Машин было мало и каждое появление их на улицах города,среди извозчиков,телег,платформ и прочих транспортных средств,мощностью в одну лошадиную силу,привлекало всеобщее внимание,примерно такое же,как теперь появление лошади среди потока автомашин.После окончания войны в 1945 году машин на улицах Киева стало значительно больше.В основном это были армейские грузовики- отечественные ГАЗ-АА и ЗИС-5 и несметное множество американских «Студебеккеров», «Фордов» и «Доджей».Из легковых присутствовали американские «Виллисы»,на которых разъезжало все армейское командование и наши отечественные «Эмки».Было много и трофейных немецких легковушек. «Опели»(в правописании был разнобой,кто писал с одним «п»- «Опель»,кто с двумя-«Оппель») разных модификаций-«Олимпия», «Кадет», «Капитан», «Адмирал».Были «БМВ», «Ганомаг», «Штоер», «ДКВ», «НСУ» и др.Даже 3-х колесные грузовички,которыми немецкая прпаганда обещала обеспечить каждого жителя рейха. Но больше всего привлекали внимание сверхшикарные, с откидным верхом, элитные , «навороченные» как сказали бы теперь,автомобили самого высокого класса,марок «Мерседес-Бенц» и «Майбах».На выставках-парадах раритетных автомобилей,они и сегодня обращают на себя особое внимание своими изящными формами,высококачественной отделкой,необычным дизайном.Их огромные, хромированные снаружи, хрустальные фары,непропорционально удлиненные,символизирующие мощь и скорость моторные отсеки,вся компоновка и дизайн кричали о том,что это не просто средство передвижения,а именно элемент роскоши,богатства и власти.Ездили на таких машинах немецкие высшие чиновники и генералитет.
Потом было распоряжение властей убрать из Киева все иномарки и их убрали.
Всю американскую технику вернули в Америку.СССР отказался платить по репарациям за американскую помощь по Лендлизу и предложил вернуть то,что осталось после войны.Американцы забрали все,как металлолом.В портах стояли огромные прессы.Туда загоняли автомашину,сплющивали в лепешку и грузили в трюм корабля.Были водители,которые плакали расставаясь с безотказным «Студебеккером»,за которым они ухаживали с такой любовью, видя, как он превращается в металлическую болванку.У нас уже тогда появились свои небольшие грузовики ГАЗ-51 и легковые авто «Москвич» (бывший «Опель»).
Свои первые водительские права я получил в 1952 году.Машины у меня тогда не было и не было даже мыслей, что она когда ни- будь быть может.Тогда машина была не роскошь и не средство передвижения,а вообще несбыточная мечта.Что-то из области ненаучной фантастики. А на права пришлось сдавать потому,что это был обязательный курсовой зачет.Ведь учился я,все таки, в Автомобильно-дорожном институте,вот и пришлось осваивать вождение и сдавать экзамен.Ездить мы учились на машине,которая называлась ГАЗ-АА.Был такой один грузовичек в институте,выпуска где-то года 1940,на котором училось ездить не одно поколение студентов.Ремонтировали его и поддерживали в рабочем состоянии,студенты-механики,под руководством бессменного инструктора Севы.В народе эта модель была известна под кличкой «полуторатонка»,или просто «полуторка».В девичестве она носила фамилию «Форд» и производилась по фордовским чертежам в городе Горький(отсюда и название ГАЗ).Вот на этом раритете мы учились вождению и сдавали экзамены.Экзамен был не очень сложным-проехал 200 метров-получил зачет и вылезай,уступай место следующему.Экзамены принимал лейтенант ГАИ,выпускник нашего же института,который впоследствии дослужился до генеральского звания.Зрение экзаменуемых проверялось,на отсутствие дальтонизма,не по замысловатому и абсолютно ненужному для водителей альбому под редакцией Драбкиной,как повелось впоследствии,а просто показывали три стеклышка –зеленого,красного и желтого цвета и нужно было указать где какой цвет.
