Постояв немного перед храмом, я стал спускаться вдоль его фасада в сторону Подола — древнейшего района Киева, также, как известно, весьма богатого достопримечательностями. И вдруг на небольшом пригорке передо мной предстал объект, вызвавший у меня буквально шоковое состояние. Я увидел скульптурное изображение человека с жестом протянутой руки, характерным для бесчисленных однотипных памятников вождю мирового пролетариата, которые еще недавно стояли чуть ли не на каждой площади.


Пьедестала под этой странной фигурой не было, она стояла просто на траве. Присмотревшись повнимательнее к скульптуре, я понял, что не может она быть памятником В.И. Ленину, поскольку одета в простую хламиду, да и борода у нее длиннее ленинской. В скульптуре угадывалось что-то очень знакомое, из недавно увиденного. И меня вдруг осенило: да это же часть памятника Св. княгине Ольге, что на Михайловской площади! Вернее, копия части того памятника, фигура апостола Андрея Первозванного, которая так хорошо, гармонично воспринимается там, в ансамбле многофигурной композиции монумента, удачно компонуясь с фигурами Св. княгини Ольги, св. Кирилла и св. Мефодия.


Но какой случайной, жалкой и комичной выглядит эта отдельно поставленная фигура здесь, на Андреевском спуске, у самой бровки тротуара! Как возмутился бы автор монумента Св. княгине Ольге — известный украинский скульптор рубежа ХIХ—ХХ ст. И.Кавалеридзе, если бы так «пошутили» с его произведением при его жизни. Ведь это все равно что расчленить памятник Минину и Пожарскому и разнести скульптуры этих героев в разные стороны Москвы, или то же самое проделать с известным монументом «Рабочий и колхозница»!


По-моему, любой мало-мальски образованный человек будет повергнут в недоумение подобным проявлением антикультуры, вандализма по отношению к высокохудожественным образцам отечественного наследия.


Кто же инициатор такого абсурдного, точнее — цинично-издевательского мероприятия по отношению к наследию И.Кавалеридзе?


Моему удивлению не было предела, когда удалось выяснить, что это дело рук и, видимо, голов представителей так называемого «Фонда им. И.П.Кавалеридзе», в программе которого записано, что он создан для популяризации творчества скульптора. Разместился этот фонд, как оказалось, тут же, в одном из зданий на Андреевском спуске, получив финансовую поддержку из бюджетных средств государства. И на небольшой площадке поблизости от своего здания этот фонд затеял устройство «парка скульптур», не посчитав нужным получить положенное на это разрешение соответствующих государственных органов.


В одной из стоящих здесь, рядом с «апостолом Андреем», скульптур мне с трудом удалось найти что-то общее с фигурой княгини Ольги — части уже упомянутого монумента (правда, голова у этой скульптуры почему-то отсутствует). Весьма сомнительное художественное достоинство имеют и другие скульптуры, размещенные в тылу «апостола Андрея» и «княгини Ольги».


Парадоксам нашего времени трудно не удивляться: в охраняемой зоне архитектурного заповедника «Древний Киев», нарушая законодательство (без санкции со стороны Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды) творится такая безобразная самодеятельность.


Автору этих строк в конце 1960-х годов привелось в составе комиссии специалистов, назначенной Госстроем Украины, ездить по городам и селам страны, выявлять антихудожественные монументы и принимать решения по их снесению. Снесению подлежали, прежде всего, памятники, выполненные из непрочных материалов и, так сказать, немонументальные, к примеру, высотой в человеческий рост или и того меньше, зачастую не имевшие пьедесталов.


Ведь подобная ситуация может спровоцировать, например, желание уличных хулиганов повесить ржавое ведро на какую-либо выступающую часть монумента и т.п. Где гарантия, что «святотатство» не произойдет со скульптурой Андрея Первозванного, так нелепо выставленной на Андреевском спуске?


