Уже тогда было очевидно, что Крещатик в перспективе ожидают пробки. Поэтому по главной городской магистрали предлагалось разрешить движение исключительно общественному транспорту — троллейбусам и автобусам. А машины? В их распоряжение хотели предоставить улицу-дублера — соседнюю Пушкинскую. Поток автомобилей сворачивал бы на нее с пл. Л. Толстого, прямиком мчал бы на пл. Калинина (нынешний Майдан), а затем по подземному тоннелю выезжал бы на Владимирский спуск и Почтовую площадь.
Идея тоннелей стала одной из любимых фишек тогдашних архитекторов. Подземными трассами предполагалось «прошить» едва ли не весь Киев. Например, соединить улицы Косиора (Чорновила) и Глыбочицкую, Соляную и Фрунзе, Чапаева и Житнеторжскую площадь. И транспорту будет удобнее ездить без светофоров и перекрестков, и люди на улицах смогут дышать чистым воздухом, а не выхлопными газами.
Еще один транспортный тоннель, грандиозный по своим масштабам, собирались построить для скоростного трамвая. Тоннель — по сути, вторая после метро рельсовая подземка! — должен был стать продолжением наземного участка, открытого в 1978 году. Вагончики «скоростного», промчавшись с Борщаговки до пл. Победы, должны были далее отправиться в скоростном режиме по ул. Жадановского (Жилянской) и ул. Боженко, свернуть на ул. Федорова, а оттуда по подземному тоннелю под пл. Л. Украинки ехать к мосту Патона. Отсюда, выехав на поверхность, скоростной трамвай должен был везти пассажиров по проспекту Воссоединения к конечной остановке на Ленинградской площади.
Еще одна транспортная новация — ажурная эстакада от памятника Щорсу к вокзалу. Сам же вокзал, уже не справлявшийся с возрастающим пассажиропотоком, должен был подвергнуться реконструкции. А именно: главную привокзальную площадь предлагалось разместить со стороны Соломенки — между улицей Урицкого и Воздухофлотским проспектом. Там намечали построить еще один корпус, расположенный параллельно Центральному вокзалу. Два вокзальных здания должен был соединить наземный тоннель. Весь комплекс имел бы в плане форму буквы Н. Нечто похожее, но с меньшим размахом, было построено в начале нынешнего столетия при мэре Александре Омельченко.
Переделка площадей
Владимирскую горку — излюбленное место уединенных прогулок киевлян — планировалось превратить в настоящий экскурсионный конвейер. Думаете, гиды собирались массово водить туристов к памятнику князю Владимиру? Ничуть. В атеистические времена лишнее напоминание о крещении Киевской Руси не поощрялось. Объектом внимания туристов должен был стать другой объект — Музей-панорама обороны Киева в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Его собирались построить на верхней террасе Владимирской горки.
Из музея предполагалось вести гостей города на Советскую пл. (ныне Михайловскую), где им показали бы здание музыкально-драматического театра на 1200 мест и расположенное на склонах Днепра десятиэтажное здание гостиницы «Интурист» на 450 номеров. Возле гостиницы можно было бы увидеть еще одну фишку киевских архитекторов — уличный эскалатор. Стал на движущуюся ступеньку и поехал вниз. Через несколько минут ты уже на Почтовой площади. Соседний эскалатор, как в метро, везет публику в обратном направлении. И все это абсолютно бесплатно.
Уличных эскалаторов собирались соорудить в городе немало. Например, от подножия Пешеходного моста к пл. Ленинского комсомола (Европейской). А также от Красной площади (Контрактовой) — на ул. Владимирскую. И от Бессарабки по Крутому спуску на ул. Энгельса (Лютеранскую). Мол, хватит, дорогие товарищи, ходить пешком по крутым киевским холмам — пора пользоваться благами цивилизации!..
Почтовая площадь — нынешняя «горячая точка», за которую идут архитектурно-планировочные битвы отнюдь не местного значения — планировалась как пешеходная уже в середине 1960-х. Трамваи, выезжающие на Набережное шоссе, предлагалось пустить по подземному тоннелю. А освободившееся наземное пространство собирались полностью отдать пешеходам. Кстати, ул. Жданова (Сагайдачного), примыкающая к Почтовой площади, тоже должна была стать пешеходной. Так что у любителей городских прогулок было бы где приятно провести время.
