Два года назад «Зеркало недели» опубликовало статью автора этих строк «Столичный зодчий». Речь шла о творчестве несколько забытого украинского архитектора Сергея Григорьева, высказывались надежды на продолжение темы для выяснения новых, неизвестных подробностей. И вот представилась такая возможность, тем более — недавно исполнилось 110 лет со дня рождения зодчего.
Архитектор С.Григорьев. 60-е годы. (Публикуется в Украине впервые)
Подавив в 1921 году Украинскую революцию, большевистская власть отомстила «буржуазно-националистическому» Киеву, сделав столицей республики «пролетарский» Харьков. Так продолжалось до 1934 года, когда власть, сломав голодомором сопротивление крестьянства коллективизации, а репрессиями — сопротивление интеллигенции, перенесла столицу из Харькова в Киев, к тому же уже защищенный от Запада нововозведенным Киевским укрепрайоном.
Дом бывшего штаба КОВО на Банковой, 11, сейчас — секретариат президента Украины. Архитектор С.Григорьев. Фото 50-х годов
Среди прочих к созданию правительственных зданий обеих столиц приложил ум и талант архитектор Сергей Григорьев. Одно из лучших его творений в Киеве — всем известное величественное здание на Банковой, 11, где сейчас находится секретариат президента Украины. Но десятки лет это имя оставалось без внимания историков и искусствоведов, поскольку… осенью 1943 года зодчий оставил Киев, не надеясь на лучшую участь после возвращения советских властей, поскольку находился на оккупированной территории.
Только сейчас, благодаря сыну — тоже архитектору Олегу Грегорету, проживающему в штате Миннесота, США, появилась возможность рассказать о Сергее Григорьеве подробнее. Именно сын мастера, ознакомившись с публикацией в «Зеркале недели», прислал по нашей просьбе портрет отца и список авторских работ С.Григорьева, составленный им собственноручно на бланке соискателя научной степени в апреле 1939 года.
Сергей Викторович Григорьев родился 28 февраля 1896 года в Харькове. В 1927 году закончил архитектурный факультет Харьковского художественного института, уже имея авторские работы. Это было время развития новой украинской столицы, пора индустриализации. Тогда по проектам С.Григорьева возводились самые разнообразные объекты, а именно: многоквартирные жилые дома в Харькове, Запорожье, Софиевке и жилые комплексы — рабочие кооперативы для промышленных гигантов в том же Харькове, Донецке, Днепропетровске и Мариуполе, амбулатория в Кадиевке, рабочий университет в Ровеньках; для «Цукробуду» — электростанция в Сумах, клуб и жомосушилка в Бурине, деревообрабатывающая фабрика в Луганске, электрозавод в Харькове. Все это — в 1925—1932 годах.
Когда в 1927 году в Крыму произошло разрушительное землетрясение, С.Григорьев восстанавливал и реконструировал дома отдыха в Ялте, а в Алуште — гостиницу под вполне тогда еще естественным татарским названием «Ялы-Бахча».
Конечно, все это строилось в экономном стиле конструктивизма, распространенном во всей тогдашней Европе. Но С.Григорьев непременно придавал фасадам проектируемых им жилых домов черты украинского барокко — в очертаниях фронтонов, обрамлении окон и тому подобное. Лучшие его работы в Харькове — жилые дома по ул. Чернышевского, 88, Сумской, 110.
Строя социалистический рай для трудящихся, большевистская власть не забывала и о себе. В 1932 году С.Григорьев принимает участие в конкурсе проектов дачи Совнаркома УССР в Гайдарах, строит на правительственной даче так называемый «павильон-кабинет» и кухню-столовую.
Имея большой опыт проектирования и строительства различных по назначению сооружений, приобретя непререкаемый авторитет, С.Григорьев, работая в институте Гипрогород (Государственный институт проектирования городов), в 1933 году выполняет проект перепланировки и реконструкции центральной части и магистралей Харькова. В том же году по его проекту перестроен собор на Святых Горах под… театр профсоюзного дома отдыха — время давало о себе знать! Тогда же он проектирует внутреннее оформление харьковской гостиницы «Астория», находящейся в ведении ОАО «Интурист». На этом харьковский период жизни и творчества С.Григорьева закончился.
21 января 1934 года ВУЦИК УССР принял решение о перенесении столицы республики из Харькова в Киев. 24 июня правительство прибыло в новую столицу. Вместе с ним переехал в Киев и «правительственный» зодчий Сергей Григорьев. Попутно отметим, что он не состоял в рядах КП(б)У, не выполнял никаких проектных работ для партийных нужд! Интересная деталь, не правда ли?!
