Среди музыкантов ведущее место занимал основоположник украинской классической музыки Н. В. Лысенко. Под влиянием революции 1905— 1907 гг. он создал вдохновенный революционный гимн «Вечный революционер» на слова И. Я. Франко. Запрещенный к публичному исполнению, он звучал наряду с «Интернационалом», «Варшавянкой», «Марсельезой» во время нелегальных сходок и демонстраций. Острым социальным звучанием наполнены кантата «К 50-й годовщине смерти Т. Г. Шевченко», хор «Давыдовы псалмы» на слова великого Кобзаря. Созданная Н. В. Лысенко в годы столыпинщины онера-сатира «Энеида» едко высмеивала царя и царедворцев, нравы и быт украинской кулацкой верхушки, ее националистические тенденции.
В конце 1903 г. общественность Киева отмечала 35-летие творческой деятельности И. В. Лысенко. Чествование композитора проходило в театре Бергонье, оперном театре и в зале Купеческого собрания, где выступили с приветствиями многочисленные делегации, вручившие юбиляру более 100 адресов, а также народный хор из с. Ахматово под руководством П. Д. Демуцкого, любительский хор Я. М. Яциневича и рабочий — под руководством К. Г. Стеценко.
Большое значение для воспитания кадров украинской демократической культуры имела открытая Н. В. Лысенко в 1904 г. музыкально-драматическая школа. В ней преподавали артистка М. М. Старицкая, режиссеры Г. И. Матковский и Е. А. Лепковский, певец А. Ф. Мишуга, профессор университета В. Н. Перетц и другие известные деятели культуры и педагоги. Ее воспитанниками были Л. Н. Ревуцкий, А. М. Ватуля, Б. В. Романицкий, М. В. Микиша и многие другие, ставшие позднее видными деятелями культуры.
Со своим хором и учениками музыкально-драматической школы Н. В. Лысенко неоднократно выступал на рабочих окраинах Киева, в чайных и Троицком народном доме. Средства, собранные от концертов, нередко передавались в пользу политзаключенных и ссыльных. Так, в 1901 г. Лысенко оргнизовал концерт в пользу отданных в солдаты 183 студентов Киевского университета, в 1905—1907 гг. несколько концертов в пользу политических ссыльных и их семей.
С Киевом связаны жизнь и творчество ученика Н. В. Лысенко К. Г. Стеценко — известного украинского композитора, хорового дирижера, педагога и музыкального критика. В его вокальных произведениях «Прометей», «Содом», «Сон», «К Шевченко», «Завещание» и др. звучит протест против гнета и насилия.
Важную роль в развитии музыкальной культуры и образования в Киеве, в укреплении русско-украинских музыкальных связей играло Русское музыкальное общество и его киевское отделение. Оно много делало для популяризации произведений русской музыкальной классики, ознакомления русских композиторов и исполнителей с музыкальной культурой украинского народа. Активное участие в музыкальных собраниях Киевского отделения Русского музыкального общества принимал Н. В. Лысенко, выступавший с авторскими концертами, организовывавший тематические вечера из произведений П. И. Чайковского, А. П. Бородина и др. В 1904 г. украинский композитор организовал большой юбилейный концерт в честь 100-летия со дня рождения М. И. Глинки. Общество организовывало гастрольные поездки и авторские концерты выдающихся русских композиторов и исполнителей: С. В. Рахманинова (1907, 1910, 1911), А. К. Глазунова (1908), М. М. Ипполитова-Иванова (1911), А. Н. Скрябина (1915).
В 1913 г. на базе музыкального училища при Киевском отделении Русского музыкального общества была создана консерватория.
Существенное влияние на музыкальную жизнь Киева оказывал русский оперный театр, на сцене которого ставились оперы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Рихарда Вагнера, Джоаккино Россини и др. В оперном театре Киева выступали известные певцы П. И. Цесевич, Ф. Г. Орешкевич, О. И. Камионский, Е. Д. Воронец, А. Ф. Мишуга, а во время гастролей пели А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, Маттиа Баттистини, Титто Руффо, Цезарь Формики и др.
Весной 1905 г. Ф. И. Шаляпин, будучи на гастролях в Киеве, устроил большой концерт для рабочих города, передав для них бесплатные билеты. Здесь великий певец впервые исполнил знаменитую «Дубинушку», припев которой был подхвачен восторженными слушателями. «Я пережил один из лучших дней моей жизни»,— писал об этом событии Ф. И. Шаляпин.
