Как известно, издательский дом «Восточная проекция» готовит к публикации книжную серию «Мой Киев». Серию открывает книга «Скорбное бесчувствие», автором которой вы являетесь. Расскажите, пожалуйста, больше о проекте и о книге…

На самом деле эта книга не первая. Она написана и издана мной еще в 1992 году. Это было достаточно большое издание, в котором впервые в истории Киева были представлены моменты, связанные с уничтожением города, его архитектурных и культовых ценностей большевиками, начиная с Октябрьской революции и заканчивая распадом Советского Союза. Эта книга вышла тиражом в 60 тысяч экземпляров и была иллюстрирована редкими фото. Я даже не ожидал такого резонанса, возможно, это было вызвано тем, что она была первой.

И вот спустя много лет мне захотелось посмотреть на то, что произошло с момента выхода книги, и как уже в условиях независимой Украины порочная практика разрушения ценностей Киева не закончилась, а наоборот, набрала новых оборотов. Так появилась книга, и мы с Максимом Павленко договорились, что она будет открывать серию «Мой Киев». Скорее всего, в серии будет не только моя книга, но и произведения других авторов, которые занимаются историей Киева.

Взяв за основу этот кирпич 1992 гола, я добавлял современные комментарии, то есть дополнил, изменил, конечно, исправил ошибки и, к сожалению, констатировал на страницах переиздания (надеюсь, что оно будет лучшего полиграфического качества), что все изменяется не к лучшему, а к худшему, и остановить этот процесс крайне сложно. Потому что во власти – и в центре, и на местах, находятся люди, которым, в общем-то, до лампочки, чем был Киев, в угоду деньгам. Они наплевательски относятся к тем островкам старины, которые у нас в Киеве сохраняются. На страницах книги — единый комплекс природы и творения рук человеческих, то, как создавался Киев, потом разрушался, потом — снова создавался. Я пытаюсь акцентировать на том, что пока не поздно, нужно остановить моменты разрушения Киева и способствовать его моральному оздоровлению, но, к сожалению, пока этого не наблюдается. Плюс в этой книге дополнены мартирологи утраченных сооружений, прежде всего культовых. То есть в эту книгу вошло все то, что мне удалось раскопать за эти годы.

Кроме того, в ней есть перечень всех действующих до революции киевских храмов, с именами священников. Возможно, это поможет новым исследователям, а может, у меня хватит сил на то, чтобы рассказать о судьбах этих людей.

В книге представлено очень много иллюстраций, в том числе тех, которые раньше не печатались, — тот Киев, который запечатлели для нас фотографы ушедших эпох. Сейчас все намного проще, у всех фотоаппараты, мобильные телефоны с фотокамерами, поэтому потомкам достанется большой архив фотографий современного Киева (смеется), а мне было важно показать те немногие фотографии, которые были созданы в условиях, когда фотоаппарат действительно был роскошью. Только крупнейшие книгоиздатели, такие, как Кульженко, Марков, или иностранцы, запечатлели для нас тот очень красивый Киев.

Что еще запланировано в серии «Мой Киев»?

У нас был маленький пилот в 2007 году, который назывался «Мой Киев. Портрет в интерьере вечности…». Это была моя последняя работа на тот момент. Возможно, мы переиздадим эту книгу, потому что материал интересный. Кроме того, у меня уже собрана книга с рабочим названием,  но я думаю, что оно таким же и останется, — «Мой Киев. Герои не нашего времени». Эта книга о киевлянах либо выходцах из Киева, людях, которые занимали здесь определенные посты или оставили свой след в истории, но мало, грубо говоря, раскрученные, как, например, Наум Коржавин, Геннадий Шпаликов. Это книга о тех, кто напрямую связан с Киевом, — губернаторах, городских головах, членах Гласной думы, то есть людях, и назначаемых на свои должности, и избираемых, о них в лучшем случае писали в советских энциклопедиях плохо или ничего не писали.

