В «Повести временных лет» под 989 годом имеется запись о том, как, возвращаясь с Корсунского похода, в качестве трофеев князь Владимир привез в «Мать городов русских» четыре медных коня, которых установил у церкви Богородицы. Первый конный памятник времен Российской империи появился в Киеве лишь в 1888 году. Слава Богу, он уцелел до наших дней и красуется в центре города на Софийской площади. Помнит Киев и торжественное открытие памятника Щорсу, разумеется, в социалистическую эпоху. Состоялось оно в 1954 году. Еще один всадник на лошади появился в истории независимой Украины на Подоле. Гетман Сагайдачный (не то с буряком в руке, не то с булавой), гарцует на своей кобылке близ Гостиного двора. Памятник разбойнику Мамаю и его спившейся кобылке установлен на главной площади страны. Сейчас вот власти собираются ставить монумент «Святославу на коне». Произойдет это на Львовской площади, прямо над грандиозно задуманным торговым центром. Что и говорить, размах коневодства в столице просто впечатляет…
Можно представить, как привычную тишину уютных кабинетов киевских градоначальников периодически нарушают отчаянные вопли городских архитекторов и скульпторов, которые «волають» о том, что памятников лошадям и их хозяевам маловато, что, дескать, нужно развивать полюбившееся занятие и лепить за счет городского бюджета (за наш с вами) все новых и новых Буцефалов, Росинантов и Боливаров. Чтобы понять, как решались подобные вопросы ранее, позволю напомнить одну занимательную историю, связанную с появлением в Киеве памятника Богдану Хмельницкому. Тем более что в этом году исполняется 115 лет со дня его освящения.
Мысль об установке памятника, знаменовавшего присоединение Украины к России, посетила светлую голову члена Временной комиссии по разбору древних актов и попечителя Киевского учебного округа Михаила Владимировича Юзефовича еще в 1868 году. Он предложил создать рисунки будущего монумента культовому скульптору того времени — Михаилу Микешину. Находящийся в фаворе у самого Александра Второго, имевший свободный доступ в его чертоги, он долго убеждал «любвеобильного отца» в том, что «на Украине, под впечатлением недавнего польского восстания возникло всеобщее желание достойно почтить патриотическую заслугу гетмана Хмельницкого, присоединившего Украину к России». В 1870 году царь разрешил начать подписку для сбора средств на сооружение многофигурной композиции. Деньги жертвовали неохотно. Всего собрали 25 тысяч рублей. В целях экономии автор эскизных рисунков отказался от многих элементов памятника. Так, не оказалось в окончательном варианте барельефов «Битва под Збаражем» и «Въезд войска Хмельницкого в Киев», скульптур убитых поляков, бегущих от гетмана еврея и иезуита. Не нашлось места кобзарю, в образе которого угадывался Тарас Шевченко, и отрывку из стихотворения со своеобразными строками: «Та не буде лучче, та не буде краще, як в нас на Вкраїні. Що немає жида, що немає ляха, не буде й унії». По этическим и политическим соображениям император «запретил» лошади топтать польское знамя. Неизвестно, сколько бы воды утекло в Днепре, прежде чем начали возводить монумент, если бы Морское ведомство не отпустило безвозмездно для статуи 1600 пудов старой корабельной меди.
В 1879 году скульптор Пий Велионский отлил в Петербурге на заводе Берда статую гетмана, а его коллега — Артемий Обер — лошадь. Доставленные в Киев, они восемь лет пролежали во дворе Старокиевского полицейского участка «под домашним арестом», поскольку не был сооружен постамент. Киевляне по этому поводу язвили: «Оце прийшов Богдан до Києва вдруге, а його заарештували». Город после долгой волокиты передал архитектору Владимиру Николаеву 30 кубических саженей гранитных глыб, оставшихся после возведения опор Цепного моста. Ими обложили кирпичное основание. Сам постамент оказался ниже задуманного и вообще памятник вышел несколько непропорциональным из-за несоответствия высоты постамента и размеров лошади и всадника.
Чтобы скрыть диспропорции, постамент был обвит плющом и диким виноградом. Расчищали от зарослей лишь боковые надписи: «Волим под Царя Восточного, Православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». Памятник был обнесен оградой, в торцах которой установили фонари. После революции решетку разобрали, надписи заделали камнем, впереди установили странную несуразную надпись: «Богдан Хмельницький. 1888». В таком виде мы лицезрим его и в настоящее время. Нас уже не смущает, что Богдан фактически грозит булавой Москве. Так нынче выгодно политически, в то время как первоначально он должен был угрожать Польше. Помешало этому замыслу духовенство, которое утверждало, что богомольцы, «подходя к Софии Киевской, осеняли бы крестным знамением не только Святые врата, но и… зад лошади».