В постановке украинских драматических трупп П. К. Саксаганского, Н. К. Садовского, М. Л. Кропивницкого и др., гастролировавших в городе, киевляне слушали оперы «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулака-Артемовского, «Наталка Полтавка», «Черноморцы» Н. В. Лысенко п др. В городе систематически устраивались концерты инструментальной и симфонической музыки под руководством В. И. Сафонова, С. А. Кусевицкого, Р. М. Глиэра, Георга Шнеефогта, Яна Кубелика и других известных русских и зарубежных дирижеров.
Важной вехой на пути развития театрального искусства стал созданный в 1907 г. Н. К. Садовским в Троицком народном доме первый на Украине стационарный украинский театр, воплотивший в своей деятельности новые, прогрессивные тенденции театрального искусства. Ядро этого коллектива составляли такие признанные мастера сцены, как М. К. Заньковецкая, А. И. Борисоглебская, О. П. Полянская, И. А. Марьяненко, Л. П. Линицкая, Ф. В. Левицкий и др.
Кроме широко известных пьес Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Т. Г. Шевченко, И. К. Карпенко-Карого, М. П. Старицкого, М. Л. Кропивницкого в репертуар театра вошли произведения И. Я. Франко («Украденное счастье», «Учитель»), Леси Украинки («Каменный господин»), С. В. Васильченко («На первое гулянье» и др.), пьесы на рабочую тематику — «Батраки» Ф. Костенко (переработка пьесы С. Белой «Безработные»), «Надежда» («Гибель «Надежды») голландского писателя Г. Гейерманса и др. В переводе на украинский язык Н. К. Садовский поставил «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Доходное место» А. Н. Островского, водевили А. П. Чехова и др., что обогатило репертуар молодого театра. На его сцене в течение 1907—1915 гг. киевские зрители увидели 13 опер и оперетт украинских и зарубежных композиторов. Некоторые из них увидели свет рампы впервые. Это — «Энеида» Н. В. Лысенко, «Бранка Роксоляна» Д. Сичинского и др. Оперные роли исполняли артисты театра, и лишь в исключительных случаях на особо трудные партии приглашались профессиональные певцы. В 1912 г. на сцене театра дебютировала тогда еще студентка вокального отделения школы Лысенко М. И. Литвиненко (Вольгемут).
Значительным явлением культурной. жизни русского и украинского народов стали гастроли театра Садовского и других украинских театральных коллективов в городах России. Так, весной 1911 г. состоялись выступления коллектива Садовского в Петербурге, где зрителям были показаны «Наталка Полтавка» Котляревского, «Суета», «Хозяин» Карпенко-Карого, «Богдан Хмельницкий» Старицкого, «Ревизор» Гоголя, оперы «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского, «Энеида» Лысенко и другие спектакли, восторженно встреченные зрителем и критикой.
Выдающиеся деятели русской культуры высоко ценили мастерство Кропивницкого, Заньковецкой, Саксаганского, Садовского и других украинских артистов. Известный русский театральный деятель К. С. Станиславский писал, что эта блестящая плеяда мастеров украинской сцены золотыми буквами записана на скрижалях мирового искусства.
15 января 1908 г. в Киеве торжественно отмечался 25-летний юбилей творческой деятельности М. К. Заньковецкой. Прославленную актрису приветствовали представители русского и украинского театрального искусства, общественности города и страны. А рабочие киевского «Арсенала» прислали ей адрес, в котором благодарили М. К. Заньковецкую за ее «громадный, прекрасный талант» и «чудесную, чарующую игру» человека, «всей душой сочувствующего угнетенным и обездоленным, который был с ними в их стремлениях к лучшей жизни».
К числу лучших в стране русских театральных коллективов принадлежал киевский театр Соловцова, отстаивавший верность традициям сценического реализма. На его сцене играли такие известные актеры, как Н. А. Светловидов, Е. Я. Неделин, Н. П. Рощин-Инсаров, А. А. Пасхалова и др. Его деятельность способствовала ознакомлению киевской публики с произведениями русской классической драматургии и литературы. На сцене театра ставились пьесы А. Н. Островского («Таланты и поклонники»), Л. Н. Толстого («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»), А. П. Чехова («Три сестры», «Вишневый сад»), инсценизации романов И. С. Тургенева («Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым»), Ф. М. Достоевского («Идиот», «Преступление и наказание»), И. А. Гончарова («Обрыв») и др.