Получив водительские права,я положил их в ящик и достал только через 26 лет,когда купил машину ВАЗ-21011.Стоила она,примерно,6000-6500 руб.,которых у нас не было.Тогда простые и непростые советские инженеры,получали зарплату 160-180 руб. в месяц. «Бесплатное» образование заканчивалось «бесплатной» работой.Откладывать удавалось очень немного.Нас выручили деньги,завещанные нам нашими близкими родственниками и составившие половину необходимой суммы.Остальное наскребли сами.Да еще купить машину было достаточно непросто.Их распределяли по предприятиям,а там уже была своя на них очередь.Но наш черед пришел и мы стали счастливыми…,нет не так.Мы стали невероятно счастливыми обладателями машины золотистого цвета,- который в паспорте автомобиля значился весьма романтически,как «Золотое руно».Цвет был прекрасный,нарядный,яркий,броский,необычный.Правда, обнаружился и
его недостаток.При выезде на природу,все пчелы,мухи,стрекозы и прочая насекомая живность слетались на него,в поисках пыльцы и нектара.Покупка не обошлась без нервотрепки.В 1977 году я уже получил решение о выделении мне автомобиля, деньги на покупку уже были внесены в банк и получен специальный чек на покупку автомашины.Оставалось только ждать уведомления о прибытии выделенных нашему институту автомашин.Это тоже занимало длительное и неопределенное время.Однажды вечером я стоял около столика на кухне и разговаривал с женой.Вдруг кухонный столик весьма ощутимо толкнул меня в бедро.Сперва я подумал,что это жена на него оперлась,но увидел,что она стоит на некотором расстоянии.Потом столик опять «боднул» меня и мы ощутили,что дом зашатался.Мысль о землетрясении как-то сразу не пришла в голову.Еще довольно свежи были воспоминания о Куреневской катастрофе,а дом наш стоял почти рядом с этим оврагом.Но взглянув в окно я обнаружил все куреневские холмы и склоны, на своих местах. Вторая мысль посетившая меня была-как вообще такое может быть,чтобы раскачивалась махина 9-ти этажного кирпичного дома,да еще стоящего на сваях длинной метров по 20.Но тут в парадном нашего дома раздались дикие вопли одного из соседей,пережившего разрушительное землетрясение в Ташкенте и по этому поводу регулярно принимавшему вечером «на грудь» свои обязательные поллитра.
—Быстро,быстро,—кричал он—все на улицу.Дом сейчас рухнет.Бросайте все. Забирайте детей.Все на улицу.Быстрее,быстрее.Дом рухнет сейчас.
Нетрудно представить,что тут началось.По леснице на выход катилась полуодетая толпа с ревущими детьми подмышками,с развевающимися простынями и пеленками.Ковыляли торопясь изо всех сил старики.Через пару минут дом опустел.На площадке перед домом собралась толпа жильцов,с ужасом глядя на свои освещенные окна и дрожа от холода.
А наш нетрезвый «руководитель» переживал свой звездный час и отпускал отрывистые команды типа:
—Всем отойти подальше от дома и рассредоточится.Падающие кирпичи могут вас задеть.
Мы, с женой и дочкой-подростком, поддались общей панике и тоже стояли в толпе.Нам было не очень холодно,потому что мы успели набросить пальто и взять шапки,а дочка даже ухитрилась надеть перчатки и шарфик.И тут,о ужас,я вспоминаю,что дома в ящике у меня остался чек на автомашину.Страх потерять заветный чек пересилил страх перед землетрясением,обрушением дома и вообще перед любыми природными катаклизмами.И я повторил подвиг Митрича из «Золотого теленка»,бросившегося в пылающий дом Вороньей Слободки спасать «гуся цельного и четверть вина хлебного».Жена и дочка пытались меня остановить,но я с криком-«как пожелаем,так и сделаем»,бросился назад в покинутую квартиру, схватил заветный чек и, в отличие от Митрича,благополучно вернулся назад во двор,под восхищенными моим героизмом,взглядами соседей.Тут из нашего дома вышел зевая и потягиваясь сосед-геолог,который сразу нормализовал обстановку.
—Вон поглядите на тот панельный дом,напротив,—сказал он- и мы все послушно обернулись в указанную сторону.