Как бы там ни было, памятник Богдану Хмельницкому — яркий образец монументального искусства России конца XIX столетия, неделимая частичка сложившегося ансамбля Софийской площади и в некотором смысле символ нашего города. Закончу рассказ тем, что первоначально монумент предполагали установить на Бессарабке (там, где сегодня стоит карамельный Ленин). На затею власти наложили запрет, так как в таком случае Хмельницкий должен был указывать булавой на… популярный в городе трактир купца Лаврухина. Вот что значили частная собственность и волеизъявление горожан в былое время, а также внимание властей к гласу народа!
Дык Святослав уже вроде стоит на смотровой площадке над Поскотинокой, или его перенесут?
вот даже зарегистрировалась на ЖЖ дабы сказать
1. спасибо вам ребята за Интересный Киев....вот недавно к вам попала и ненарадуюсь!
2. обязательно приду на экскурсии, очень хочу прям в эту субботы
3. на счет будущих эскурсий - за обоими руками!
та которая Ромашка
Очень рады!
Кстати, довольно точная фраза А.Анисимова: "Можно представить, как привычную тишину уютных кабинетов киевских градоначальников периодически нарушают отчаянные вопли городских архитекторов и скульпторов, которые "волають" о том, что памятников лошадям и их хозяевам маловато, что, дескать, нужно развивать полюбившееся занятие и лепить за счет городского бюджета (за наш с вами) все новых и новых Буцефалов, Росинантов и Боливаров..."Думаю, многие слышали о том, что Мамай на Майдане появился после того, как наш экс-президент наведался в мастерскую скульптора Знобы (который ваял его светлый облик), и Зноба просто-напросто выпросил у Кучмы высочайшее позволение водрузить туда этого казачка.А вот демагогическое "волание" самого Микешина из его письма (по-моему, не опубликованного), написанного в ответ на предложение Комитета по сооружению памятника Хмельницкому урезать его грандиозный проект из-за нехватки денег:"Да ведь если смотреть только в экономическое стекло на памятники, то то и самые памятники окажутся роскошью и излишеством, без которых можно обойтись, как обходились наши предки не только без монументов, но и без школ и пр. общественных сооружений и учреждений. Одно из известных лиц, прочтя показанный мною отзыв Комитета, нашло, что Комитет и дальше мог бы идти по дороге экономии и сокращения в смете и мог бы предложить спЕшить фигуру гетмана, да уж кстати и без булавы, на которую может пойти от 1 1/2 до 2-х пуд. металла... Я считаю обязательным сообщить, что какое бы то ни было изменение в сочинении этого памятника я делать без Высочайшей на то воли Государя - не вправе".
Подозреваю Вы ссылаетесь на эту статью teresniy_kiev/74810.html
http://www.livejournal.com/community/in
Если Вы о цитате, то она - из заглавной статьи А.А. в этой же теме.
я о ней же!
СОВЕТНИК ПРОБЫЛ В ГОРОДЕ НЕДОЛГО, НО УСПЕЛ ДАТЬ ПЛОХОЙ СОВЕТ
Александр ЕФИМОВ
читатель "Ведомостей"
Это случилось полвека назад. Мой отец, Борис Николаевич Ефимов, в 1946 году был первым заместителем киевского мэра. Тогдашний руководитель республики Никита Хрущев после очередной поездки в Москву, во время которой наблюдал за строительными работами в столице, пригласил оттуда в Киев одного из активных работников в этой сфере – Андрея Евгеньевича С., назначив его государственным советником по делам строительства и архитектуры при Совете Министров УССР.
В начале лета С. позвонил отцу по "вертушке" (спецсвязи) и заявил:
– Есть решение демонтировать ограду у памятника Хмельницкому.
– Кто приказал?
– Я вам повторяю, есть решение.
Отец позвонил председателю Молотовского (теперь Шевченковского) райисполкома. Оба были удивлены и огорчены. Но делать нечего, приказ пришлось выполнить. Ограду демонтировали и перевезли на территорию завода им.Артема.
У Хрущева была привычка раз в полтора-два месяца объезжать со свитой Киев и давать указания по строительству и благоустройству. И вот как-то днем отцу позвонили по "вертушке": "Хрущев ждет на площади Богдана Хмельницкого!!!"
Вице-мэр немедленно прибыл на площадь. Хрущев стоит у памятника, в руках гнет сорванный прутик (теребить прут или линейку – признак его величайшего раздражения).
– Какой ... дал приказ убрать ограду?