Благодаря театру Соловцова состоялось знакомство киевлян с драматургией М. Горького. Театр поставил его пьесы «Мещане!» (1902), «На дне» (1903), «Дачники» (1904), «Варвары» (1906), а позднее «Дети солнца», комедии «Чудаки» и «Встреча» («Дети»). Произведения М. Горького, содержащие передовые идеи, мощный революционный заряд, оказывали революционизирующее воздействие па общественность.
Выдающимся событием театральной жизни Киева стали гастроли широко известных в России театра В. Ф. Комиссаржевской (она сама выступала в ряде спектаклей) и Московского художественного театра, творческие связи с которым имели важное значение для развития передовой театральной культуры Киева. Особенно тесные связи с ним были у театра Соловцова, не раз использовавшего опыт и помощь Художественного театра, ставившего многие спектакли по его планам, с его декорациями и пр.
В 1912—1914 гг. МХАТ трижды гастролировал в Киеве. Во время одного из своих приездов мхатовцы посетили могилу великого Кобзаря в Каневе, на которую возложили венок с надписью: «Гепиальному Шевченко земной поклон от Московского Художественного театра».
В начале XX в. в Киеве существовало несколько постоянных сцен, на которых выступали приезжие актеры и театральные коллективы, ставились спектакли, оперетты, фарсы, устраивались симфонические и сольные концерты. Так, в помещении театра Бергонье в 1900—1905 гг. выступала труппа прославленных корифеев украинского сценического искусства П. К. Саксаганского и И. К. Карпенко-Карого с участием Н. К. Садовского, М. К. Заньковецкой и других известных актеров. В 1913 г. давал представления Театр миниатюр, а в 1917 г.— Молодой театр Леся Курбаса.
На территории Всероссийской выставки было оборудовано несколько театральных сцен — театры «Варьете», «Искусство», «Мозаика», А. Мяновского, где шли оперетты и фарсы, гастролировали отечественные и зарубежные артисты. Так, в сентябре 1913 г. в театре «Варьете» выступали польский и французский дуэты, трио японских эквилибристов, в театре «Искусство» — живые манекены из Лондона, в театре Мяновского давал представления Шотландский цирк миниатюр, а также один из представителей известной в России династии цирковых артистов дрессировщиков зверей Ф. Дуров.
Много развлекательных заведений, рассчитанных на непритязательные вкусы мелкобуржуазного зрителя, находилось в парке «Шатоде-Флер» (на месте нынешнего стадиона «Динамо»). Здесь помещались Второй городской театр, летний театр, концертный зал и др. В этих заведениях проходили гастроли петербургской оперетты, негритянской оперы, концерты венской певицы Мицци Фрейгардт, спектакли украинской труппы Кояесниченко и др. Репертуар их в большинстве своем состоял из низкопробных фарсов, мелодрам, опереток и сценок, привлекавших пресыщенную буржуазную публику безыдейностью, фривольностью.
Естественно, что подобного рода заведения по духу были чужды трудящимся. Стремясь удовлетворить свою тягу к искусству и культуре, они организовывали различные самодеятельные кружки — музыкальные, драматические, хоровые. Так, несколько самодеятельных кружков имели киевские рабочие-железнодорожники, переоборудовавшие под театральную сцену помещение продовольственного пункта на станции Киев-1. Рабочий самодеятельный театр и небольшой оркестр существовали на заводе «Арсенал». В 1906 г. во время представления пьесы «Безталанна» в помещении Коммерческого клуба были разбросаны антиправительственные прокламации, и городские власти на долгие годы (до 1914 г.) запретили рабочим ставить пьесы.
Драматический кружок в составе 14 рабочих функционировал на одной из мебельных фабрик Киева, музыкальный кружок рабочих и служащих — на заводе Гретера и Криванека. Большевистская пресса, особенно «Правда», уделяли большое внимание самодеятельным рабочим кружкам, привлекавшим «массы именно тем, чего нет в других театрах — своей близостью к народу, своей идейностью».
> Созданная Н. В. Лысенко в годы столыпинщины онера-сатира «Энеида» едко высмеивала царя и царедворцев, нравы и быт украинской кулацкой верхушки, ее националистические тенденции.
Сколько лет тексту? То, что больше 23, уже понятно.