В Киеве в то время не было специальных правительственных сооружений, поэтому Совнарком разместился в бывшем особняке Симхи Либермана по улице Банковой, 2. Зато, чтобы придать столице «пролетарский» вид, начали массово разрушать культовые сооружения. Причем под удар попали в первую очередь не столько церкви, построенные в середине ХІХ — начале ХХ вв. в имперском официозном русско-византийском стиле, сколько бесценные памятники ХІ—ХІІ вв. и украинского барокко конца ХVІІ—ХVІІІ вв., то есть то, что составляло национальную гордость.
С.Григорьев спроектировал для СНК жилые дома: в 1934 году — 12-квартирный по улице Терещенковской, 5, 24-квартирный по Институтской, 20/8, 50-квартирный —на Шелковичной, 23—25; в следующем, 1935 году — 78-квартирный по Институтской, 16. К чести зодчего — все его киевские работы не нарушили окружающую застройку, не разрушили образ улиц, сложившийся до того, не имели агрессивного вида. Можно предположить, что заказчик полностью доверял зодчему-специалисту и его вкусу.
К тому времени из-за новых технологий и «скоростных большевистских темпов» качество знаменитого киевского желтого кирпича осталось в прошлом. Так же пришлось забыть о характерных, традиционно киевских каменных фасадах, тем более что по всей Европе вошли в моду штукатуренные «под шубу» поверхности стен. Учитывая эти обстоятельства, С.Григорьев дал своим киевским новостройкам штукатуренные серые фасады, но очень тактично, с чувством меры и вкуса разместил декоративные вставки в виде сочно лепленных, типичных для украинского барокко растительных мотивов. Это тоже отличало его работы от аскетически упрощенных «пролетарских» домов-блоков, сооружаемых до преобразования Киева в столицу. Появилась в этих правительственных домах и такая не очень «пролетарская» мелочь, как наличие в каждой квартире небольшой комнатки для прислуги, завуалированной под понятием «домработница».
Совнаркомовские дома на углу Институтской и Шелковичной символически и по наследству были построены на месте бывшего генерал-губернаторского дома, сожженного в 1920 году польскими войсками. А замечательный генерал-губернаторский парк, тоже традиционно по-киевски именовавшийся садом, остался. Зодчий заново распланировал его аллеи, предусмотрел теннисные корты и фонтан с золотыми рыбками. Считалось, что в недалеком «счастливом будущем» так будут жить все трудящиеся. Сейчас фасады домов густо увешаны мемориальными досками в честь советских деятелей государства и искусства, проживавших в разное время в этих элитных домах.
Синхронно на углу Некрасовской и Ново-Павловской улиц сооружалась современная автобаза СНК с ремонтными мастерскими на 100 «зисов» и «эмок» — то есть лицензионных «паккардов» и «фордов». А в живописном киевском урочище над рекой Сырец, известном под названием Васильчиковская дача, С.Григорьев возводит в 1936 году комплекс дач СНК. По фамилии первого «дачника» — председателя правительства Афанасия Любченко — это место получило у киевлян название «дача Любченко». Судьба последнего сложилась типично для тех времен: 30 августа 1937 года он, заранее предупрежденный об аресте, покончил жизнь самоубийством вместе с женой. По неофициальной версии, им в этом «помогли». Сейчас здесь — парк «Нивки».
Еще один правительственный дом по проекту С.Григорьева построен по улице Обсерваторной, 23.
Имея очевидные заслуги перед властями, С.Григорьев удостоился чести проживать с семьей в «авторском» квартале на Липках. Тогда же он дважды принимал участие в конкурсах проектов правительственного центра в Киеве и сессионного зала Верховного Совета.
В 1936—1939 годах по проекту архитектора сооружено самое известное его здание — на улице Банковой, 11, предназначавшееся для штаба Киевского особого военного округа (КОВО). Тот, кому пришлось бывать здесь, наверное, обратил внимание на невероятную толщину стен первого и второго этажей. Объясняется это тем, что тогда существовал официальный запрет на строительство административных зданий. Поэтому воспользовались имеющимися двумя симметричными корпусами, сооруженными в 1870-х годах по проекту киевского архитектора Александра Шиле, и просто поставили на них новые стены, преподнеся это как «реконструкцию» (разве не так же делают и сегодня наши хитрецы от архитектуры, удовлетворяя прихоти таких же жадных анонимных «инвесторов»?) Новый величественный дом получил выразительный, заметный фасад, удлиненные крылья, а в центре композиции — массивный ризалит со вставной колоннадой большого коринфского ордера. Властная монументальность здания подчеркнута тяжелым антаблементом, облицовкой цоколя полированным лабрадоритом, серой штукатуркой «под шубу». Придали величия и четыре полированных каменных шара у портала парадного входа. Талантливый зодчий столь точно рассчитал все детали, что огромное здание, несмотря на расположение на узкой улице, не только не раздавило окружающее пространство, но и хорошо просматривается со всех точек: с Институтской и Лютеранской, с соседней площади имени Франко и с отдаленной Михайловской площади. Сейчас здесь располагается секретариат президента Украины.