Похоже, что вновь возникает необходимость поднять перед должностными лицами вопрос об эстетическом облике улиц и площадей столицы Украины.


Что касается творчества И.Кавалеридзе, то, на мой взгляд, оно уже достаточно успешно воплотилось в таких киевских монументах как памятник Г.Сковороде на Контрактовой площади, князю Ярославу Мудрому у Золотых ворот и в упомянутом памятнике Св. княгине Ольге.


В отношении же образа Андрея Первозванного (апостола, который, согласно легенде, в I-м веке н.э. побывал на приднепровских холмах, поставил здесь крест и предсказал возникновение в будущем славного города) следует заметить, что в связи с особой популярностью этого святого среди наших православных соотечественников представляется вполне уместным соорудить выразительный, достойный этого святого монумент. К разработке проекта монумента на конкурсной основе должен быть привлечен широкий круг мастеров современной монументальной скульптуры.


Авторы монумента должны будут решить весьма сложную и ответственную задачу. В образцах скульптурного искусства, как ни в одном другом виде пластического искусства конкретизируется и копируется жизненная реальность, они близки натуре, близки конкретным материальным объектам окружающей нас реальности. Тем более если речь идет об объемном изображении известной личности. Другое дело — иконописное изображение святых. Икона — это не просто искусство высокой духовной трансцендентальной значимости. Это священные реликвии, которые создаются по каноническим правилам, вырабатывавшимся на протяжении столетий. Тем не менее даже в отношении допустимости изображения Господа, Богородицы, пророков, апостолов и прочих святых в среде верующих нередко возникают споры и разногласия (периоды так называемого «иконоборчества»). Внешний облик подвижников раннехристианского времени, как правило, остается неизвестным, а их каноничное изображение формируется в церковном искусстве лишь со временем (иногда в течение столетий) и мастерами светского искусства зачастую игнорируется. Сказанное в равной степени относится и к образу апостола Андрея Первозванного в христианской иконографии.


Заметим, что в православии объемное изображение святых запрещалось ( в скульптуре долгое время видели сходство с языческим идолопоклонством). Что касается установления в Киеве в сере- дине прошлого столетия памятника Св.равноапостольному князю Владимиру, то, как известно, свое согласие киевский митрополит дал на это после долгих уговоров со стороны гражданских властей, и то лишь с условием, что из казны будут выделены средства на строительство собора в честь Св. Владимира — крестителя Руси.


В разработке проекта монумента Андрею Первозванному серьезное значение имеет выбор места в Киеве для его установления. Исторические источники не позволяют с достаточной определенностью сделать вывод о том, на каком именно из киевских приднепровских холмов легендарный христианский проповедник поставил свой крест (см. мою книгу «Андреевская церковь» — К., изд. «Техника», 1998г.). Но, думается, для этой цели подошел бы любой возвышенный приднепровский участок, к примеру живописная гора Киселевка (Замковая гора), которая, к счастью, пока остается незастроенной.


Территория Замковой горы связана со значительными событиями отечественной истории. В древнерусский период и позднее, в период литовско-польского господства в Украине, здесь находились дерево-земляные фортификационные укрепления. В период национально-освободительной войны середины ХVII ст. замок польских феодалов, находившийся на горе (название Киселевка она получила по имени последнего польского воеводы Адама Киселя), был разрушен отрядом войск гетмана Богдана Хмельницкого. Склоны этой горы политы кровью украинских казаков, штурмовавших замок польских поработителей.


Мероприятие по сооружению на Замковой горе монумента в честь апостола Андрея Первозванного способствовало бы приданию этой территории статуса особой мемориально-заповедной зоны и не позволило бы осквернить ее нынешним горе-проектировщикам и строителям, которые зачастую, идя на поводу у денежных мешков —«новых украинцев», преследуют прежде всего свои меркантильные цели и — как свидетельствуют многочисленные примеры нынешнего времени — бесцеремонно обращаются с духовными ценностями нашего народа.