Отец осматривается. Кругом – хрущевская свита, здесь же и С. Он стоит вполоборота, курит папиросу и смотрит на купол Софийского собора. Отец кратко проясняет ситуацию. Хрущев доламывает прутик, не говоря ни слова, садится в машину, и кавалькада уносится.
Через два дня звонок из Совмина: бывший советник по делам строительства и архитектуры переведен обратно в Москву. ____________
________________________________________
(примечание: С. - некий тов. Страментов).
Ой, а можно отдельным постом?
Думаю это всем интересно.
Хорошо бы, конечно, отделить факты от легенд, которые наросли впоследствии.Скажем, части памятника в Старокиевском участке лежали не 8 лет, а меньше года. В октябре 1880 года сообщалось, что "по доставлении с вокзала железной дороги, упакованные части памятника, с разрешения г. Киевского Губернатора, были сложены в двор Старокиевского участка и сданы под расписку Бранд-маиора г. Пилипенка на хранение впредь до постановки памятника", причем их накрыли деревянным навесом, обошедшимся в 19 руб. 78 коп. К постановке же памятника приступили в августе 1881-го. Уже 22 ноября того же года приехавший из Питера мастер Яким Иванов "сложил" конную статую на кирпичном постаменте (который должен был служить основой будущего художественного пьедестала). С тех пор Богдан так и стоял на площади, из-за затянувшихся работ защищенный от непогоды какой-то халабудой. Рядом стояла еще одна халабуда - "балаган" для обтесывания камня под пьедестал. Весьма "аппетитным" выглядит рапорт околоточного надзирателя Кохановского от 16 августа 1883 года по поводу отхожего места, устроенного рядом с "балаганом": "Это отхожее место со стороны двора содержится довольно опрятно, хотя из выгребной ямы его, наполненной нечистотами уже до половины, распространяется зловоние, но местность, прилегающая к отхожему месту со стороны Софийской площади..., представляется в отвратительно безобразном состоянии: человеческие испражнения, уже сильно разложившиеся, покрывают это место густым слоем и, вместе с запахом разлагающейся мочи (все проходящие здесь же совершают свои отправления) распространяют сильное зловоние на значительное расстояние по площади и мостовой" (мдя!) Так что спасибо Вовику Николаеву, который в 1885 году подвинул это дело с мертвой точки, согласившись даже работать бесплатно.Собранные на памятник суммы, по официальному отчету, составили 43821 руб. 23 коп. (из которых 10 тысяч передали Микешину - хлопец себя не обидел!)Ограду с фонарями разобрали много позже изменения надписи на пьедестале - уже после ВОВ. Об этом, кстати, была в 90-е годы любопытная заметка в "Киевских ведомостях", которая сохранилась у меня в компе (будет заслана отдельно).Ну вот. Можно еще попридираться к нескольким мелочам, но это уже блохоискательство )) Кстати, я тут впервые и хотел бы просить совета: у меня есть несколько любопытных старых фото по проектированию и установке памятника Богдану, которые можно бы посканить, но я пока не знаю, как их выложить. Если кого-то это интересует - подскажите, плииз!
Михаил,я правильно подозреваю?
Было бы очень интересно,как и все подобные детали о которых Вы пишете.
Могу либо рассказать как вывешивать картинки,либо же вывесить самостоятельно.
Любой Вариант.
Совершенно верно - Михаил.
Если, конечно, не очень Вас затруднит - лучше расскажите, как самому вывешивать (так сказать, удочку вместо ведра рыбы 🙂 ). Чтобы здесь не грузить - пожалуйста, бросьте самую короткую инструкцию мне в журнал. Или, может быть, где-то этот процесс описан - тогда просто ссылку. Заранее благодарен!
И Фамилия Ваша Кальницкий...Не так много людей в этом городе,настолько хорошо знающих его историю.
Тогда Мы знакомы-я Арсений Финберг,сыл Леонида Финберга.Мы не раз пересекались с Вами, и собственно я же являюсь содателем проэкта Интересный Киев.
Давно хотел поговоритьс Вами, и вот наконец предоставилась возможнось.
Был бы рад если бы Вы как то согласились провести для нас экскурсию-мы практически каждую субботу выбираемся на прогулки и экскурсии с разными экскурсоводами.
Поповоду размещения картинок:
Вы должны зайти на сайт http://www.ljplus.ru зарегистрировать там аккуант(регистрация) потом зайти в раздел картинки-загрузить.Это позволит Вам загрузить картинки, сжать их если нужно а также сделать превью.
После загузки вы получите хтмл код,вставляю который в пост вы сможете опубликовать статью с картинкой.
