Киевская гавань
Приглашаем полюбоваться чудесными приднепровскими достопримечательностями – только что открытой пешеходной зоной на древней Почтовой площади и доживающим последние месяцы Рыбальским мостом.
Гавань у впадения в Днепр Почайны – место, где образовался Киев. Византийский император Константин Багрянородный упоминал киевский порт Самбатас, что по-кельтски означало «сбор кораблей». Варяжские завоеватели организовали здесь сбор дани с проезжих купцов и с окрестных племён. Великая и грозная княгиня Ольга встречала здесь древлянских и византийских послов. В 19-м веке здесь причаливали первые днепровские пароходы. В начале 20-го века построена самая большая в Европе речная гавань. По соседству были проложены первая в Российской империи трамвайная линия и построены первые в Киеве электростанции…
Прогуляемся от фуникулёра, мимо колонны Магдебургского права и Речного вокзала, по набережной до гавани. Полюбуемся уникальными панорамами!
Из книги-путеводителя «Спутник по городу Киеву» 1912 года:
На Подоле, в той части городского берега, где в Днепр вливается р. Почайна, образуя Оболонский залив, расположена прекрасная Днепровская набережная, пароходные пристани и Киевская Гавань Императора Николая ІІ, сооруженная в сравнительно недавнее время (1897-1899 гг.).
Для устройства гавани обмелевший Оболонский залив, с помощью землечерпательных машин, был значительно углублен и сделан доступным для глубокосидящих судов и пароходов. Земля со дня залива поступила для устройства незатопляемой территории у городского берега. В тупике гавани возведены пароходные мастерские Киевского округа путей сообщения.
В летнее время, когда навигация в полном разгаре, прогулка по Подольской набережной представляет значительный интерес. Перед глазами путника здесь открывается красивая картина: на реке кипит жизнь, там и тут бойко бегают и свистят большие и маленькие пароходы, снуют катера и лодки с гуляющей публикой; берег на значительном протяжении завален огромными лесными складами, между ними пыхтят, выбрасывая белые струи пара, мельницы и лесопилки, тут же лежат груды бочек с дегтем, горы мела, кучи бутового камня, штабели кирпича и прочее; пристань загромождена множеством судов и плотов, и полна оживления, идет погрузка и разгрузка, производимая в ручную целой армией грузчиков, по-местному, «босой командой»…