Первый запуск, состоявшийся 21 апреля в Царском саду, оказался неудачным. Ткань оболочки порвалась в нескольких местах, и шар не наполнился горячим воздухом. Более успешный запуск состоялся в Шулявской роще у дачи митрополита в присутствии самого Кутузова, его генералов и многих духовных лиц. «Шар был наполнен горячею материею, а более дымом.., поднялся довольно скоро… выше берез и полетел влево по дороге и близ рощи опустился. Вышиною взлетел саженей на сто (213 м), и летел не более, как минут 10». Военные запускали шары и после войны 1812 г. на учениях у Глевахи и в других местах.
Новая эпоха киевского воздухоплавания наступила с появлением в городе парка Шато-де-Флер. Запуск воздушных шаров был включен в первые же его программы. «На афишах извещалось, — писал в романе «Черные тучи» И. Нечуй-Левицкий, — что в этот вечер в саду будут петь тирольцы, потом будут запускать воздушный шар… Появился какой-то немец и начал с помощниками готовить свой шар. Его привязали, как следует, веревками и начали наполнять газом. Вот шар надулся и стал блестеть в темноте. Публика ждала, что он вот-вот взовьется и полетит, но шар начал сплющиваться так, что его бока втянулись, как у самого немца. Шар лопнул с одного бока. Публика стала смеяться. Тут же принесли инструменты и дырки кое-как залепили. На этот раз дело пошло лучше: шар надулся, тихо поднялся с места и начал уходить в высоту. Публика зашумела, захлопала в ладоши, закричала. Шар поднялся вверх — и начал оседать как раз над скамейками… Поднялся шум, крик, даже плач. Дамы повскакивали и прыгали через скамейки… Оркестр загремел и заглушил шум и гам народа».
Подобные вещи случались в то время часто. Похожий случай описан в газете «Киевлянин» за 6 июня 1868 г., когда в Шато должен был взлететь «воздушный шар с корзиною и пассажирами. Но увы.., шар не наполнился воздухом и не поднялся». Разочарованная публика «долго еще осаждала кассу, требуя обратно обещанные к возврату 35 коп. вместо 75, заплаченных при входе на гуляния».
Неудачи не смущали аэронавтов, они упорно запускали свои шары, привязывали к оболочке корзины с фонарями, сами поднимались в воздух, устраивали под облаками акробатические представления и, наконец, выбрасывались над городом на парашютах.
Трудно сказать, были ли действительно известны в Европе «знаменитые иностранные воздухоплаватели», выступавшие в Шато, и были ли они вообще иностранцами, но, безусловно, они принадлежали к числу самых смелых людей своего времени. Особого внимания журналистов удостоились полеты воздушного акробата Боде. «Вчера в 3 часа дня, — писала городская газета в апреле 1884 г., — в саду Шато-де-Флер состоялся полет воздухоплавателя г-на Боде… К концу шара прикреплена была трапеция. Г-н Боде в матросском костюме и без шапки, раскланявшись с публикой, ловко вскочил на трапецию и быстро взвился в воздух, проделывая акробатические штуки. Поднявшись на высоту около 4 тыс. футов, шар начал медленно опускаться и попал в Днепр на расстоянии верст 6 от Шато, возле острова с правой стороны реки. Г-н Боде доплыл до берега, а затем был вытащен и шар… По словам г-на Боде, он совершал полет 520 раз, а на привезенном им в Киев шаре — 11 раз».
Через несколько лет Киев посетил еще более рисковый аэронавт Дзиковский. Он не развлекал публику цирковыми трюками. Его номер был прост и ужасен: поднявшись на высоту 1800 м, он отрывался от шара и, наполняя души зрителей ужасом, камнем летел прямо на город. «Но прошло несколько секунд, — пишет репортер, — парашют распустился и по мере приближения к земле опускался все тише и тише… Аэронавт спустился немного ниже Аскольдовой могилы на берегу Днепра». Подобные отчаянные трюки проделывал и отважный воздухоплаватель Лискевич, выступавший в 1893 г. в «Эрмитаже» на Трухановом острове.
Полеты на шарах потеряли для горожан прежнюю привлекательность, когда в небе Киева в 1909—1911 гг. появились управляемые летательные аппараты — аэропланы Ф. Былинкина, князя А. Кудашева и К. Эрганта, а также аэростат Ф. Андерса.
Добавить комментарий