмак – гид. Она проводит экскурсии для иностранных туристов, поэтому лучше, чем кто-либо, знает, что думают заморские гости об украинской столице.


– Назвать Киев туристической Меккой нельзя, но и жаловаться на недостаток гостей не приходится. К нам едут отовсюду: из Европы, из Азии, а москвичей сколько! Как-то после экскурсии один из московских гостей сказал: «Я вам по-доброму завидую. Киев, в отличие от Москвы, не превратился в агрессивный мегаполис. Я сюда приезжаю отдыхать душой». Я не стала его разочаровывать и рассказывать о пробках на дорогах, о давках в метро. Конечно же, туристам мы стараемся представить столицу только в лучшем виде. Возим в комфортабельном автобусе по чистым улицам. Многие иностранцы даже удивлялись, мол, какой у вас чистый город. Но стоит иностранцу выйти из автобуса, как начинаются приключения. У нас ведь город совершенно не приспособлен для туристов. На улицах ни одного указателя на европейских языках. Спрашивать, куда идти, у прохожих – бесполезно. Сами знаете, сколько людей у нас владеют иностранными языками. Многие иностранцы жалуются на сервис в гостиницах. Говорят, что цены не соответствуют уровню. Думаю, к нам бы ехало гораздо больше иностранцев, будь гостиниц побольше и уровень обслуживания повыше. Некоторые гости города «страдают» от украинского гостеприимства. В конце экскурсии я иногда даю напутствие – не смешивать водку с пивом. Был в моей практике случай, когда один турист из Южной Африки, привыкший к сухому вину, выпил гремучую смесь. Человека пришлось спасать. А вот от нашей кухни иностранцы просто в восторге. Вначале они удивляются, что у нас такие большие порции – мол, ни за что не съедим столько. В Европе ведь порции раза в два меньше. Но, когда начинают есть, уплетают все подчистую.


«Ваш недостаток – сметана»


Том Купе в Украину приехал пять лет назад из Бельгии. Он доволен здешней жизнью, людьми, даже в жены взял себе украинку… Но первое впечатление о Киеве у бельгийца было не таким приятным.


– До приезда в Киев я никогда не был в Украине. Да и знал об этой стране очень мало: футболиста Андрея Шевченко и Чернобыль. Представлял себе Киев, как небольшой город с бедными районами. Еще мне рассказывали, что зимой здесь бывает так холодно, что можно замерзнуть до смерти, но я этого никак не мог понять. У меня на родине минус 5 – потолок. Когда прилетел в Борисполь, был апрель, деревья стояли черные. Я тогда подумал: «Это последствия Чернобыля». В Бельгии независимо от времени года деревья не чернеют. Потом мы проезжали Харьковский жилмассив. Меня поразило такое скопление многоэтажек. Сплошные бетонные дома, и ни одного деревца вокруг. В Бельгии нет таких спальных районов. А вот центр приятно удивил. Очень понравились архитектура зданий, Андреевский спуск, Крещатик – таким Киев я даже себе представить не мог. Причем за те пять лет, которые здесь живу, город так изменился! Раньше на Подоле были лишь старые советские магазины. Теперь там модные бутики. Город продолжает строиться, и все это на наших глазах. В Брюсселе, к примеру, нет такого места, где бы можно было что-то построить. Там ничего не менялось веками.


Привлекло внимание то, как здесь люди одеваются. К примеру, платья, которые здесь женщины носят на работу, бельгийская женщина надела бы на вечеринку. У нас все намного скромнее и меньше внимания уделяется одежде. Очень понравилась украинская кухня. Мне даже особо привыкать не пришлось. Единственный недостаток – сметана. Ее добавляют ко всему, хотя, как по мне, это только портит вкус. Не ем здесь ни свинину, ни говядину. Мясо как-то так готовят, что оно слишком жесткое. Зато вареники с вишнями и борщ в Киеве – великолепные. Правда, первое время очень не хватало того, что любил в Бельгии.


Здесь довольно сложные отношения между мужчиной и женщиной. Долго не мог привыкнуть к некоторым формальностям. До приезда в Украину я никогда не открывал женщинам дверь, пропуская их вперед, не подавал пальто. В Бельгии это не принято. Но в целом люди производят хорошее впечатление. Как-то даже с бомжом удалось общий язык найти. Он ко мне подсел в парке на скамейке. Жаловался на тяжелую жизнь, на то, что выпивка дорогая. Он пытался говорить по-немецки, я говорил на английском языке, но мы прекрасно друг друга понимали.


