Очень интересен на Андреевском спуске дом №34, в псевдорусском стиле — «Дом-терем». До революции он принадлежал известному киевскому купцу Андрею Петровичу Слинко. На старых фотографиях можно было увидеть два больших купола-шатра на крыше этого дома, которые очень украшали его и, собственно говоря, дали название «Дом-терем». Теперь, к сожалению, этих шатров нет. Дело в том, что они, по воспоминаниям старожилов были отделаны листовым серебром. Один был сорван ветром, другой же исчез бесследно. Но не своими куполами был известен этот дом, а и тем, что в нем жили известные и уважаемые в Киеве люди: профессор университета Житецкий, востоковед — Кезма, журналист и общественный деятель Совенко, супруга которого, кстати, была известная оперная певица Новоспасская — партнерша Шаляпина во время его киевских гастролей. . В наше время здесь жил известный украинский писатель Григорий Тютюнник. Сейчас на первом этаже этого дома разместился театр «Академия», художественный салон, выставки.
Может картинка бмп? конвертни её в джипег
Собственно, строился этот дом в 1900–1901 годах не для Слинко, а для домовладелицы Ефросиньи Столяренко (Слинко купил его позже). Строителями были архитектор Александр Хойнацкий (он, скорее всего, составил проект) и инженер Николай Вишневский. Та же парочка, к слову, строила довольно красивое здание на Жилянской, 120, где теперь таможенное ведомство.Насчет башенок. Войну они, во всяком случае, перестояли (у меня есть открытка рубежа 1940-х – 50-х годов, где они еще видны). По всей вероятности, их прибрали во время какого-нибудь ремонта после известного постановления партии и правительства от 4.11.1955 г. о преодолении "архитектурных излишеств": в эту пору (особенно в 60-е годы) киевские башенки исчезали массово.Впрочем, не знаю, как кто, а я лично именно по башенкам на Андреевском спуске, 34 не стал бы лить слезы. Несколько лет назад на архитектурный совет в охране памятников приносили проект реконструкции дома с их воссозданием, и мы на совете рекомендовали воздержаться. В 1936 году по поводу этих башенок (тогда еще существующих) очень зло проехался известный искусствовед Сергей Гиляров: "Потворні до смішного, безглузді вишки у вигляді пузатих розмальованих шишкуватих чайників, які "оздоблюють" дах цього будинку, профілюються на небі поруч з прекрасними контурами растреллівської будови і псують весь архітектурний пейзаж цього мальовничого куточка Києва". Может быть, с позиций нынешнего времени он перегнул, но однозначно прав в том, что рядом с Андреевской церковью эти башенки лишние, о чем свидетельствуют и старые фото.А о жителях дома подробно рассказано в Музее Одной улицы (там ему посвящены не то две, не то три витрины).
Спасибо за подробную информацию.
Даже неловко как то от того, что Ваш коммент каждый раз тянет на целую статью, наверняка приходится потратить минут 20.
Мне же кажется чисто по-обывательски (слабо разбираюсь в архитектуре и вкус не выработался пока), что башни украшали здание. Они как бы выделяли и подчеркивали два основных объема дома. НО:
1. Слишком циничным было явное подражание куполам Андреевской церкви. Если бы архитектор сделал башенки поскромнее (другой формы) - смотрелось бы лучше.
2. Это здание вообще слишком громоздко для узкого Андреевского спуска. Оно хорошо просматривалось со своими куполами только с одной точки - с паперти.
Да, насчет листового серебра... по-моему, трындеж 🙂
И еще, скажите те, кто знает имя архитектора
Извините, что не видно картинки в ЖЖ, не пойму в чем причина.
Скажите, кто знает подробности исчезновения куполов с этого чудо-дома.
(Втайне расчитываю на информацию от mik_kiev или alex_anisimov)