Надо отметить, что сейчас эти личности немножко не выгодны тем, что они не вписываются в структуру, ведь сейчас переписывается история, причем кривобоко, плохими авторами, которые в погоне за деньгами начинают заниматься ерундой. Скажем, я не удивлюсь, если увижу глобус Украины, как в том анекдоте. Грубо говоря, не Земля вращается вокруг Солнца, а вокруг Киева вращается все остальное. Естественно, я как историк изучаю эти книги, но они очень однобоко выписаны. Получается, что в истории Украины не было трехсотлетнего периода, когда она существовала в условиях сначала московского государства, потом — российского, потом — Российской империи. То есть эту страницу как бы занимает одна чернь, как будто ничего светлого тогда не существовало.

Я же в своих работах показываю и светлые стороны, потому что не будь в 17-м столетии объединения Украины и России, мы бы сейчас шиш имели, а не ту территорию, которую занимает современное независимое государство Украина. Не было бы Крыма, не было бы территорий Центральной, Восточной Украины, был бы кусок украинской провинции в Польше и все. Я понимаю, что меня обвинят в шовинизме, но все клеймят позором Екатерину Великую, которая уничтожила Запорожскую сечь. Но с другой стороны, не будь царица Екатерина при власти, не будь крымских походов и уничтожения турецкого влияния в Крыму, не будь такого роскошного подарка, как передача в 1954 году Крыма под юрисдикцию Украины, не было бы у нас этой земли. Как у Окуджавы: «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить», я не стараюсь угодить властям, поэтому они не любят меня, а я их.

В прошлом году вышел фотоальбом «Куклы Чернобыля», известно, что сейчас готовится вторая часть — «Лица Чернобыля». Чем вторая часть будет отличаться от первой, и почему именно лица?

Этот проект задуман как трилогия, в которой есть еще и третья часть «Дороги Чернобыля». Мы с фотографом Антоном Бородавкой в «Куклах Чернобыля» запечатлели трагический момент. Дети и куклы — во все эпохи, во все времена это неразрывно, развивалась просто технология игрушек. На момент аварии дети оставили свои куклы, и мы большую часть этих кукол передали в первом альбоме.

Это свидетельство в первую очередь о следах материальной культуры. Даже чеки, фантики, образцы старых денег, — если их не хранить, то со временем уже следующие поколения не будут иметь о них никакого представления. В лучшем случае отдельные экземпляры кто-то будет хранить в отдельных музеях и частных коллекциях. Поэтому, задумывая эту серию, мы хотели показать материальную сторону Чернобыльской зоны, зоны отчуждения, с которой жизнь и ушла и одновременно осталась.

Если куклы — это мертвые создания, то второй альбом – «Лица Чернобыля» — это те немногие из людей, которые вернулись в зону отчуждения, их называют обидным словом самоселы. На самом деле они возвращены и коренные жители зоны. На момент самовольного возвращения, в 1987 году, хотя это было под запретом власти, их было около полутора тысяч человек, сейчас их осталось около 120, потому что возраст берет свое, и многим уже за восемьдесят. И мы с Антоном в нескольких экспедициях (я езжу на зону уже двадцать лет, Антон — пять лет, но он тоже проникся зоной), решили запечатлеть и рассказать о судьбах этих людей, которые вопреки всему живут там и сейчас. Не для снобизма, а как раз для того, чтобы запечатлеть для потомков, как они жили и чем занимались.

Хочу отметить, что «Лица Чернобыля» не совсем альбом, в нем я занимался составлением текстов, чтобы запечатлеть жизнь возвращенцев. В альбоме представлены около сорока человек, в разных ипостасях, с короткими биографиями, рассказами, — порой ужасными, порой — смешными о том, как они все эти 22 года жили и продолжают жить в зоне. Именно эти люди – лица Чернобыля. Я не писал о ликвидаторах аварии, о тех людей, которые работают в зоне по долгу службы, — 6 тысяч человек, в альбом входят именно судьбы возвращенцев, которые я прослеживаю уже на протяжении 20 лет. Альбом совершенно не коммерческий, но он обязательно будет востребован, если не сегодня, то в будущем, пройдет время и он будет востребован как памятник материальной культуры.