—Вот когда он развалится,тогда вам действительно стоит,не спеша, собирать вещи и быть готовыми выйти на улицу,если будет такая комада из штаба Гражданской обороны,а не от этого психа нетрезвого.А пока панельный стоит, за наш кирпичный дом,с железобетонными поясами, вам волноваться не стоит.
Его слова всех успокоили и мы вернулись в дом.В том числе и наш «эвакуатор».
Как выяснилось впоследствии, сила землетрясения в Киеве была невелика-всего 3-3.5 балла.Но ощущалась она в каждом доме по-разному,в зависимости от его расположения по отношению к направлению движения сейсмической волны,уровня грунтовых вод и др.геологических факторов.
Машину мы все же купили и оказались в числе автосчастливчиков.
Стоимость бензина тогда была на уровне стоимости газированной воды.Слово «пробка» ассоциировалось только со словом «бутылка»,но никак не с заторами на дорогах.Нам ничего не стоило съездить на выходные в Одессу,навестить друзей и искупаться в Черном море.С появлением на хозяйстве «железного коня» мы стали проводить наш отпуск в Крыму.В основном в автокемпингах п.Планерское-Коктебель.Мы и раньше,изредка правда, выбирались на отдых в Коктебель.Хозяйка одного из домов там,сдававшая комнаты «дикарям», оказалась бывшей киевлянкой и принимала нас с радостью.У нее останавливались,в основном,киевляне и мы часто оказывались в обществе киевских знакомых.В семидесятые годы,еще был разрешен доступ в маленькие уютные,сказочно красивые, бухточки,к Западу от Коктебеля.В Сердоликовой,
Львиной,Ревущей и других бухточках было действительно полно сердоликовых камней,которые потом растащили туристы на сувениры.Добраться туда можно было только морем или, в спокойную погоду, по узкому карнизу вдоль обрывистых мрачных отвесных скал Кара-Дага,.Наша хозяйка как-то выбралась на пикник с мужем и двумя детьми,на лодке, в одну из таких бухточек,кажется Львиную.Они остались там купаться и загорать,а муж вернулся домой,по каким-то делам и должен был их забрать вечером.Но неожиданно поднялся шторм.На лодке добраться в бухту не было никакой возможности.Муж побежал за помощью к пограничникам.Их катер пытался войти в бухту,но безуспешно.А шторм,между тем набирал силу.Волны загоняли женщину с детьми все выше и выше на почти отвесную скалу.Хорошо,что им удалось найти и втиснуться в какую-то узкую расщелину.Но волны окатывали их и там.Два дня бушевал шторм.Два дня,рискуя жизнью,пытались пробиться спасатели и пограничники в бухту,но им это не удавалось.Лишь на третий день,вызванной на подмогу группе спасателей-скалолазов,удалось спуститься с 300 метровой отвесной скалы Карадага и поднять наверх полуживых от холода и страха «туристов».Об этой истории была заметка в Крымской газете,которую потом перепечатали и Киевские газеты.Она называлась «Пленники Львиной бухты».
Вы будете смеяться,но мы привязались к нашей 011,как к живому существу.И когда через 4 года мы ее продали,чтобы купить белую 21053 в экспортном исполнении,то очень переживали.
Вслед за покупкой машины начались проблемы с гаражом.
Сначала я стоял на стоянке под мостом на Ново –Константиновской.Потом перешел на крытую стоянку около путепровода в конце ул.Фрунзе.Потом получил место для установки металлического гаража в ГСК на Проспекте Правды.Поставил гараж Ждановского производства.построил смотровую яму и погреб.Чего стоит все это соорудить знают многие автовладельцы.И вот,когда все было закончено и благоустроенно, «мы получили пренепреятнейшее известие».Нет не о приезде ревизора,а о сносе наших гаражей.Как обычно,несмотря на вполне законные основания нашего существования,нам предложили выметаться на все четыре стороны.Дальше все по типовой схеме.Создание инициативной группы.Бесконечные хождения по «инстанциям»,рассмотрения,отказы,новые заходы в другую дверь и,в конечном итоге,решение о переносе наших гаражей в строящийся ГСК «Луговой».Там мы попали в первый ряд,прямо на берегу озера,на противоположной стороне которого находился пивзавод «Оболонь».От моего дома, напротив парка Фрунзе, это было довольно далеко,но само место было прекрасное.Многие из нас переоборудовали одну заднюю секцию гаража в дверь и имели возможность выхода прямо на берег озера.Там в тени под деревьями очень удобно и комфортно было проводить окончание недели в воскресенье,когда многие возвращались из сел,со своих дачных участков или просто загородних поездок. Начинался общий «чат» и общение гаражного народа было куда толерантнее,
дружественнее и дружелюбнее,чем на нынешних интернетовских форумах и в сообществах.
