Зимой 1889 года в газете «Киевское слово» можно было прочитать следующее объявление: «Еще не виданное в Киеве фантастическое зрелище! Сад Шато-де-Флер. В воскресенье 22 января и ежедневно будет открыт в первый раз Исторический Ледяной Дом, поставленный по достоверным рисункам первого Ледяного Дома в Санкт-Петербурге в 1740 году.» Зрелище действительно было фантастическим. Сооружение изо льда, похожее на замок с башнями, имело три большие комнаты, кабинет, спальню и гостиную. В спальне была кровать с одеялами, простынями и подушками, по углам «горели» свечи в канделябрах. В кабинете стояли стол, кресла и часы, а в гостиной — шкаф с посудой и прочими кухонными принадлежностями. Двор замка был украшен античными скульптурами, на стене разместилась грозная батарея артиллерийских орудий. По вечерам голубые контуры Ледяного Дома озарялись радужной иллюминацией и яркими вспышками бенгальских огней. Картина была впечатляющей.
Хотя завсегдатаев «Шато-де-Флер» трудно было удивить, в 1892—1893 годах здесь состоялось не менее грандиозное шоу — «Цирк под водой», поставленный известными братьями Никитиными. Арена представляла собой «Ниагарский водопад » (потребовалось пятнадцать тысяч ведер воды), который сбрасывал свои бурные потоки в небольшую гавань с мостами и плавающими под ними нимфами, лебедями и лодками. «Гвоздем» программы был комфортабельный пароход «Киев», курсирующий от берега к берегу и принимающий на свой борт множество миниатюрных пассажиров.
Но не все разрекламированные в газетах сенсации заканчивались так блестяще. Посетивший Киев в 1884 году известный воздухоплаватель Бэде, совершивший в своей практике более 500 полетов на воздушном шаре, дважды потерпел фиаско на киевской земле. В первый раз ему помешал сильный ветер. Как он ни пытался подняться в воздух с территории того же сада «Шато-де-Флер», ему это не удалось. На следующий день Бэде, наконец, оторвался от земли, пролетел над Царским садом и, поравнявшись с акваторией Днепра, неожиданно бултыхнулся в воду.
Иногда зарубежных гастролеров удивляли и сами киевляне, хотя делали это из самых лучших и искренних побуждений. В 1884 году, будучи в зените славы, Киев посетил выдающийся испанский скрипач Пабло де-Сарасате. После второго концерта признанный кумир неожиданно заявил: «В будущем я буду показываться киевской публике только находясь в железной клетке!» Что же так обидело скрипача? Оказывается, во время первого его выступления киевляне настолько бурно высказывали свой восторг, что заставляли музыканта трижды исполнять каждый номер. Второе выступление закончилось скандалом: темпераментные меломаны не ограничились овациями и выкриками «Бис», а в избытке чувств выбежали на сцену, подхватили музыканта на руки и стали носить по залу, высоко подбрасывая. Великий Пабло де-Сарасате, прижимая скрипку к груди, тщетно взывал о помощи на родном испанском. Он убеждал, что ему плохо, что у него кружится голова, что инструмент взят под залог в мадридском музее и упаси Боже его сломать… Но радостная публика не понимала скрипача. Тогда и последовала известная фраза о «железной клетке», теперь уже через переводчика.
Да, хороший пример для современных производетелей разной продукции. Не уверенна, что многие из них будут готовы различными крайними мерами и жесткими испытаниями доказать высокое качество своей продукции.Хотя бы в экспериментальных целях.К сожалению...