Площадь была оцеплена милицией и палатками с пивом. Здание филармонии желтовато- серой Золушкой ютилось где-то за заднем плане. Приятель сочувственно посмотрел на меня:
— Это они еще только разогреваются.
— Желаю хорошо повеселиться, — пробурчал я на прощание.
— Тебе тоже, — с еще большим сочувствием ответил он.
Мы с ним знакомы уже полтора десятка лет, если не больше. Начинали с одного и того же. С рок-журналистики. Даже делали свои самиздатовские журналы. Организовывали концерты и фестивали. Готовы были жизнь положить, чтобы наши стучащие, грохочущие и хриплые истины узнал весь мир.
Да, совсем разошлись наши пути, развели нас по разные стороны этих звуковых баррикад. И не из-за конформизма, который мог разрастись с течением лет. Наоборот, в один момент рок как таковой стал для меня недостаточно радикальным, недостаточно независимым. Оказалось, что существует и другая музыка, буквально перенасыщенная вызовами и яркими идеями, и ее так много, она настолько разная, что хватит на всю жизнь.
Вот теперь в филармонии давали роскошную программу — концерты Шостаковича и Бартока, плюс два произведения киевских композиторов, причем для одного, точнее, одной из них это была премьера, первое исполнение, еще и с лучшими музыкантами — Национальным симфоническим оркестром. И это составляло для меня намного больший интерес, чем происходящее на площади.
Уже в Колонном зале стало понятно, что наихудшие ожидания оправдываются: самым заметным звуком было равномерное, однообразное уханье, легко пробивавшееся сквозь стену, возле которой и сидел оркестр.
Так, под это буханье, вечер, включая то, премьерное произведение, и прошел.
Можно сказать, что это, мол, мое прошлое не хочет меня отпустить. Но это было бы слишком литературно. В таких ситуациях нужны более простые слова. Например, варварство. Или хамство. Именно так это и следует называть. И происходит это далеко не впервые, и страдают от этого как слушатели, так и композиторы, и не застрахован никто. До сих пор помню, как в позапрошлом году таким же образом безнадежно испортили исполнение одного из произведений нашего живого классика Валентина Сильвестрова — причем в присутствии автора…
Понятно, что интересы кучки чудаков, которые собираются, чтобы два часа подряд слушать какие-то там трубы с виолончелями, никоим образом не могут быть учтены на фоне тех необъятных коммерческих перспектив, которые открывает массовое потребление дрянного пойла под аккомпанемент второстепенной эстрады. Но, все же, городская власть, которая дает разрешение на такие развлечения, по самому своему статусу обязана заботиться о полноценном культурном досуге для всех, подчеркиваю, всех граждан. Которые этой власти, вообще-то, зарплату платят из своих налогов. Равно как и руководство филармонии, которое, кстати, тоже является государственными служащими, должно заботиться о престиже учреждения. Как-то настаивать на своем, отстаивать интересы слушателей. Иначе придется менять статус и переименовывать Колонный зал в чил-аут для этой вечной «Европейской» (кстати, в Европе такое бывает?) дискотеки. А симфонические концерты переносить куда-нибудь на Левый берег. Или вообще за Окружную дорогу. Чтобы не мешали веселиться.
Современному композитору пробиться на филармоническую сцену весьма сложно — но это единственная возможность быть услышанным более-менее широкой аудиторией. Даже не столько признание нужно — а хотя бы одно качественное, полноценное исполнение. В итоге оно когда-то и станет возможным — потому что партитуры уже есть, и они переживут и нас, и их авторов, и будут звучать еще и еще. Но то, чтобы они хорошо прозвучали сейчас, нужно в первую очередь нам. И тем, кто в зале, и тем, кто на площади.
Потому что превратимся в барабанные бочки с пивом в конце концов. Честное слово.
Каждому - свое. Кто-то любит царевну, а кто-то - свиной хрящик. Я обожаю концерты классики и никогда не хожу на массовые майданные действа. Просто не у всех степень сознания позволяет принять симфонический концерт. И - не судите, да не судимы будете. А насчет бочек с пивом - можно, я не буду превращаться?
ya nikogo ne suzhu
mne prosto ochen` ne nravitsia, kogda simfonicheskiy kontsert usiliyami pop-menedzherov prevraschaetsy a v zvukovuyu kashu
a vash vopros kak raz i stoit adresovat` tem, kto pytaetsia prevratit` nas v eti samye bochki
Если есть царь в голове, то никто никогда ни в чего не превратится, пока сам этого не захочет. А если некоторые не отслеживают этот процесс и мотаются, "як гівно в ополонці", то это их личные ментально-половые проблемы. Значит, человеку в принципе все равно, что из него будет. Так зачем скорбеть об этом? Я бы дала каждому право превращаться кто в чего хочет. Хоть в пивную бочку. Хоть в кошачий туалет. Чесслово!
Увы, это действительность, которую уж очень н ехочется принимать. Изменить что-то... образовние. У нас система образования построенна на "проходжении тем" (мимо). И никому никакого дела, что волнует ребенка, какие проблемы... Поэтому и имеем обество бездушных..
Да что долеко ходить. На даче, куда люди приезжают отдохнуть от городских сует, всегда найдется кто-то, кто в 12 ночи запустит фейерверк, а средь бела дня, посреди узкой дороги будет мыть авто под то самое уханье...
Спасибо за статью!!!
Поддерживаю полностью!
/Иначе придется менять статус и переименовывать Колонный зал в чил-аут для этой вечной «Европейской» (кстати, в Европе такое бывает?) дискотеки./
Не бывает...
Хорошая статья, спасибо Вам.
отлично! в самую точку!
Вы, на мой взгляд, исключительно правы. Разлитое хамство как поведенческое, так и душевно-духовное, становится чуть ли не горней ценностью. Ловцы душ, дирижеры народных занятий, отлично разогревают толпу, и неплохо ею дирижируют. Толпа надевает одежды модного цвета и единодушно ярится. Помните, как использовались бочки в качестве революционного музыкального инструмента?
То-то и оно.
В рязани едят грибы с глазами,
Их едят, а они глядят...
Ну насчет последнего позвольте не согласиться.
Это были не те бочки. И Филармонии они не мешали. И была всеукраинская экстремальная ситуация в целом.
Я вот хоть какой оранжевый, а в бочку не превратился.)))
Бочки может и не те, а способ творчества, так сказать состояние творческой души, как мне сдается, то же. Впрочем, дело житейское, одному сдается, в другому - нет.
А насчет цвета, так, извиняюсь, хамство от перемены цвета не меняется.
А вообще, я большой любитель оранжада, как вы можете заметить, но мои оттенки несколько иные.
Превращение же в бочку, насколько я понимаю, в посте вообще не рассматривалось. Вот Диоген, например, в ней, родимой сидел, однако же ею не стал. Или, например, когда мы в трубе сидим...