А вот третья часть «Дороги Чернобыля» будет о ликвидаторах, об отношении к зоне власти, которая обещает, а на самом деле только «крышует» какие-то очень нехороршие вещи, — это и вывоз радиоактивного материала, и вывоз леса, и мародерство.

То есть эти три альбома «Восточной проекции» должны представить динамику зоны отчуждения ЧАЭС, о которой вспоминают один раз в год под фанфары, прилетает президент на вертолете, как волшебник, и тому подобное. В нашем альбоме обратная сторона Чернобыля, мало известная.

Сейчас там налажен туризм. В зону легко попасть, по стандарту пройти отметиться в городе Припять. Но в Интернете сколько всего посвящено этому, что уже скучно и неинтересно, а здесь живой Чернобыль и мертвые куклы, все-таки живые, и самоселы – живые люди, на которых государство забило, и дороги, которые приводят нас к осознанию того, что как бы мы ни умалчивали, но эта планетарная катастрофа, была, есть и никуда не денется. Потому что Украина, к сожалению, коррумпированное государство, поэтому и денег из бюджета практически не выделяется на чернобыльскую зону, а то, что выделяется, разворовывается. Но мы все-таки берем не политическую, а моральную сторону, я настаиваю на этом слове. Материальный Чернобыль и мораль, представленная в нем.

В «Лицах Чернобыля» показаны как раз судьбы практически заброшенных людей, у которых отсутствует медицинское обслуживание, раз в неделю приедет автолавка, привезет хлеб, соль, спички, им, правда, привозят пенсию, и то, что остается за кадром, – сложные отношения самоселов с родственниками, детьми, внуками, которые остаются на «материке». Ведь те, кто живет в зоне, часто сидят без света, без дров, вообще все это очень страшно, поэтому надо быть в хорошем смысле сталкером, изучать все, что там происходит. Но далеко не у каждого есть возможность посещать зону, изучать все это, у некоторых «радиофобия» и они боятся Чернобыля. Это и правильно и неправильно, главное знать, где можно находиться, а где нельзя.

Хочу отметить: что-то будет просматриваться в этом проекте на фотографиях и в тексте, а что-то останется за кадром, — в любом деле должна быть тайна и недоговоренность, тогда это подталкивает людей на какие-то миниисследования.

Мне кажется, что все исследования, которыми занимается «Восточная проекция», направлены на врачевание душ. Чтобы молодежь, которая родилась до аварии или после, могла узнать о зоне, ведь часть молодые люди слышали о Чернобыле на одном уроке в школе. Но молодежи это мало интересно, потому что существует много соблазнов, развлечений – дискотеки, ночные клубы и тому подобное. Конечно, это все хорошо, это часть субкультуры, она должна быть, но у каждого человечка в душе должна быть отдельная полочка, связанная с уроками памяти, с уроками той же Второй мировой войны, о которой сейчас почти не говорят или говорят о том, что был сговор России и Германии против Украины и тому подобное. С одной стороны, как Эклизиаст говорил: кто увеличивает познания, тот увеличивает скорбь, — но люди должны знать свою историю. Изучая эти вещи, удивляясь неожиданностям, которые там встречаются, они будут более милосердными, будет меньше хамства в обществе. Может, я и идеалист, но мне кажется, что это так.

Как главный редактор «Православного мира», как человек, который много писал на православную тематику, как вы оцениваете посещение Украины патриархом Московским и Всея Руси Кириллом?

Я оцениваю визит Кирилла как доброжелательный, так же, как и рядовая паства, которая понимает, что это патриарх и ее владыка, а таких у нас 12 миллионов, а вот политиканы — это уже другая тема.


Купить книги А.Анисимова в Магазинчике