Так более века назад небольшой монастырский хуторок при загородной резиденции настоятеля Михайловского Златоверхого монастыря положил начало еще одной обители на Киевских землях, ставшей для верующих «островком молитвы». А еще сто лет назад, в начале ХІХ века, среди роскошных холмов старинного урочища Лазаревщина иноки Киево-Михайловского монастыря, по благословению своего настоятеля епископа Феофана (Шиянова), начали строить храм в честь чуда архистратига Михаила. Спустя время, при храме «расположился» летний архиерейский дом. По окончании строительства в 1803 году Киевский митрополит Гавриил (Банулеско), принимая во внимание огромный вклад владыки Феофана в дело строительства обители, благословил называть Лазаревщину Феофанией.
Следующий наместник Михайловского монастыря епископ Иннокентий (Борисов), вдохновленный живописной природой Феофании, назвал именами евангельских мест все холмы, ручьи, пруды и дороги при монастыре. Так появились горы Фавор, Елеон, Синай, ручьи Кердонский и Силоамский, долина Иосафата и «Живоносный источник» с целебной ключевой водой.
В 1861 году викарий Киевской Митрополии епископ Серафим (Аретинский) поручил иеромонаху Вонифатию устроить в урочище монастырь-пустынь. По прибытии в Феофанию отец Вонифатий первым делом привел в должный вид храм в честь архистратига Михаила, в котором было установлено ежедневное богослужение и учрежден обычай чтения «неусыпаемой» Псалтири. Заботясь об иноках и богомольцах, иеромонах Вонифатий выкопал на территории обители колодец и расчистил местный родник под горою. Над этим источником была устроена часовня. Иноки видели в своем игумене подвижника благочестия, преданного Богу и Церкви.
После его смерти в 1871 году наместником стал иеромонах Иринарх, который за время своего управления обителью успел обложить кирпичом все деревянные постройки, перекрыв их железом. При нем храм в честь чуда архистратига Михаила не один раз перестраивался и украшался. Стараниями игумена вдоль территории монастыря был проложен водопровод.
В начале ХХ века в Феофании было уже три храма: деревянная церковь в честь архистратига Михаила (теплая) и два каменных (холодных) храма, один из которых назван в честь Всех Святых, другой — в честь иконы Божией Матери “Владимирской”. Позже была построена каменная церковь с тремя престолами, освященными в честь «чуда архистратига Михаила в Хонех», великомученика Пантелеимона и преподобного Сергия Радонежского.
Свято-Пантелеимоновский собор представлял собой величественное розово-белое строение, изумляющее точностью и строгостью пропорций, изысканностью стен и куполов, гармоничным сочетанием с живописной местностью.
К сожалению, судьба скита, как и многих других православных святынь, сложилась трагически. От некогда величественного монастырского подворья на сегодняшний день почти ничего не осталось, кроме Свято-Пантелеимоновского собора и Всесвятской церкви. От колокольни (детища игумена Иринарха) уцелел только первый каменный ярус, который стал использоваться под жилье. Два деревянных яруса с древними колоколами были уничтожены в 1935 году. В Свято-Пантелеимоновском храме приняли мученическую смерть иноки-художники, расписывавшие своды собора. Они отказались прекратить работу, как того требовали ворвавшиеся в святыню красноармейцы.
В страшные 20-30-е годы этот собор уцелел. Но во время обороны Киева (1941 год), на крыше храма размещались огневые точки. Поэтому он неоднократно подвергался минометному обстрелу.
После войны Институтом механики в соборе были оборудованы помещения, где проводились эксперименты с использованием взрывчатых веществ.
Решением Президиума АН Украины от 28 апреля 1990 года собор был снят с ее баланса. А 20 мая 1990 года святыня возвращена Украинской Православной Церкви. Настоятелем собора назначен архимандрит Серафим (Демьянив).
Сегодня Феофания предстает перед верующими в своем вековом величии. Одухотворенная атмосфера монастыря влечет к себе тысячи паломников. И спешат сюда верующие, чтобы душой прикоснуться к святыне, помолиться об исцелении родных и «зачерпнуть» “живой” воды у целебных источников. И разве не удивительно то, что монахи уходят от мира, но мир, как бы чувствуя их благодатную силу, стремится к ним, чтобы получить спасительное наставление, вразумление, утешение…
Подробно в брошюре: http://1000years.uazone.net/pub/feofani a.doc