Главный парк страны.После переноса столицы в Киев в 1934 году было решено строить правительственный комплекс между Софиевской и Михайловской площадями. До войны успели выстроить только здание МИДа. И слава Богу – из-за масштабного проекта снесли Михайловский собор и Трехсвятительскую церковь, и едва не разобрали еще с десяток ценных зданий.

Проект реконструкции Трехсвятительской улицы 1930-х годов (тогда – улицы Жертв Революции).
Мост – продолжение улицы Костельной (тогда – Челюскинцев)

В комплексе с Правительственным центром планировали благоустроить и Владимирскую горку – в первую очередь решить проблему доступа в северо-западную часть парка, ближе к Андреевской церкви. Сейчас там – заросли, а попасть туда с благоустроенной части можно только под эстакадой фуникулера почти у верхней кромки горы.

Фуникулер переносился к Андреевской церкви как продолжение улицы Владимирской, здесь же должна была разместиться смотровая площадка – улица не упиралась бы в здания, а выходила перспективой на Днепр. Место фуникулера должна была занять масштабная лестница с фонтанами и скульптурами и исполинский памятник Ленину.

Более поздний проект архитектора Сельцера – мост над Трехсвятительской уже пешеходный. Парадные входы на Владимирскую горку и к нынешнему Крещатому парку. ЗданиЯ Филармонии нет – разговоры о его сносе,
к счастью, закончились ничем только в 1970-х годах

С Крещатика – на Владимирскую горку

Сейчас попасть с Европейской площади в парк нелегко: то ли карабкаться по раскаленному тротуару Трехсвятительской, то ли искать тропинки уже на Владимирском спуске. В 1930-х же планировалась ориентация парка и на площадь – парадный вход с широченной лестницей. До того, как Горку закрыл от Крещатика Музей Ленина (ныне – Украинский дом), на его месте стоял трехэтажный отель «Европейский» середины XIX века, который уже тогда планировали снести. Отсюда же должен был начинаться пешеходный мост над Владимирским спуском, очень нужный и сейчас. 

Владимирская горка, 1930-е годы. Наверху – всем известная беседка. Сейчас вокруг – заросли, а в те годы можно было любоваться открытыми просторами

А по Трехсвятительской – трамвай-фуникулер!

Эта улица создает удобную связь Европейской и Михайловской площадей, однако из-за крутого уклона едва ли приспособлена для массовых прогулок и поездок, особенно в зимнее время. В 1930-х годах хотели сделать спуск длиннее, но не таким крутым: он должен был начинаться как раз там, где напротив Михайловского стоят те самые домики с тремя полуподземными этажами: на улицу три, а во дворы – все шесть! Тогда Костельная прошла бы над Трехсвятительской мостом, а вдоль спуска планировали то ли трамвай, то ли фуникулер!

…Сейчас, глядя из 2010 года на эти в чем-то фантастические, в чем-то даже преступные проекты – ведь могли же снести не один памятник архитектуры! – следует признать, что архитекторы тех лет старались создать некое единое городское пространство, без темных закоулков, которых так много в центре современного Киева.

Как это было

3D столетней давности

Погоня за спецэффектами, способными дать человеку ощущение реального присутствия, длится уже не первый век. И пожалуй, первой технологией, давшей такие ощущения, были появившиеся еще в конце XVIII века панорамы – огромные картины, образующие круг, в который попадает зритель (как панорама обороны Севастополя). Их изобретателем считается шотландец Роберт Баркер.


Александровский костел, справа – павильон панорамы «Голгофа», вид с улицы Костельной. Сейчас на месте панорамы – зеленая зона с лавочками

В XIX веке панорамы широко распространились во Франции, а к началу ХХ популярный аттракцион добрался и до Киева. В 1901 году Городская дума разрешила дворянину Ивану Замараеву выстроить павильон для панорам на Владимирской горке, но с условием, что выставляться будут исключительно произведения религиозного и исторического характера.
Павильон открыли в 1902 году, и главным экспонатом была панорама «Голгофа», где представлена сцена распятия Иисуса Христа. Само полотно создала группа немецких художников еще в 1886 году и растиражировала в более чем 40 экземплярах. Панорама имела неимоверный успех – за 2 месяца окупилось строительство и закупка полотна! А понадобилось его немало: 12 метров в высоту и 100 – в длину.

Потом вокруг аттракциона не раз проводились судебные разбирательства – уж больно прибыльным был бизнес. В 1934-м году павильон разобрали и закрыли, а полотно перенесли в Успенский собор Лавры. Увы, после взрыва собора в 1941 году, от гигантской картины мало что осталось…