Про аэродром в районе станции метро «Шулявка» можно прочесть в книге «Люди и годы завода «Большевик» (К., 1982): «22 июня 1941 года, воскресенье, накануне завод работал с полной загрузкой все три смены. А уже рано утром немецкие самолеты бомбили город, аэродром недалеко от завода».
Позднее в районе бывшего аэродрома и ведомственных огородов проложили улицы Желябова и Эжена Потье.
На немецком военно-географическом плане Киева за апрель 1941 года местность, расположенная в районе пересечения Брест-Литовского шоссе и улицы Гарматной (№184) обозначена как «Аэродром авиационного завода». Сам авиационный завод обозначен под номером 223. Правда, это не единственный аэродром, расположенный недалеко от завода «Большевик». На этом же плане обозначен военный аэродром между ж/д станцией «Борщаговка» и Рубежевской колонией для несовершеннолетних.
Фрагмент разведывательного аэрофотоснимка, 1943 год. Местность представляет
собой незастроенное поле с грунтовыми дорогами.
User http://symbolith.livejournal.com/profile" rel="dofollow" target="_blank">http://symbolith.livejournal.com/profile" rel="nofollow ugc">http://symbolith.livejournal.com/" rel="nofollow ugc">symbolith referenced to your post from http://symbolith.livejournal.com/842975.html" rel="nofollow ugc">No title saying: [...] В сообществе "Интересный Киев" выложили статью про довоенный аэродром возле завода "Большевик" [...]
Из воспоминаний переводчика Сталина Валентина Бережкова я узнал, что еще ранее, в 1920-е годы на пустыре, где сейчас расположена киностудия им. Довженко проходили испытания самолетов, выпускавшихся заводом «Ремвоздух».
«Ремвоздух-6» , если быть точным ( на карте обозначен самолетиком и цифрами 223).
Его немцы разбомбили 25 июня 1941 года
Спасибо. Кстати, сам немецкий военно-географический план Киева за апрель 1941 года, который я перевел, можно скачать по ссылке: http://i066.radikal.ru/1011/e5/7f67f0cc3c75.jpg" rel="dofollow" target="_blank">http://i066.radikal.ru/1011/e5/7f67f0cc3c75.jpg" rel="nofollow">http://i066.radikal.ru/1011/e5/7f67f0cc3 c75.jpg
Откорректированный после подсказок karstjager текст:
"Первые послевоенные годы были очень тяжелыми – кругом всеобщая разруха и неурожай. Сельское хозяйство запущено – сказывалась недостача мужских рук. Не смотря на то, что страна одержала победу, люди нередко слабели и умирали от недоедания, особенно в 1947 году. Вспоминает Юрий Николаевич Титов: «Выживать помогали огороды, которые выделяли работникам крупные предприятия. Чуть севернее того места, где сейчас находится Институт Электродинамики существовал небольшой аэродром. После войны часть этого аэродрома и пустырь, где сейчас расположена станция метро «Шулявка», отдали заводу «Большевик». Полученную землю разбили на небольшие наделы и вспахали. На таких арендованых огородах работники завода имели право выращивать для собственных нужд овощи и ягоды». Позднее в районе бывшего аэродрома и ведомственных огородов проложили улицы Желябова и Эжена Потье.
На немецком военно-географическом плане Киева за апрель 1941 года местность, расположенная в районе пересечения Брест-Литовского шоссе и улицы Гарматной, обозначена как «Аэродром авиационного завода». Но это летное поле не использовалось еще с 1930-х годов – из-за небольших размеров и неудобства размещения и обслуживания там самолетов. В июне 1941 года немцы бомбили именно действующий Святошинский аэродром, расположенный также недалеко от завода «Большевик» – между ж/д станцией «Борщаговка» и Рубежевской колонией для несовершеннолетних".
User http://vlysenko.livejournal.com/profile" rel="dofollow" target="_blank">http://vlysenko.livejournal.com/profile" target="_self" class="i-ljuser-profile" >http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=115.1" />http://vlysenko.livejournal.com/" class="i-ljuser-username" target="_self" >vlysenko referenced to your post from http://vlysenko.livejournal.com/101591.html">Аэродром у завода "Большевик" saying: [...] Originally posted by at Аэродром у завода "Большевик" [...]
в цитате из «Люди и годы завода «Большевик» - речь идет о Святошинском аеродроме. om/3537572.html
http://interesniy-kiev.livejournal.c
аеродром перед фабрикой не использывали уже с 30-х годов - из-за небольших размеров и неудобства размещения и обслуживания там самолетов.
зато непосредствено с другой стороны завод выходил на так называмый Святошинский аеродром.