Из напитков присутствовали- деревенский самогон и непастеризованное свежайшее пиво с Оболонского пивзавода,где его отпускали 3х литровыми банками.Спектр закусок содержал все,чем были богаты гаражные погреба и подвалы.Свежие и соленые огурцы и помидоры,бочковая капуста,яблоки,груши ,сливы,домашние пирожки и блинчики,яйца.Ну и основной закусочный продукт-сало и домашняя колбаса.Каждый вносил свою лепту в общий котел,чем мог.Доктор- коньяком,который ему приносили пациенты,летчик-спиртом отпускаемым для каких-то приборов,сосед-молдаванин приносил канистрами вино.После такого завершения недели не все были в состоянии добраться домой и кое-кто,иногда порой, оставался на ночлег в гаражах. За некоторыми приходили верные жены, отрывали от компании своих мужей прямо «по-живому» и конвоировали домой,вызывая к ним общее сочуствие у остающихся.
Но «бензиновое счастье» было не столь продолжительным,как хотелось бы.В 80-е и 90-е годы цена на бензин поползла вверх и стала весьма ощутимой для кармана.Народные умельцы немедленно отреагировали на это.Началась эпоха прокладок под головку блока цилиндров,добавок нафталина в бензин,впрыскивания воды в камеру сгорания и др. народных методов борьбы за возможность использования бензинов более низких марок.Использовать 76-й бензин было дешевле,чем 93-й,к тому же 76-й можно было покупать не только на бензозаправках,но и у водителей грузовиков,что обходилось еще дешевле.В годы Советской власти приписки были массовым явлением во всех отраслях народного хозяйства.В том числе и на транспорте.Вместо 100 км пробега,записывали 200,вместо одной тонны груза,учитывали две.Во многих случаях это было выгодно не только исполнителям,но и их руководителям.Спидометры автомобилей накручивались до отчетной цифры,а бензин…приходилось сливать прямо на землю,чтобы его расход соответствовал нормам.Потом,с повышением цен и увеличением парка легковых авто,его стали продавать по-дешевке.
А потом бензин, вдруг,пропал.Вот пропал и все.На заправках стояли огромнейшие очереди,часто по несколко дней.Водители даже ночевали в машинах.Потом бензин появлялся и через какое-то время пропадал снова.Народ начал запасать бензин впрок.Некоторые гаражи превратились в настоящие бензохранилища.Бензин заливали в канистры,в бочки и даже в банки.В некоторых регионах положение с поставками бензина было получше,в некоторых похуже.А были такие зоны,где бензин вообще почти не появлялся.
Отправляясь на отдых в Крым,приходилось загружать в багажник запас и на обратную дорогу,чтобы не зависеть от превратностей снабжения.Бензин стали воровать-сливать прямо из бензобаков автомашин.Как шутили эстрадники того времени-каждый ворует то,что он приставлен охранять.По ночам бензин из припаркованных на улицах и во дворах автомобилей сливали…милицейские ночные патрули.Однажды мне предстояло отправить в срочную командировку буровую установку.Выезд был намечен на раннее утро и машину заправили с вечера,чтобы не терять время утром.Во избежание всяких случайностей,буровую поставили на ночь прямо у входа в институт,где дежурила круглосуточная охрана,к тому же на бензобак повесили замок..Утром бензобак был полупустой.
—Как же это случилось,—спросил я у охранника.—Вы что не видели воров,спали что-ли?
—Почему не видел—обиделся тот.—Видел я их.
—Тогда почему милицию не вызвали?
—Так это милиция и была.В форме и на УАЗике милицейском.Я им даже сказал-Вы что это делаете?А они ответили,что им срочно нужно,а вы,мол,себе новый утром нальете.Не со своего же кармана платить будете.
