Базар как праздник
В 1870 г. рыночную площадь официально назвали Галицкой. А слово «Евбаз» означало Еврейский базар. Из-за существовавшей тогда «черты оседлости» евреям Киева разрешили в компактном месте их проживания оборудовать специальное место для торговли. Базар сразу стал популярным у киевлян. Цены на нем были доступнее, нежели в центре города.
Местечковое еврейство быстро образовало своеобразное «гетто», и в 1867 г. властям пришлось для «благочинности» построить рядом с торговыми точками Иоанно-Златоустовскую железную церковь. Таковую предложил министр внутренних дел Петр Валуев, и никто не решился ему перечить, хотя кирпича в Киеве хватало. Шутники с Евбаза истолковали это по-своему: чтобы не сгорела и крысы не изгрызли. И действительно, церковь выстояла после пожара в 1884 г. Но в 1934 г., после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, храм снесли большевики — «в связи с устройством на площади трамвайных путей».
При оккупации города фашистами Евбаз перестал быть еврейским, но торговля не прекращалась. Базар спасал киевлян от голода и холода. Временами на нем проводились облавы для отправки в Германию дармовой рабочей силы. При отступлении немцы ограбили рынок и даже пытались его поджечь. А в день освобождения Киева, 6 ноября 1943 г., сюда в открытом авто прибыл Хрущев с писателями Бажаном и Яновским. Он выступил на импровизированном митинге, и буквально на следующий день на рынке возобновилась торговля.
И в послевоенное голодное время Евбаз позволял киевлянам выжить. Здесь можно было подзаработать и обменять вещи на продукты. Удивительно, но даже в тяжелые минуты люди шли сюда, как на праздник: кто-то играл на гармошке, кто-то шутил и рассказывал последние новости, а кто-то приходил за простым человеческим общением.
Пропажа сестры
Мне волнительно вспоминать о произошедшем после войны случае, так как он связан с моей семьей. В то время одежду выдавали по карточкам и распределяли по предприятиям. Однажды отец принес с работы «американскую помощь»: красивое детское зимнее пальто с меховым воротником. На мою старшую сестру Люду оно было великовато, но она с удовольствием его носила. Жили мы на ул. Саксаганского, в доме №66, в трех кварталах от Евбаза. И вот, в холодный весенний день Люда, которой не было еще и пяти, побежала за двумя старшими девочками из нашего дома на Евбаз, где и затерялась. К заплаканной сестре подошла незнакомая женщина.
— У меня есть игрушки и конфеты, пошли со мной, — предложила она.
И повела Люду за руку в сторону Лукьяновки. Пройдя по нынешней ул. Дмитриевской несколько кварталов, они свернули во двор, а затем в подъезд двухэтажного деревянного дома. Женщина сняла с Людочки пальто и ушла, оставив ее в одном платьице в холодном подъезде. Ребенок заплакал. Из квартиры выглянула похожая на цыганку женщина.
— Девочка! Почему ты здесь одна? — спросила она. — Ну что же с тобой делать? Ладно, проходи, будешь жить с нами.
Замерзшая Людочка зашла в квартиру, где за огромным столом пятеро малых детей ели картошку. Сестра села за стол и тоже начала с ними есть. А в это время на Саксаганского пришедшие с Евбаза девочки рассказали родителям, что Людочка потерялась. Папа тотчас же бросился на базар. Он долго расспрашивал людей, не видели ли они девочку в синем пальто. Когда в конце дня уставший отец проходил мимо опустевших прилавков, то услышал разговор двух мужчин:
— Прихожу домой обедать, а жена показывает незнакомую девочку. Хочет, чтобы она осталась жить с нами. Согласился. Где пять детей, пусть будет и шесть.
Папа подбежал к говорившему мужчине и закричал:
— Идем немедленно к тебе домой! У меня пропала дочка — это, наверное, она!
Так он оказался в квартире на Дмитриевской. Жена хозяина завернула в какую-то тряпку Людочку, и отец принес ее домой на Саксаганского. Все так обрадовались, что Людочка нашлась, и даже не вспоминали об украденном пальто.
