«Ты, главное, сменную одежду прихвати и обувь, которую не жалко – там после непогоды грязь
кругом», – таким было первое и последнее напутствие Алексея перед поездкой.
Химера новичку не по зубам
Час езды в машине – и мы на месте. Я переживала, что день будет дождливым или ветреным, посему закуталась в кучу одежек и была похожа на кочан капусты. Но нам повезло – солнышко не только светило, но и грело, луж не было. Мне даже не пришлось переобуваться – получился такой себе гламурный скульптор на каблуках. Главное, правильно выполнять работу. А костюм – хоть клоунский, хоть бэтменский, – без разницы!
Подходим к месту работы. Я ожидала, конечно, увидеть что-нибудь эдакое, неординарное, но все равно обалдела: передо мной лежали руины. У фотографа реакция была примерно такой же.
– Если судить по стилю, то это руины либо Италии, либо Испании. Точно еще не решил, – шутит мой новый начальник. – В любом случае, здесь еще работать и работать. То, что башня «ненатуральная», видно по обнаженным кое-где кирпичам. В конечном итоге их вообще не будет заметно, а специально выдолбленные углубления со временем втиснут «старые» камни.
Сначала спускаемся по винтовой лестнице – посмотреть на то, чего я делать точно не буду. Изюминкой развалин станут две химеры – они уже почти готовы, но состарить чудищ Алексей не доверил никому. Делал сам.
– Здесь больше скульпторской, чем художественной работы, – показывает мастер на злобные морды. – Важно поработать с глазами, клювом и не переборщить со старением. И не должно быть заметно, что скульптура ненатуральная. С каменной кладкой та же история. Я с удовольствием смотрю фильм «Властелин колец» – честное слово, там великолепные декорации. И все равно ловлю себя на мысли, что камень не похож на камень. Придираюсь.
Химеры – мальчик и девочка. Он — посветлее и посимпатичнее, она – страшная. Несправедливо по отношению к женскому полу, хотя радует, что роль им отводится одинаковая – висеть на стене и пускать воду из клюва.
Стоматология для камней
Состарить камень – занятие не из легких. Даже если знаешь все тайны этого процесса, все равно может получиться не так, как у матушки-природы. Но все же я пробую. Работающие со Степановым ребята, Витя и Саша, до нашего приезда уже успели подготовить стену. Цемент как цемент – на первый взгляд ничего особенного, а на самом деле это результат многолетних опытов скульптора. Он имеет хорошую прочность и в то же время натуральный на вид. Я думала, что на него и должны лепиться камешки-полуфабрикаты, которые нужно лишь подкрасить. Оказалось, будущие камни появляются благодаря резьбе и другим хитростям при работе непосредственно с цементом.
«Смотри – вот что должно получиться», – указывает скульптор на уже готовую часть подоконника. А заодно демонстрирует, как «делать камень» с помощью некой хитроумной палочки. Оказалось, это один из инструментов стоматолога, подаренный Алексею подругой-врачом. Для скульптора такое добро – просто находка: с помощью палочки в цементе появляются трещины и извилины разной глубины. И вот на ровной стене становятся заметными первые камни.Алексей дает чудо-инструмент мне. Страшновато, хоть перед этим наслушалась и о природе камня, и о том, как сильным усердием можно испортить все. Считайте, цемент дает только один шанс. В случае чего, его можно добавить, но тогда получится обыкновенная халтура.
Хорошо, что я не стоматолог, а то бы после визита ко мне пациент остался с вечной травмой души и зубов – даже рыхлый цемент меня не слушается, а ведь это не тонкая работа в ротовой полости! Если бы делала глубокие проемы между камнями, точно навредила бы строению, но моя роль заключается только в прорезывании мелких.
– Не переживай, – утешает скульптор. – Это кажется, что легко, а на самом деле – ювелирная работа. Но если есть задатки, то действительно несложно. Витя и Саша несколько месяцев учились – и то боятся ошибиться. А иногда даже неверное движение придает красоту камню.
Секрет — правильный удар щеткой
Ага, не переживай! Я-то вижу, что Дисней со мной еще нянчится – других работников куда больше гоняет. Хоть по натуре он добрый, но ошибок допускать не любит. Спрашиваю у других ребят, сложно ли – признаются, что да, но и интересно очень. Практика на будущее внушительная.
Возвращаемся к камню – делаем «природные» отверстия. Тут секрет тоже прост: где пальцем придавить, где кулаком ударить, а где и шилом проткнуть. Я даже думала попробовать носом, но от идеи отказалась – а вдруг еще зацементируюсь? Шутка, конечно.
Делаем трещинки
Ребята приносят щетки с железным ворсом, обработанные… Чем обработаны, не скажу, поскольку это тоже авторский секрет удачного камня. Признаюсь лишь, что обработка разнится размерами. Моя задача – правильно стукнуть инструментом по цементу. Хлоп! Узор смазывается. Хлоп, хлоп! Опять не то. Пока не выкрутила руку, ничего не получалось, а затем пошло как по маслу. Нахлопалась я не так уж чтобы очень, но кисть заболела. За немощь свою стало немного стыдно, посему не призналась учителю. Да и работа моя подошла к концу – осталось только камни покрасить.
Хитрость каменной фактуры укрощает правильный удар щеткой
– Надо дать цементу подсохнуть, – учит Алексей. – Если начать красить заранее – вся краска размоется, а слишком поздно – будет словно кусками. Так что покраску оставим ребятам.
Оставим так оставим – я в полутьме уж точно не справлюсь. В дневном времени осени-зимы и кроется основная проблема «уличных» скульпторов. Алексей рассказывает, что в более холодную пору за день можно сделать примерно три метра рукотворного камня (в жару и того меньше – цемент «ведет себя» по-другому). А подкрашивать все же лучше при дневном свете. Для женщин поясню – это то же самое, что наносить на лицо «тоналку» или пудру: в свете лампы не заметишь ошибок, а на улице все будет видно.
– Я, наверное, зачастую выгляжу психом, – смеется Степанов. – Вот представь: идет себе человек по улице – и видит, как я, заметив на стене камень с необычной раскраской, кручусь возле него, разглядываю. Или на море – все в воде, а я камушки перебираю.
Госзаказы сложнее частных
Башня (руины то ли крепости, то ли замка, одним словом, развалины) – частный заказ. Ее можно будет использовать и как место для чаепития, и как смотровую площадку. В будущем неподалеку также должны появиться развалины маленького Колизея.
– Когда вернулся в Украину из США, почти год бегал по архитекторам, искал сотрудничество, – рассказывает Алексей. – Только со временем моя работа стала кому-то нужной, меня стали замечать. Теперь те, кому надо, сами разыскивают. Знаешь, что заметил? Работать с частными заказами намного легче, чем с государственными. Частник примерно знает, чего хочет, и авторского полета не рубит на корню. Государственный же – куча инстанций, согласований, выделенных средств. Это не только ужасно утомляет, но и загоняет в рамки, посему не всегда получается, что замышлял.
В конце «смены» мы на свежем воздухе пьем чай с печеньем. Под вечер холодает, и я интересуюсь, как в таких условиях работается.
– Летом у нас была целая команда, – улыбается Дисней. – А сейчас, кроме меня, остались только двое морозоустойчивых. Вот так!
так, мало. але ідея і сама стаття захоплива. дякую.
мало світлин