Утром 22 июня немцы бомбили аэродромы Жуляны, Святошинский, склады у жд путей на перегоне платформа Боршаговка - Святошин, напротив хутора "База".
«В 07:15 произведен налет, 19 самолетов противника Хенкель-111 в направлении аэродрома «Киев». С высоты аж 2 тысячи метров сброшено 90 бомб осколочных и фугасных калибра 50-100 кг. 4-я эскадрилья 43-го истребительного авиаполка преследовала противника, но догнать не смогла. Противник ушел курсом 245. Потери. В результате бомбардировки аэродрома «Киев» в 7:15 убито 32 человека, ранено 34, контужено 3. Из состава рабочих, строителей и колхозников села Жуляны. Наши потери : один самолет И-16 разбился на взлете, летчик погиб, один И-16 43-го ИАП, преследуя противника, бомбившего Киев в 7:15, не рассчитал горючее и сел вынужденно, самолет подлежит ремонту. Сбитых самолетов противника нет. Начальник штаба 36-й ИАД полковник Орлов»
Кстати, не подскажете, над этим ли "Огородно - Сырецким" аэродромом №184 Нестеров в 1913 году сделал свою петлю?
Одни источники говорят, что над Святошинским, другие, что над Сырецким. Памятник Нестерову и петле возле завода Антонова ...
В книге воспоминаний Валентина Терно рассказывается, что по соседству с автором жил бывший механик Нестерова. Он то и рассказывал о полетах Нестерова на Сырецком аэродроме и о петле. И все полеты авиааматоров Политеха тоже по его словам проходили на Сырецком.
Подскажите пожалуйста, что теперь на месте Святошинского аэродрома?
Извините, что так много вопросов 🙂
я не большой специалист по Нестерову, я расскажу про Сырецкий он же Лагерный аэродром.
Этот аэродром изначально был иподромом (скаовым кругом) возле Сырецких военных лагерей.
Сам скаковой круг был овальным вытянутым в направлении юго-восток - северо-запад
примерно от того места где счас метро Большевик до улицы Дегтяревской.
На этом иподроме в 1910 году. Потом иподром ликвидировали и это пространство стало военным аеродромом.
тут же распологались авиаремонтные мастерские и мастерская по производству пропеллеров, тут же базировался
5-й авиапарк.
по поводу мертвой петли -
27-го августа 1913 г. в 6 час. 15 мин. вечера. Это удостоверено в протоколе спортивного комиссара киевского общества воздухоплавания, где сказано, что Нестеров, действительно, совершил в это день «полет по замкнутой кривой в вертикальной плоскости или так называемую мертвую петлю». так что наверно всетаки там.
надо отметить что если изначально самолеты взлетали и садились в направлении Юг-Север, то с разитием аеродрома стали садиться в направлении Запад-Восток (так как так было больше места).
Не месте Святошинского аеродрома счас - завод Лепсе, Кирпичный завод, з-д Меридиан и масив Отрадный.
Спасибо. По моему все таки петлю Нестеров над Сырецким. И кстати на всех дореволючионных картах скаковое поле показано неправильно, на месте киностудии. Отсюда ошибки во многих источниках про аэродром. На карте 18-го года скаковое поле правильно, потому что немцы ее тупо сняли с местности.
> На карте 18-го года скаковое поле правильно, потому что немцы ее тупо сняли с местности.
а где оно там показано?
вот на Плане Киева с окресностями снятом топографами состоящими при штабе войск изданом в 1912 года - по материалам съемок 1873-1903 годов - на мой взгляд круг показан точно (насколько это было возможно при тогдашних технологиях)
http://pics.livejournal.com/karstjager/pic/00035430/" rel="dofollow" target="_blank">http://pics.livejournal.com/karstjager/pic/00035430/" rel="nofollow">http://pics.livejournal.com/karstjager/pic/00035430" width="605" height="394" border="0" />
Правильно, но очень приблизительно. На самом деле там, где киностудия его не было.Квартал киностудии очень приблизительно.Но улица то Нестерова возде танка!!!Не случайно же улицу именно там назвали! Наверняка потому, что петля была сделана там!
В предоставленной Вами ссылке http://interesniy-kiev.livejournal.c om/3537572.html ayaromenok утверждает, что на немецких фотографиях этих аэродромов видны огороды. Не подскажите ссылки на эти фотографии?
Доброго времени суток,
ayaromenok - говорит про то же фото которое выложили и вы, а именно фото №105 фильм №1979.
все эти и другие фото находяться в NARA http://www.archives.gov или на сайте Джона http://www.wwii-photos-maps.com
Спасибо за уточнение. Особенно важна информация, что аэродром у завода давно не эксплуатировался.