В то предвоенное время С.Григорьев активно участвовал в общественной жизни столицы, выступал в профессиональной периодике. В 1937 году его избрали членом правления Союза советских архитекторов Украины. На групповом фотопортрете видим его среди архитекторов старшего поколения — В.Кричевского, В.Рыкова, К.Жукова.
На творческом диспуте летом 1939 года, когда обсуждался уже строившийся дом ЦК КП(б)У на Михайловской площади, архитектор С.Григорьев высказался решительно против, отметив: «очень тяжелый и «тупой» объем, который придавил своей тяжестью надднепровскую высь. Это основная ошибка проекта, не учитывающего условий рельефа и далекой видимости силуэта». Прошли десятилетия, и эту же ошибку, но уже не как ошибку, а как наглое издевательство над градостроительными и этическими нормами, как грубый вызов всем интеллектуалам, эстетам и просто настоящим киевлянам, всем порядочным людям бросили новые, неприкосновенные нувориши, воткнув у Мариинского парка урода похуже! В самом деле — история учит, что ничему не учит…
В последние предвоенные годы С.Григорьев проектирует дом наркоматов — в двух вариантах, строит жилой комплекс Днепровской военной флотилии, проектирует и осуществляет внутреннюю облицовку: столовой в N-ской воинской части, интерьеров гостиницы «Спартак», ресторана и кафе «Гранд-отеля». Обе последние работы погибли во время большевистского уничтожения Крещатика 24 сентября 1941 года в оккупированном Киеве.
В начале войны архитектор С.Григорьев, уже не призывного возраста, с женой и маленьким сыном остались в Киеве. Лишенный реальной возможности работать, он бедствовал, голодал вместе с семьей. Пришлось зарабатывать на жизнь изготовлением иконостасов для восстанавливаемых прихожанами церквей Киевщины. Лица ангелочков ему дорисовывала юная Катя Кричевская, внучка Федора Григорьевича Кричевского.
Когда осенью 1943 года немецкие оккупанты в ожидании уличных боев выгоняли киевлян из домов, покинул город и Сергей Викторович Григорьев с женой и сыном Олегом. Потом были лагеря для «перемещенных лиц», выезд в США в марте 1950 года. Навсегда.
Поселившись в городе Сейнт-Пол — столице штата Миннесота, С.Григорьев работал в крупных архитектурных фирмах. Жена, Любовь Семеновна, работала чертежницей. Сын Олег, сменив фамилию на Грегорет, закончил университет штата Миннесота, стал также архитектором и работал в одной из крупнейших в Америке архитектурных фирм. Проектировал преимущественно медицинские учреждения в США и за рубежом. Наибольшее творческое удовлетворение, по его собственному признанию, получил от сооруженной по его проекту украинской православной церкви святой Екатерины в Арден Гиллс — пригороде Сейнт-Пола. Это пятикупольное нарядное здание выдержано в традициях украинского барокко ХVІІ—ХVІІІ вв. Его планово-пространственная композиция напоминает прообраз — церковь Рождества Богородицы в Дальних пещерах Киево-Печерской Успенской лавры, а от барокковых грушевидных куполов веет родной Украиной — дыханием отчего края.
Это творение Олега Грегорета стало в далекой Миннесоте своеобразным достойным памятником отцу и Родине. Досадно видеть, как сегодня в Киеве, в Украине строятся новые церкви — в большинстве своем в российском стиле… Неужели до сих пор действует синодальный указ 1803 года о запрете строить церкви в украинском стиле?
Выдающийся украинский архитектор Сергей Викторович Григорьев ушел в вечность 10 июня 1975 года и похоронен в Сейнт-Поле. 20 октября 1993 года не стало его жены, Любви Семеновны, похороненной там же.
Вспомним же теплым словом тех, кто честно прожил на свете, не потеряв достоинства и не забыв свои корни, кто достойно воспитал сына. Кстати, Олег Сергеевич общается не только на английском, но и на украинском. А вот наши киевские зодчие — почти исключительно на русском…
Спасибо за очень интересный материал!
"Двор" всегда жадно и с радостью пользуется плодами творчества придворных талантов;но так же яростно и мстит им за свои видимые слабости.