Кроме того, я уже публиковал некторые Ваши статьи из Ведомостей и Газеты по Киевски, буду благодарен за "авторские" статьи.
Спасибо!
P.S. Если не возражаете,буду рад "представить" Вас сообществу-думаю многие знают Ваши публикации.
Кроме того тут был замечен сам Анисимов,Влада Осьмак,Юля Смилянская.
Мдя... Экий Вы, Арсений, Шерлок Холмс 🙂 Не дали поиграть в мистера Икса.
Ну что ж. Спасибо за инструкцию, попробую вечером воспользоваться.
Проект "Интересный Киев" мне чрезвычайно понравился, так что виртуально снимаю шляпу и надеюсь сделать это в близком будущем в реале.
По поводу прогулок-экскурсий - никаких проблем, были бы желающие. Как я понял, ближайшая суббота у вас уже посвящена Михаилу Афанасьевичу, а на будущее - есть несколько предложений по маршрутам. Собственно, это можно обсудить и в сети, и по телефону; мой № у Вас (или, во всяком случае, у Леонида Кушелевича) есть.
До связи!
Разоблаченный Михаил 🙂
Что ж рад видеть таких гостей в "Интересном Киеве". Вы абсолютно правы насчет ближайшей субботы-мы планируем повторить Булгаковскую тему ибо в прошлый раз нас было 26 человек, а уже опять набралось человек 20 желающий.Тем более Татьяна Рогозовская прекрасно рассказыват эту тему.
Кроме того возможно в эту же субботу будет еще одна Юлина экскурсия на тему "Инстория одной Улицы"- мы с ней уже ходили по Гоголевской и это было очень увлекательно.
Скажите Какие темы было бы интересно Вам рассказать? Аудитория у нас хаотическая но немаленькая- обычно не меньше 15-20 человек.Благо нас читают около 800 человек в день.
Кроме того,такие экскурсии небесплатны и у нас принято оплачивать гонорар экскурсоводу.
Буду рад слышать Вас на наших страничках.
Арсений
Вас понял. Прекрасная программа на субботу. Рогозовская о Булгакове - это ОЧЕНЬ вкусно (можно сравнить разве что с Юлей на Гоголевской улице).
Что касается моих возможных тем, то это могут быть такие, знаете ли, полуимпровизации (я профессиональным экскурсовождением занимаюсь не часто). Ну, например (первое, что приходит в голову):
Кадетский корпус - Железнодорожная колония - Соломенка - Батыева гора.
Кирилловская роща – Кирилловская больница - Куреневка, может быть, и Покровская церковь на Приорке.
Киев за Канавой: Нижний Вал, Ярославская, Щекавицкая (с синагогой) и поперечные улицы.
Промзона вдоль Кирилловской улицы (старинные заводы, фабрики и другие интересные постройки в районе улицы Фрунзе; можно полазить по склонам в районе места Кирилловской стоянки).
Ну и так далее. В холодное время можно побродить и по центру: даже там, где вы уже 100 раз были, встречаются неожиданные занятности.
Так что думайте.
Да, мой твердый гонорар: чашка капучино с пирожным в ближайшем кафе. Торг неуместен! :о))
Вау,сильно.
Готов подписаться на все.
С Вашего позволения предложу эти темы публике, думаю будет очередь!
Насчет гонорара вы принципиальны.Но хозяин-барин, не смею спорить.Хотя мой подход все же чтоб экскурсии не были бесплатны- это отсекает т.н. "халявщиков",пусть даже сумма не большая. Оплата за экскурсию мотивирует человека прийти.Он должен это захотеть.
Тогда с Вашего позволение все же раскрою Вашу анонимность и представлю Вас публике, если Вы не возражаете.Заодно раскажу о Вашем царском предложении.
Арсений, а разве осталось чего раскрывать? Разве все эти наши "камни" не доступны любому посетителю? Я, видно, еще не все уловил в формате сайта. В общем, как желаете, я уже и не прячусь :о)) А насчет отсекания "халявщиков" - можно придумать другой ход: взимать с каждого небольшую плату, которая в конце экскурсии подлежит обязательному проедению в совместной трапезе. Нет?
Можно и так,собственно так и будем делать в случае Ваших прогулок.Думаю против никто не будет, просто мы не будем расскрывать это заранее.
Ками доствпны но их не так часто кто-то читает, только если интересуеться конкретной статьей.Поэтому я и просил Вас статьи публиковать отдельными постами.
шкода, що зараз зелені немає - виглядало б естетичніше.
а Анісімов - чудовий автор, але недоліки всі ті ж: "от як за царя було добре", плюс, як завжди, де-інде майорять українофобські геги...