В такой праздничный день не грех подробно рассказать об отце киевского трамвая Аманде Егоровиче Струве. По иронии судьбы именно в Киеве, где этот предприниматель и инженер оставил наиболее яркий след своей деятельности, о нем почти не знают. Нет в городе ни улицы его имени, ни хотя бы мемориальной доски в его честь…
Энциклопедисты Брокгауз и Ефрон утверждали, что род Струве берет свое начало в XVII веке и происходит от Георга Адама — профессора юриспруденции Йенского университета. Многие представители этого обрусевшего дворянского немецкого рода оставили яркий след в истории Российской империи.
Аманд Егорович Струве — герой нашего эссе — появился на свет 30 мая 1835 года в Петербурге, в обедневшей дворянской семье. Здесь же впоследствии он блестяще окончил вначале Главное инженерное артиллерийское училище, а затем и Николаевскую инженерную академию. Как талантливый выпускник он некоторое время стажировался за счет государства за границей. Уйдя с военной службы в запас, Аманд Струве три года проработал инженером на строившейся тогда Московско-Нижегородской железной дороге. С 1860 года Аманд Егорович Струве трудился в акционерном обществе Московско-Саратовской железной дороги. Здесь он спроектировал в 1862 году и построил свой первый железнодорожный мост через Москву-реку близ Коломны. Это сооружение было необходимо для железнодорожного сообщения между Москвой и Коломной. Далее дорога подошла к Оке, где нужно было построить мост длиной более 700 м. С задачей Аманд Егорович справился успешно. Слава о талантливом инженере росла. Обладая предпринимательской жилкой, еще в 1863 году в селе Боброво близ Коломны для возведения мостового перехода Струве основал небольшое машиностроительное предприятие, ставшее к 1871 году крупнейшим механическим, литейным и машиностроительным заводом страны, продукция которого активно использовалась в Киеве, о чем подробнее расскажем ниже.
В 1867 году инженер-капитан Струве переводится на службу в Киев, где плодотворно трудится в Х округе путей сообщения России. В марте 1868 года вблизи дельты реки Лыбедь при ее впадении в Днепр был заложен уникальный мост. Под руководством Аманда Егоровича на острове, который находится напротив Выдубицкого монастыря, устроили механическую мастерскую, где собирали металлические конструкции (фермы). Благодаря смекалке нашего героя, капитальный железнодорожный мост через Днепр был возведен в кратчайшие сроки, что вызвало восхищение населения десятков стран мира. 13 опор этого моста длиной 1068 м (в то время одного из самых больших в Европе) строились с применением новейшей и передовой технологии кессонного типа. При этом Струве отказался от услуг иностранных компаний, чем удешевил стоимость работ по возведению такой махины.
4 апреля 1870 года после испытаний в феврале-марте сооружение торжественно открыли и освятили. Строительство обошлось в 3 млн. 200 тыс. рублей. Император Александр II повысил инженер-капитана Струве до чина полковника. За постройку сооружения сам автор получил немалый куш, а именно — 3 млн. рублей ассигнациями, что позволило инженеру развернуть очень широкую и бурную предпринимательскую деятельность, в том числе и не в последнюю очередь в Киеве.
Несмотря на то что Аманд Егорович проживал в Киеве, его следующими творениями стали железнодорожный и гужевой мост через Днепр в Кременчуге, открытый в 1872 году, Бородинский, Москворецкий, Крымский и Краснохолмский мосты в Москве, Литейный мост в Петербурге… Все металлические конструкции для этих мостов, как наверняка догадывается читатель, монопольно производились на родном заводе Струве в Коломне. Кстати, этот завод строил и паровозы, и пароходы, и экипажи, и вагоны трамвая…
В 1872 году Аманд Егорович Струве совместно с другими предпринимателями основал в Киеве концессию, не связанную со строительством мостов. Концессионеры обязались построить и в течение 50 лет обеспечивать эксплуатацию киевского централизованного водопровода. Оборудование для него почти полностью было произведено в Коломне. Так что Киеву и Коломне можно запросто побрататься. Итак, 2 марта 1872 года газета «Киевлянин» сообщала об открытой накануне первой очереди водопровода. К концу 1879 года водопровод достиг проектной мощности.