Вскоре после этого случая власти закрыли Евбаз. Вещевой рынок перенесли на Владимирский, а продуктовый — на ул. Пестеля, назвав его Новым. На месте торжища появился скверик без единого деревца с реденькой травкой и утрамбованными грунтовыми дорожками. Посредине была клумба. В 1952 г. Галицкую пл. переименовали в пл. Победы. Киевские евреи шутили, что это в честь победы Израиля в войне на Ближнем Востоке. Затем с площади убрали трамвайную линию, а в 1960 г. на месте клумбы соорудили новый цирк на 2 тыс мест, один из крупнейших в Европе. Но торговля на пл. Победы не прекратилась. Открылось много комиссионок, поначалу торговавших исключительно трофеями: фарфоровыми статуэтками, мелкими вазочками, фаянсовой посудой, мельхиоровыми приборами, музыкальными инструментами, одеждой и обувью. Среди этого добра попадался и антиквариат, но мало кто догадывался об этом.
Очевидцы помнят: когда начали ломать рундуки и лавочки, тысячи крыс разбегались с Евбаза, преимущественно в сторону ул. Воровского. Древесину день и ночь вывозили грузовыми трамваями. Площадь опустела.
Ну не в прямом смысле,конечно.Просто школа №91 где я учился с 1944 по 1950 год,была на углу ул.Чкалова (ныне О.Гончара) и Чеховского пер.(если его еще не переименовали).А оттуда до Евбаза рукой было подать.И частенько вместо уроков мы ходили туда развлекаться и поглазеть на толкучку. и др.тогда запрещенных в СССР эмигрантов,записи которых завезли в изобилии возвращающиеся с войны солдаты.Вообще рассказ об Евбазе,о его структуре,о типажах,которые там обитали,о многочисленных жуликах и прохиндеях там промышлявших требует отдельной повести.Если будут силы и время как ни-будь напишу об этом отдельно.
Там можно было купить и продать все.Но нас больше всего интересовали пластинки Лещенко,Сокольского,Вертинского,Марфесси
А пока лишь хочу заметить,что вещевой рынок с Евбаза перенесли не на Владимирский рынок,как утверждает В.Баканов."Толкучку" или попросту "Тучу",как привыкли ее называть киевляне,открыли на "Сталинке",неподалеку от Байкова кладбища,там где был конец трамвайной линии.Это может потвердить любой киевлянин того времени.И эта "туча" была почти точной копией Евбаза.Такое же деление на "ряды",где продавали только определенный вид товара,те же мальчишки,шныряющие под ногами и продающие воду холодную "из колодца".Там "работали" предтечи наперсточников,которые метали 3 карты на специальной дощечке. укрепленной на лямках на груди,и при этом зазываликлиентов слоганами:
-"Выиграл,веселись.
Проиграл-не обсерись".(Пардон за не не очень литературное словечко)
Ну,а потом "тучу" и там прикрыли и перенесли ее в Ново-Беличи.
Неправильный заголовок.
"Похищение человека, или киднеппинг (от англ. kidnap «похищать») — преступление против свободы личности (как правило, ребёнка; реже взрослого человека). Квалифицируется как противоправные умышленные действия, направленные на тайное или открытое, либо с помощью обмана завладение (захват) ребёнком, изъятие его из семьи, естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте."
Я жила на Саксаганского 66 и ходила в 21 школу, которая в №64...
Там старинный особняк профессора Садовеня, он сохранился до сих пор, правда в перестроенном виде... 🙂
Евбаз после войны не снесли, а просто подвинули на юг, освободив для показухи площадь. Лавки и склады на Пестеля были с дореволюционных времен - туда и перенесли торговлю. Все эти хибары были снесены уже в 70е гг.
В то же время (50е) в задворки подвинули Владимирский рынок, Сенной, Петропавловский, Демиевский, частично Житний и Лукьяновский, может, еще чего забыл. Что же до Евбаза, забыли один из главшейших катализаторов его существования - вокзал. Фактически, в 90е базар благополучно вокрес, просто в непосредственной близости от "кормильца". Речь о Привокзальном рынке, конечно же 🙂