Водопад отменили, меч добавили
Разработку мемориала памяти для столицы Украины Щербицкий поручил известному скульптору Евгению Вучетичу, автору мемориала в Сталинграде. «Добро» на строительство получили заблаговременно в ЦК КПСС. Через несколько месяцев Вучетич привез проект, который создал вместе с заслуженным архитектором РСФСР Евгением Стамо. Выглядел он так: на постаменте возвышалась 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины со щитом, на котором — надпись: «Без страха в гости к нам не жалуйте». Ее платье украшали барельефы на военную тематику. У подножия — с 30-метровой высоты течет водопад, который впадает прямо в Днепр. А с обеих его сторон воины форсируют реку. Первым делом у Вучетича спросили: мол, не задавит ли монумент Киево-Печерскую лавру? «Лавру ничто не задавит», — ответил скульптор. Однако этот проект так и не был реализован. Внезапно умер Вучетич (после четвертого инфаркта), и создание монумента перепоручили украинскому скульптору Василию Бородаю. Тот решил все перекроить, назвав абсурдной идею Вучетича. Его фразу часто цитируют: «Представьте себе, как смотрелись бы 30-метровые полуголые воины, которые карабкаются на днепровскую кручу к 80-метровой золоченой бабе!»
Авторский коллектив долго ломал голову, придумывая новые варианты проекта.
– Пытались обойтись без меча, в руки женщине «давали» то ребенка, что чашу, то лавровую ветвь… — вспоминает заслуженный архитектор Украины Николай Фещенко, принимавший участие в создании проекта. — Последний вариант особенно не понравился первому секретарю компартии Украины Щербицкому, обозвавшему творение «бабой с веником». Собственно, Щербицкий и настоял оставить меч: мол, победу символизирует. А прототипом Родины-матери стала Галина Кальченко — однокурсница Бородая. Она ему позировала. Кстати, памятники Лесе Украинке и Ивану Котляревскому – ее работа. Да и в многочисленных барельефах и скульптурах всего мемориала знающие люди узнавали лица, похожие на кого-либо из творческой группы, их родственников и знакомых.
Как воздвигалась сталь
Сначала планировалось, что статуя будет покрыта сусальным золотом. Но передумали. Одни говорят — мол, потому, что рядом с куполами Лавры все равно смотрелось бы бледно, другие — что из экономических соображений. «Дама» и так вышла недешевой – на работы было потрачено около 30 миллионов долларов, а добавлять еще и кучу золота… В общем, сталевары Запорожья сделали металлический каркас, а обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР (хотя в Москве собирались сделать еще большего Ленина, да передумали, залили фундамент водой, и получился огромный бассейн). Дальнейшее доделывали уже на Киевском заводе имени Парижской коммуны. Собирали же стометровым башенным краном, привезенным из Донбасса. После успешного монтажа создатели проекта забрались внутрь фигуры и разбили о грудь бутылку шампанского.
А внутри у ней – лифт!
Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры внутри фигуры вмонтированы два лифта — наклонный и вертикальный (движется на катках под углом 75 градусов). Один из них поднимается с девятью остановками до самой головы Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Если нужно будет что-то починить, туда засунут стреловидный кран, установят люльку – в ней будут ездить рабочие. А еще можно подняться в руку со щитом и в другую — с мечом — там тоже есть площадки. Летом 2002 года был разрешен подъем экскурсантов на площадки отметки 36 м и 92 м. Однако после того, как с площадки упал и разбился парень, эти экскурсии запретили.
Вместо Родины могла быть колокольня
А вот что рассказали киевоведы Пономаренко и Нагиба. Еще при царе Александре Втором существовал проект 160-метровой колокольни, которую хотели установить на месте, где нынче находится мемориал. Земля в то время принадлежала Выдубецкому монастырю, однако строительству воспротивились монахи Киево-Печерской лавры. При Николае Втором проект решили возобновить. По велению царя даже начали завозить стройматериалы. Но всему помешала Октябрьская революция. О колокольне забыли. Но в 30-х годах прошлого века появилась еще одна идея — разбить здесь огромный парк культуры и отдыха. Сначала не могли денег найти, а потом грянула Великая Отечественная… К слову, исследователи геопатогенных зон считают, что место это нехорошее. И тянется оно аж от Зверинецкого кладбища. К тому же неподалеку ведьмы шабаши устраивали — до одной из четырех киевских «Лысых гор» – рукой подать.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
* Высота скульптуры от пьедестала до кончика меча — 62 м, общая высота с постаментом — 102 м. Вес — 450 тонн
* Длина меча — 16 метров, вес — 9 тонн.
* Размер щита — 13 на 8 метров, вес — 13 тонн.
* Суммарная длина швов каркаса статуи – 30 км.
* Статуя входит в четверку самых высоких мира — 102 метра от уровня земли (высота здания музея 40 метров и высота самой статуи — 62 метра). * Специалисты подсчитали, что монумент должен простоять свыше 150 лет и может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов.
В этой статье много выдумки, слухов и неточностей.
Самые очевидные несуразности: "Щербицкий указал Вучетичу", Брежнев был четырежды героем, как и Жуков, одна медаль (пятая) у него все же Соцтруда... Сказки о покрытии золотом. Кран был шведской фирмы Saab (точнее их было два и их порезали автогеном!). Сварного шва - 22 километра и т.д.
Там где про лифты получаеться что вертикальный двидеться на катках под углом 75 градусов.