Что было нам делать? Ходить по милицейским инстанциям и пытаться искать виновников?Это было бы бесполезной тратой сил и времени.Тем более,что бензин действительно был не из нашего,а из государственного кармана.
В те времена все водители служебного транспорта откупалися от ГАИ шников,в основном, талонами на бензин. Мне приходилось с ГАИ сталкиваться довольно часто,потому что по улице Фрунзе проходила «правительственная трасса» на дачи и на каждом перекрестке стояло по ГАИшнику.Регулировать движение на перекресток они выходили только,когда поступал сигнал о выезде «спецмашин».Остальное время они «охотились».Заняв позицию за деревом или столбом наблюдали за возможными нарушениячи правил движения.Если таких долго не наблюдалось,то могли остановить просто так. Взаимоотношения между водителями и ГАИшниками были тогда прямо таки патриархальными.Вот,к примеру, останавливает вас ГАИшник и спрашивает:
—Ну,что?Протокол будем составлять,или по хорошему разойдемся?
Вы в ответ вытаскиваете один рубль(!!!) , вручаете его ГАИшнику и расходитесь.Но бывало и так,что в ответ на предложенный рубчик,вам заявляли:
—Но я же не один.
Тогда приходилось добавлять еще один рубль.Во, времена были сказочные.Вы,небось думаете-брешет,дед.Не,ей богу,было такое.Было,но прошло.
После аварии на ЧАЭС в 1986 году,вся власть удрала со своих дач на Киевском море и наша улица утратила свой привилегированный статус.К тому же и взаимоотношения между водителями и ГАИ изменились,к этому времени.Остановив машину работник ГАИ гордо ждал в отдалении,пока водитель,с правами в руках(или скорее в зубах) не представал пред его ясны очи.Затем начиналось ритуальное действо:
—Так-так,-многозначительно цедил сквозь зубы блюститель порядка на дорогах,рассматривая права.
—Нарушаем,значит гражданин Васильев(Петров,Сидоров).
—А что же я нарушил.
—Ага,так вы еще и не знаете правил,оказывается.
—Да знаю я правила и не нарушал ничего.
—Так вон знак,что здесь поворот запрещен с 7 часов вечера,а сейчас уже 7часов и 5 минут,это что же не нарушение,по вашему.
—Ну значит виноват.Еще вчера не было здесь знака,а сегодня я его не заметил.
—Пааанятно.Так у вас,значит,и со зрением проблемы.Придется не только правила пересдавать.но и медкомиссию пройти по новой.
Пока ошарашенный водитель переваривал обрушившиеся на него обвинения.ГАИшник медленно обходил вокруг машины,рассматривая ее внимательнее,чем покупатель корову на рынке.
—Так-так,—продолжал неумолимый обвинитель—машина плохо помыта.Царапины старые на кузове не заделаны.Позорите гордое звание столичного водителя.Сейчас проверим комплектацию аптечки,наличие огнетушителя и знака аварийной остановки,как тормоза работают и сигналы.
Окончательно загнав в шоковое состояни бедного водителя,ГАИшник переходил к главной части своей программы.
—Так,где вы говорите работаете?В проектном институте?А что же вы там производите?Бумаги?Нет бумага мне не нужна?Лучше бы для вас было работать в Гастрономе или на плодоовощной базе.
Заканчивалось, обычно,это представление тем,что ГАИшник соглашался на бумагу.Но не на ту над которой мы трудились в институте,а на те мелкие бумажки,которые мы за этот труд получали.
Однажды у меня с ГАИ была вообще анекдотическая история.Остановили меня за какое-то нарушение,неподалеку от дома,несколько ребят в милицейской форме.Один оказался работником ГАИ,второй следователем из МВД.После обязательного ритуального действа,оказалось что им нужна просто услуга с моей стороны.Следователь собирался крестить детей,своего сына и дочку брата.Но оба они были ответственными работниками МВД и членами КПУ и хотели скрыть компрометирующие их факты общения с религией.Поэтому-то и не могли воспользоваться служебным транспортом или помощью сослуживцев.Вот они и набирали,с помощью кума из ГАИ, «добровольцев» из числа посторонних водителей.Мне было сделано предложение,от которого было невозможно отказаться,то-есть свозить в церковь и обратно участников обряда крещения.Взамен на услугу мне было обещано вознаграждение в виде талонов на бензин,возможность «отмазки» в случае нарушений правил движения и помощь, в случае необходимости, во всяких делах связанных с МВД.