Агрессивный, симпатичный и дороже Вашингтона


Александр Шепотилов не был в Киеве больше десяти лет. Вначале учился в Москве, потом – шесть лет в Америке. В Украине всего полгода – приехал учить экономике здешних студентов. После возвращения Саша не узнал родную столицу.


– Уезжал из спокойного тихого города, а вернулся в агрессивный мегаполис. Я неделю ходил с открытым ртом, никак не мог привыкнуть к новому Киеву. Все таким чужим стало: не тот Крещатик, не те магазины… Киев сильно осовременился. Первое, что бросилось в глаза, – это толпы. В Америке я жил в Вашингтоне, казалось бы, крупнейший бизнес-центр в мире, но там жизнь намного размеренней: никто никуда не спешит, сбивая с ног прохожих, никогда и нигде нет толп. В метро у меня вовсе был шок – отвык от таких давок. Если бы в Америке мужчины так прижимались к женщинам, «прижатые» подали бы в суд за сексуальное домогательство. В нашем метро такое «домогательство» происходит каждый день.


Меня поразили люди. На улицах никто никому не улыбается, все изначально раздраженно настроены друг к другу. Первую неделю я по привычке дарил улыбку каждому прохожему, но мало кто отвечал на нее. Большинство смотрело, как на идиота. Пару раз в магазине сказал продавцам «привет» – так они сочли это заигрыванием. Хотя это был элементарный жест вежливости: в Америке принято, заходя в магазин, здороваться. Поразил внешний вид людей. Американцы одеваются намного скромнее. Там богатые люди никогда не кичатся своим состоянием, на них не увидишь песцовых или норковых шуб до пола или джинсы за 300 баксов. В Вашингтоне наших выдавала именно одежда. Если девушка в туфлях на высоких каблуках, короткой юбке, увешана украшениями – значит, из бывшего Союза. Но теперь я понимаю, почему они так выглядели. Здесь ведь встречают по одежке. Как-то решил зайти в один из ночных клубов на Крещатике – меня туда не пустили. Осмотрев с ног до головы, сказали, что для меня это слишком дорогое заведение. Мне было смешно.


Поражает дороговизна. Люди зарабатывают в десятки раз меньше, чем в том же Вашингтоне, но цены в несколько раз выше. Недавно присматривал себе кроссовки. В Штатах такие я купил за $40, здесь они стоят $100. Как-то в прачечную сдал рубашки, мне выставили счет – $5. В Америке я платил всего доллар.


Еще одно потрясение было, когда случайно попал на концерт Таркана. Такое ощущение было, что весь Майдан пьяный. Под ногами валялись битые бутылки, девушки под кустиками справляли нужду прямо на виду у прохожих… Честно говоря, зрелище не для слабонервных. Теперешний Киев похож на цыганский табор: яркий, живой, дикий, хаотичный и этим симпатичный.


Иностранцам въезд запрещен


Татьяна Табенская, декан подготовительного факультета КНУ им. Шевченко, говорит, что иностранцы из-за украинского «гостеприимства» скоро перестанут ехать к нам на учебу.


– Наши студенты боятся ходить по городу, потому что их дико избивают. Причем бьют без разбора: китайцев, иранцев, негров… Не смотрят даже, парень или девушка. Недавно одного китайского студента возле университета так избили, что он месяц лежал в нейрохирургии. После выписки студент уехал домой. Можете представить, какое впечатление сложилось у парня о нашем городе и стране. Доходит до того, что, только приехав в город, студенты просят охрану: от соотечественников слышали, что здесь с иностранцами делают. Мы обеспечили охраной общежитие, предупредили ребят, чтобы в город одни не выходили, но избежать неприятностей не удается. Их прямо у входа в университет подстерегают и избивают до полусмерти. Милиция бездействует. Как-то одного из тех, кто бил, задержали, но через время отпустили – из-за «отсутствия состава преступления». Дойдет до того, что к нам иностранцы вовсе перестанут приезжать.