Наш неутомимый герой (и когда только отдыхать успевал?) участвовал также в реконструкции Царского дворца (ныне — Мариинского), основал концессию по обустройству в Киеве газового освещения улиц.
В 1891 году Аманд Егорович Струве построил конку, а уже в следующем году — первый электрифицированный участок, соединивший Царскую (Европейскую) площадь с Подолом. На своем Коломенском машиностроительном заводе Струве производил вагоны для Киевской городской железной дороги (то есть — трамвая). Киевский трамвай того времени был выполнен по всем передовым технологиям, долгие годы был надежным и безаварийным. Сеть Киевской городской железной дороги неустанно расширялась, что позволило решить транспортную проблему города, расположенного на значительном перепаде высот, ибо ни конка, ни паровой трамвай не справлялись с нашими высотами. Постепенно трамвай добрался до Святошино, Пущи-Водицы, Дарницы и даже Броваров. Была у концессионеров идея связать электрическим трамваем Киев и… Житомир, однако планам помешали войны и революции.
Как видим, почти все новации, вызвавшие стремительный рост благоустройства Киева второй половины позапрошлого столетия, связаны с Амандом Егоровичем. Добавим, что очень многое из перечисленного происходило впервые не только в России, но и в Европе. Неслучайно за выдающиеся технические достижения Струве стал почетным членом Киевского университета имени Святого Владимира. В 1879 году он получил чин генерал-майора. Свой жизненный путь Аманд Егорович Струве завершил 12 сентября 1898 года в Коломне и был с почестями похоронен на Волковом кладбище в Петербурге…
P. S. 2 декабря 2005 года в Киевской городской администрации рассматривался вопрос о переименовании Депо имени Красина в Депо имени Струве, однако все повисло в воздухе. Теперь это просто Подольское трамвайное депо, а ведь оно неразрывно связано с именем нашего героя, ибо было и остается старейшим в Киеве и Украине… По большому счету, всю улицу Фрунзе следовало бы назвать именем Аманда Струве, ведь именно по ней ездили десятилетиями его коломенские вагончики на ночлег в Троицкий вагонный парк…
...По большому счету, всю улицу Фрунзе следовало бы назвать именем Аманда Струве...
Полностью солидарен с автором!
Навскидку пару замечаний. "Куш" автору моста в три миллиона – это фантазия. Минимум два нулика лишних. Насчет того, что основным поставщиком металлического оборудования всех построек Струве был Коломенский завод – тоже не есть факт. Лет 25 назад выходила книга по истории бывшего завода братьев Струве (он назывался тогда Коломенским тепловозостроительным заводом имени Куйбышева) – там можно уточнить подробности. Уникальные разработки, вроде вагонов трамваев, – конечно, да, а на транспортировке из Коломны элементарных изделий Струве мог потерять больше, чем заработать на заказе. Скажем, при постройке Киевского водопровода значительные поставки осуществлял машиностроительный завод инженера Федора Доната (будущий Южно-Русский, а потом "Ленкузня"); кстати, услугами этого завода (тогда еще мастерской с чугунолитейней) Струве пользовался при постройке моста, а при сооружении водопровода Донат был официальным поверенным Струве.
Не откажу себе в удовольствии привести формулировку с диплома почетного члена университета А.Е.Струве: "...во внимание к обширным научным сведениям и к неутомимой и добросовестной деятельности военного инженер-полковника Аманда Егоровича де-Струве, постройкою железнодорожного моста чрез Днепр разрушившего физическую преграду к соединению центра России с юго-западными окраинами его, и во внимание к стремлению г. де-Струве, личным своим участием при работах, содействовать к распространению между русскими рабочими специальных технических сведений".
И напоследок приятная информация. 27 февраля сего года Комиссия по наименованиям и памятным знакам единогласно поддержала обращение коммунального предприятия "Киевпастранс" о переименовании трамвайного депо им.Красина в честь инженера Аманда Струве. Так что дело вроде бы на мази!
Спасибо за толковые комментарии : )