Реконструкция парка планируется еще с 2005 года, но окончательного проекта пока нет. На районном уровне обсуждается создание на базе парка единого Дворца детей и юношества. Пока в Шевченковском районе два центра детского творчества – на улице Артема и на Нивках, вот их и планируют объединить. Правда, не все в восторге от такого решения.

– Жаль, если закроют наш центр, – говорит Елена Михальченко, жительница Нивок. – Хотя он и небольшой, но близко, ребенку удобно ходить туда. А так со всего огромного жилмассива детям придется добираться до Шулявки, да еще и по вечерам.

Кроме того, вскоре возле парка появятся сразу несколько многоэтажных комплексов. Уже активно возводятся «высотки» со стороны улицы Дегтяревской; новый корпус планирует выстроить университет имени Богомольца. Несколько недель ведутся работы по сносу корпусов завода «Фотон» возле центрального входа – здесь также проектируют многоэтажку у проспекта и длинное здание средней этажности по границе зеленой зоны.

В проектах и объединение двух независимых участков улицы Молдавской – тогда парк насквозь прорежет дорога, соединяющая две параллельные улицы. Возможно, это разгрузит дорогу – и особенно улицу Довженко, где частенько бывают пробки, – но тогда парк по сути превратится в транзитную зону для автомобилей.

Местные старожилы помнят, как выглядела эта местность в конце войны. В феврале 1945 года в Парке открыли выставку трофейной военной техники.

– Здесь стояла немецкая техника, танки, самолеты, – рассказывает Юрий Тимошков, коренной житель Шулявки. – Мальчишками мы могли рассматривать их часами. Со временем выставку ликвидировали под предлогом «пропаганды войны». Говорят, большинство экспонатов просто порезали на металлолом.

Правда, дети и потом не остались без развлечений: в ДК завода «Большевик» показывали фильмы, в парке открыли аттракционы, прокат велосипедов и педальных автомобильчиков, установили спортивные снаряды: и сейчас здесь можно встретить спортсменов-любителей у турников среди зарослей. Появился зеленый театр, танцевальный павильон «Лира». В последнем теперь крупный выставочный центр, одна из первых коммерческих выставок в городе. Но если отойти от центральной аллеи, сразу попадаешь в полудикие заросли, и о том, что находишься в центре мегаполиса, а не в лесной глуши, напоминает лишь ровный гул автомобилей с проспекта.

– Сейчас здесь можно ходить разве что в светлое время суток, по вечерам страшновато, – говорит Светлана Остапенко, жительница соседнего дома. – Уже несколько лет обещают реконструировать парк, но кто знает, чем на деле обернется эта реконструкция. Не хочется терять этот укромный уголок природы…

 

КАК ЭТО БЫЛО

Гулять по парку – на авто

В 1899 году по проекту Городской думы на Шулявке начали обустраивать загородный парк, названный в честь столетия со дня рождения Александра Пушкина. «Изюминкой» Пушкинского парка стало то, что он был обустроен для прогулок верхом и… на автомобилях. Для этого в 1901 году главный садовник Киева Иван Жуковский спланировал две широкие сквозные аллеи, соединявшие нынешние проспект Победы и Дегтяревскую улицу. А в 1902 году состоялся праздник по высадке деревьев: со всего города на украшенных трамваях свезли учеников гимназий и училищ, организовали угощение. Каждый получал право посадить дерево и в дальнейшем ухаживать за ним.

 

КСТАТИ

Музей заводских гудков

Еще в 1929 году у центрального входа начали строить дворец культуры завода «Большевик» – одного из крупнейших предприятий Киева советской эпохи. Сейчас здесь проходят выступления первого и единственного государственного профессионального цыганского театра «Романс», работает клуб «Большевика», библиотека. А еще здесь музей одного из старейших в Киеве завода. Как раз в этом году предприятию исполнилось 125 лет.

– Музей открыли еще в 1968 году, – рассказала «Газете…» хранитель Катерина Колесник. – У нас собраны экспонаты и советских времен, и дореволюционные.

Мы рассматриваем «Книгу денежных взысканий» – здесь можно прочесть, сколько и за какие проступки взымали штрафы в старом Киеве. Оказалось, и за опоздания, и даже за несоблюдение тишины. Рядом – настоящий заводской паровой гудок, свист которого сигнализировал о начале рабочего дня. Интересно, что каждый гудок имел свой «голос»: рабочие знали, зовет на работу завод «Арсенал» или, например, железнодорожные мастерские.

– Последний раз Киев слышал этот гудок в 1990 году, когда были похороны директора завода «Большевик» Виталия Извекова, – рассказывает Катерина Колесник.