Торможение с песочком

По поводу гужевого транспорта городские власти, озабоченные количеством несчастных случаев, постепенно разработали меры безопасности. Были обусловлены предельные габариты пассажирских и ломовых экипажей и ограничения по скорости. Для первых предельным аллюром принималась «умеренная рысь», для вторых – «мелкая рысь». Спидометров, разумеется, тогда не было, да и радаров тоже. Извозчикам не разрешали ездить вперегонку, предписывали «постоянно предупреждать окриком и объезжать прохожих, держаться правой стороны, осторожно поворачивать на другую сторону улицы полным кругом и при стечении публики останавливаться или ехать шагом».


Но не успела в 1891 году появиться на киевских улицах конка, а год спустя – электрический трамвай, как начались новые проблемы. То вагоны сталкивались на рельсах с нерасторопными извозчичьими экипажами, то не успевали затормозить перед гуртом скота. Люди тоже оказывались жертвами трамвайных ДТП, иногда по собственной дурости. На первых порах публика воспринимала звонкие трамваи как крутой аттракцион, а высшим экстримом было вскакивать и выскакивать на ходу. Некоторые любители острых ощущений допрыгались до серьезных травм.


Со временем, когда стальные рельсы протянулись по всему городу, и насчет этого транспорта появились жесткие правила. Одно из важнейших гласило: «Во время движения по улицам все без исключения экипажи, в том числе и извозчичьи, а равно прохожие при приближении вагонов обязаны немедленно сворачивать с пути городских железных дорог».


Еще одной проблемой стало техническое состояние вагонов. Система экстренного торможения отрабатывалась, что называется, на горьком опыте. К примеру, в октябре 1897 года невдалеке от вокзала столкнулись два трамвая. Дело было на углу улицы Безаковской и Бибиковского бульвара (теперь соответственно улица Коминтерна и бульвар Шевченко). В то время трамваи ходили по одноколейным путям, дожидаясь встречных вагонов на специальных разъездах. И вот водитель вагона, спускавшегося по бульвару в направлении вокзала, увидел трамвай, поднимающийся по Безаковской, и начал тормозить. Было мокро, и машина «закуксовалась» – поползла вниз по скользким рельсам с заторможенными колесами. Во избежание «куксования» вагон имел специальные емкости под днищем, из которых на рельсы высыпался песок. Водитель применил это приспособление, но его трамвай как раз вписывался в поворот, поэтому песок просыпался мимо рельс. И машина продолжала ползти вниз до столкновения со встречной. К счастью, обошлось без жертв. Однако меры были приняты: около каждого закругления рельс поставили по дежурному с ведром песка… Уже потом перешли на двухколейную трамвайную сеть, а заодно усовершенствовали торможение – как электрическое, так и механическое.

Когда пешеходов «стали давить»

Как известно, сообщение о первом автомобиле в нашем городе датировано 1897 годом. Поначалу, когда весь городской автопарк можно было пересчитать по пальцам, пешеходов не беспокоили «самодвижущиеся экипажи». Но вот киевские автомобили начали исчисляться десятками и сотнями, выросли их скорости. И, как сказано классиками в «Золотом теленке», «кротких и умных пешеходов стали давить».


Без малого век назад, летом 1907-го, в местной прессе поднялась волна осуждения «беспорядочной езды на автомобилях». Собственно, она остается много в чем актуальной и сегодня. Особенно возмутил авторов публикации один водитель, который среди бела дня на Крещатике развил «такую бешеную скорость, что сотни людей, переходивших улицу, со страхом бросались в сторону. Несмотря на массу экипажей, проезжавших в эту пору дня по Крещатику, автомобиль весьма ловко проскользал между ними». Общественность указывала, что «полиции необходимо принять безотлагательные меры к предупреждению быстрой езды на автомобилях в городе во избежание несчастных случаев». Карикатуристы в ту пору состязались в жутких карикатурах, на которых горожане превращались под колесами «моторов» в котлетный фарш.


А покуда городские власти вырабатывали меры воздействия, публика сама искала управу на недисциплинированных шоферов. И дошло до того, что в следующем 1908 году киевский губернатор граф Павел Игнатьев уже вынужден был заступаться за автомобилистов: «В последнее время было несколько случаев, когда прохожие, преимущественно на окраинах города Киева и по Житомирскому шоссе, бросали палки, камни и другие предметы в проезжающие автомобили, чем причиняли порчу этих экипажей и угрожали безопасности проезжавших. Ввиду этого мною сделано распоряжение о строгом преследовании виновных в означенных проступках. Я уверен, что благоразумная часть населения поможет в этом деле власти, доводя до ее сведения о всех таких случаях».


В конце концов, и автомобильное движение ввели в русло обязательных правил. Тогдашние наши ПДД обусловили предельные скорости езды: аж 20 верст (21,2 км) в час по рядовым улицам, а по наиболее оживленным – и того меньше. Полицейские чины вкупе с деятелями Киевского клуба автомобилистов имели право останавливать нарушителей правил и отнимать у них «разрешительные билеты» (т.е. права) для представления в городскую управу.


Пешеходы же продолжали свободно разгуливать по проезжей части, как по тротуарам. Современные принципы регулирования уличного движения вошли в наш городской быт много лет спустя. Только в 1930-х годах Крещатик стал первой киевской улицей, где появились указатели переходов, светофоры, регулировщики, а милиция не один месяц дрессировала граждан, чтобы шли через дорогу там, где положено, а не где попало.



 




Из «Обязательных постановлений о порядке пассажирского и грузового движения по городу Киеву на автомобилях» (декабрь 1912 года):



К управлению автомобилями допускаются только люди, получившие на то разрешение по надлежащем испытании.


Управляющие автомобилем обязаны останавливаться по первому требованию чинов полиции, которые в таких случаях дают один продолжительный и несколько последовательных отрывистых свистков.


Лицам, управляющим автомобилями, вменяется в обязанность: а) в пределах города не допускать скорости движения более 10 верст в час по оживленным улицам: по Крещатику, Большой Васильковской, Александровской от Крещатика до Гостиного двора, Прорезной, Б.-Житомирской и Безаковской и не более 20 верст в час по остальным, менее оживленным улицам.., г) принимать все меры, чтобы лошади не пугались автомобиля, д) следовать правой стороной или серединой, если того потребуют обстоятельства, но отнюдь не переезжая на левую сторону улицы, е) предупреждать сигналом о приближении автомобиля встречных стоящих на пути и обгоняемых лиц и экипажи, объезжая последние с левой стороны.


Езда автомобилей вперегонку воспрещается.


Управляющий автомобилем обязывается уступать дорогу крестным ходам, похоронам и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям, а при недостатке места для проезда останавливаться, пока они не проследуют.