Бензином,в объеме 300 литров я воспользовался,остальным не пришлось.Кстати,как я понял,таких как я «добровольцев» участвовало в мероприятии машин 30 из общего количества 50-ти.
Это сколько же талонов на бензин пришлось «насобирать» бедному куму из ГАИ!Ужас!
Техосмотры.Нет не буду об этом писать ничего.В двух словах этого не описать.Этому нужно уделить еще частей с десяток.Кто проходил-тот знает,что это такое.А кто не проходил,все равно не поймет.
Все это уже стало историей прошлого столетия.Давно я не имел дел с ГАИ,да и ГАИ,кажется,теперь не так называется и ведет себя иначе,я так думаю, в Киеве совсем по-другому, по-новому,в лучших демократичкских Европейских традициях.Мне трудно судить об этом из моего далека.Я живу в городе,где автомобилей больше,чем жителей.Это понятно.Ведь не поедешь же на работу на траке,который ты используешь для буксировки лодки или дачи.Опять же,разъездная машина,на каждый день,должна быть у каждого члена семьи,но и вместительный минивен для общих нужд тоже нужен.Вот так и выходит,что машин в семье столько же,как и телевизоров.А телевизоры стоят в каждой комнате.Однако при таком избытке автотранспорта,здешние жители как-то ухитряются обходиться без ГАИ. Нет здесь ГАИ вообще и не было никогда..Нет обязательных ежегодных техосмотров. За все семь лет моего автомобильного здешнего стажа,меня никто ни разу не останавливал.Полицию около остановленных на дорогах машин видел всего один раз.Да и полиция эта какая-то «ненастоящая»,что-ли.Тем кому повезло с ней общаться,говорят,что они сами подходят к машине и водители им суют права и страховку через окно,не выходя.Скучно. Нет той интересной и оживленнлй жизни у автомобилистов иммигрировавших из стран бывшего СССР, к какой мы привыкли жить раньше.Ну прямо дикость какая-то здесь,глушь и отсталость, в этом отношении. Примерно такие же примитивные нравы царят и во всех остальных сферах околоавтомобильных отношений.Например покупаешь у кого-то с рук машину,так ни тебе нотариуса,ни других чиновников.Просто хозяин машины скачивает из интернета бланк и пишет-примерно вот так –Петров продал машину Сидорову за столько-то баксов.Оба расписываются,вот и все оформление.Дикость.Нет,чтобы если не нотариусом,то хотя бы парочкой свидетелей заручиться.Вот так и живут себе простенько и, даже более того,если ты берешь попользоваться у родственника или друга машину на время,так это делается без всяких доверенностей и прочего оформления.Тяжело к этому привыкнуть,но постепенно привыкаешь.А что делать?Неправильно это,конечно,но в каждом монастыре свой устав.Но, наверное, эта мода на такой «примитивизм» в отношениях уже распространилась и на Киев,вместе с «Макдональдсами» и «Пиццериями».Как там у вас с этим,ребята,а?
спасибо за рассказ.
Но, наверное, эта мода на такой «примитивизм» в отношениях уже распространилась и на Киев,вместе с «Макдональдсами» и «Пиццериями».Как там у вас с этим,ребята,а?
К сожалению, еще не распространилась. А было бы очень удобно..
Все те же нотариусы, при продаже - снятие с регистрации. получение нового номера, при взятии у родственника - доверенность и куча гаишников на дорогах.:)
Кстати, Янукович до сих пор ездит в Вышгород на свою дачу через Богатырскую - много раз читал на автофорумах.
Действительно карта.Сам не пойму как ее туда занесло.А адрес в ЖЖ вот:
http://patt25.livejournal.com/
Рассказ интересный, видно, что писался от души. Но вы еще посмотрите какая классная карта мира у него в ЖЖ.
спасибо интреесный рассказ