Чудеса летописные


Разумеется, самые ранние чудеса, связанные с Киевом, пересказаны в летописях и других древних источниках. Так, в летописной статье за 866 год говорится о походе киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь, когда силою иконы Божьей Матери поднялась буря и размела вражеские корабли. С чудом было сопряжено и крещение князя Владимира Святославича. Поначалу, говорит летописец, «разболеся Володимер очима и не видяше ничтоже», – но после принятия христианства  прозрел.

Очень много удивительных событий изложено в преданиях, составивших «Киево-Печерский патерик» – свод рассказов о святых отцах Печерских. В них повествуется о том, как было указано свыше место для строительства Успенского собора; как у преподобного Алипия иконописца на нетронутых досках сами собой появились иконы; как чудотворец Прохор мог в голодные годы превратить лебеду в хлеб и золу – в соль; как старец Григорий вынудил садовых воров сперва застыть на месте на два дня и две ночи, а потом заняться полезным трудом в обители; как по просьбе святого Марка Пещерника его мертвый собрат в тесной усыпальнице сам возлил на себя елей…

Одно из преданий рассказывает о чуде, случившемся непосредственно на Пасху 1463 года. Согласно «Патерику», священно-инок монастыря Дионисий Щепа вошел покадить перед мощами святых подвижников Ближних пещер. Покадив, он сказал: «Святые отцы и братия! Сей день есть день великий: Христос Воскресе!». И от всех почиющих святых, как гром, прозвучал ответ: «Воистину Воскресе!»


Легенды о блаженных праведниках

Печатное слово сохранило массу свидетельств о чудесных событиях в Киеве. Особенно изобилуют ими изданные массовыми тиражами жизнеописания здешних подвижников благочестия, прославившихся в XVIII–ХХ веках. Из подобной литературы можно узнать о происходивших на киевской земле в не столь уж давнюю пору поразительных исцелениях и фактах невероятной прозорливости. Встречались и другие истории, связанные с большими и малыми чудесами.

К примеру, в середине позапрошлого столетия в Китаевской пустыни на окраине Киева жил блаженный праведник Феофил. Вот один  из рассказов о нем. Прогуливался однажды по обители редактор-издатель журнала «Домашняя беседа» Виктор Аскоченский. Самодовольный здоровяк вальяжно курил сигару. Навстречу ему шел Феофил с горшочком тертой редьки с квасом. Аскоченский затянулся и пыхнул сигарным дымом прямо в горшочек блаженному. А тот промолчал, только слегка брызнул на обидчика из горшочка.

Аскоченский вернулся домой, сел обедать – и с удивлением почувствовал, что все блюда отдают редькой. Накричал на кухарку, потребовал все заново приготовить, но горький вкус остался,  редька чувствовалась даже в чае с печеньем. Пошел редактор к знакомым, а те ему: «Что это от вас, Виктор Ипатьевич, редькой пахнет?» Долго он никуда не мог деваться от этого запаха. Наконец, вспомнил о своем наглом поступке и помчался в Китаев извиняться перед блаженным. Только после этого Аскоченский перестал пахнуть редькой. Впредь он остерегался курить в святых местах.

Чудо на прицеле у ГПУ

В советскую пору руководство всячески покровительствовало безбожию. Но вытравить из  людей веру в Бога оказалось не так легко. Когда в большевистском Киеве разнеслась молва о новом чуде, многие устремились к месту события – развилке улиц Большой Житомирской и Сретенской. Там в ту пору стояла церковь Сретения Господня. «Газета…» уже рассказывала о ней; напомним, что каменный храм, возведенный во второй половине XIX века, был в 1911–1912 годах расширен с пристройкой новой колокольни (в середине 1930-х его снесли). Купола храма были позолочены. И вот 19 июля 1923 года весь Киев заговорил о том, что на колокольне Сретенской церкви золочение купола обновилось! Тускловатые накануне, они внезапно засияли свежим блеском.

Власти даже растерялись. Разные официальные публикации противоречили друг другу. Одни утверждали, что вообще ничего не было, что это вымыслы, распространяемые всякой контрой. А другие устами авторитетных ученых разъясняли: мол, «под действием перекиси водорода потускневшее золото светлеет. Перекись же водорода образуется в воздухе в сравнительно большем количестве, чем обыкновенно, под влиянием некоторых необычных метеорологических условий». Стало быть, обновление все-таки произошло!

Правда, священники Сретенского храма через газету «Пролетарская правда» вынуждены были заявить: «Купол на колокольне позолочен недавно, позже главного купола, и естественно, ярче блестит… Слухи о чуде лишены всякого основания». Однако эти слова, очевидно, стали следствием обоснованной тревоги за судьбу прихожан и самого храма. Ведь на обратной стороне того же газетного листа имело место обращение «К населению Киева и губернии» председателя губисполкома, губернского прокурора и председателя губотдела ГПУ. Оно гласило: «Органы розыска и судебные власти располагают ныне уже данными о преступных действиях отдельных лиц, кои в провокационных целях распространяют слухи о так называемых «обновлениях». Работа темных и преступных элементов, распространяющих вышеуказанные слухи, будет пресечена в корне»…

Обман ради благого дела

Конечно,  во все времена встречались лукавые шарлатаны, устраивавшие псевдочудеса в корыстных целях. Впрочем, иногда «рукотворное чудо» могли сотворить и без греховного подтекста.

Подобный случай имел место в Киеве в 1885 году, когда начались грандиозные работы по расписыванию интерьеров Владимирского собора.

Ныне главным украшением этого храма считается образ Богоматери с младенцем за святым престолом, в алтарной абсиде. Замечательное творение кисти Виктора Васнецова повторяет его же композицию для небольшой церкви в усадьбе Абрамцево под Москвой. Увидев абрамцевскую Богоматерь, профессор Адриан Прахов, руководивший художественными работами в соборе, загорелся мечтой создать ее киевское подобие. Но для этого нужно было согласовать непривычную композицию в соответствующих инстанциях, где нередко заседали непробиваемые ретрограды.

И вот как-то раз Прахов завтракал с Александром Баумгартеном – киевским вице-губернатором, председателем комитета по достройке собора. После завтрака профессор пригласил вице-губернатора наведаться в собор, где только-только готовились к росписи стены. Они вошли в пустой храм. Вдруг Прахов схватил Баумгартена за руку: «Вы ничего не видите, Александр Павлович?» И, все больше и больше распаляясь, начал показывать, как хаотически разбросанные на пустой абсидной стене трещинки и сырые пятна чудесным образом складываются в фигуру Богоматери с младенцем. Именно такую, как у Васнецова в Абрамцеве. Вице-губернатор таращил глаза и ничего не мог разглядеть. Но профессор говорил так горячо, так уверенно… Словом, Баумгартен тоже стал свидетелем «чуда». Прахов немедленно составил акт, приложил к нему собственноручный рисунок с изображением увиденного. Оба официальных лица подписали акт. Дальше отстоять композицию Васнецова уже не составило особого труда. А потом, после освящения Владимирского собора, ее повторили тысячи и тысячи иконописцев…