А вот со своим историческим обликом ул. Жданова пришлось бы распрощаться — генплан «приговорил» ее к застройке сплошными девятиэтажками. Шарм этой очаровательной улицы наверняка пропал бы. Аналогичная участь ожидала и знаменитые подольские валы — Верхний и Нижний. Их предполагалось застроить точечными 17-этажками.
Еще одну площадь — Леси Украинки — должно было украсить здание библиотеки Академии наук УССР. А от расположенного по соседству Печерского моста должен был отправляться троллейбус в Кончу-Заспу. Предполагалось, что его пассажирами станут отдыхающие многочисленных баз отдыха, а также номенклатурного санатория «Жовтень».
Пл. Дзержинского (Лыбедская) должна была стать, по уверению архитекторов, красивейшим уголком города. В частности, на месте бывшего карьера предполагалось разбить парк, террасы которого пролегли бы к расположенному внизу озеру. Здесь также должны были построить летний кинотеатр и городок аттракционов, открыть физкультурные площадки.
Памятники на островах
Киев должен был обогатиться новыми театрами. Так, на Печерске предполагалось построить новое здание Театра кукол с залом на 600 человек. Театр юного зрителя должен был переехать с ул. Розы Люксембург (Липской) на пл. Урицкого — артисты давали бы спектакли в просторном зале на 1000 мест. Кроме того, намечалось открыть два новых театра — Советской армии и Работников транспорта. Для них планировали построить специальные помещения.
Не забыли и о монументальной пропаганде. Памятник поэту П. Тычине планировалось поставить на улице его имени (Березняки), драматургу А. Корнейчуку — на проспекте его имени (Оболонь), а летчику П. Нестерову, первому в мире совершившему «мертвую петлю», — на пл. Урицкого.
У моста Патона хотели воздвигнуть триумфальную арку «в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией», а на пл. Победы — монумент «в ознаменование исторического события 1939 года — воссоединения украинского народа в единое Украинское советское государство». Позади цирка, согласно генплану, должен был вырасти девятиэтажный жилой дом.
Да не простой, а настоящая городская достопримечательность: в нем планировалось открыть «первый в Киеве двухэтажный продовольственный магазин-автомат». Представляете? В нем нет ни продавцов, ни кассиров. «Система обслуживания, — объясняли проектировщики, — организуется механическими приспособлениями через пульт-кассу». Рядом должна была появиться еще одна невидаль: механизированное кафе и автоматы круглосуточной торговли.
«Монументалкой» предполагалось охватить также Гидропарк. Там должен был появиться Дворец искусств и народного творчества с прекрасными выставочными залами, в которых периодически выставляются работы мастеров кисти и талантливых самоучек. Рядом с Дворцом искусств намечали возвести гостиничный комплекс, рестораны, кафе и прочие сооружения. Предполагалось также разбить площадь для фестивалей и народных гуляний, а возле нее — спортивный комплекс со стадионом и бассейном круглогодичного пользования.
Не забыт и Труханов остров. В его центре по оси Пешеходного моста планировали построить стадион с гостиницей. А на мысе Матвеевского залива — монумент-маяк. Долобецкий остров предполагалось превратить в городок отдыха для детей: пионерский клуб (по совместительству наделенный функциями Дворца пионеров северного района Дарницы), спортивный сектор, зрелищные учреждения и сектор аттракционов. Все три острова намечали связать кольцевыми пешеходными и проезжими для местного транспорта дорогами. Кроме того, на островах планировалось возвести монументальные памятники.
Впрочем, генплан 1967 года отличался пренебрежительным отношением к истории города. Уже говорилось о печальной участи ул. Жданова (Сагайдачного), которую собирались застроить девятиэтажками. Та же судьба ожидала многие другие улицы и площади в центре Киева. На них должны были появиться «высотные здания в 9, 14, 16 и более этажей.
Кроме того, предполагалось вытеснение из центра трамвая — рельсы мешают движению прочего транспорта. Трамвайные линии намечали перенести на окраины. Притеснения отчасти должны были коснуться и троллейбуса. Его намеревались перенести с магистралей с интенсивным движением на дублирующие улицы: с ул. Саксаганского — на ул. Жадановского (Жилянскую), с ул. Фрунзе — на Ново-Константиновскую и так далее.
Но самой главной изюминкой тогдашнего генплана стал новый вид общественного транспорта — вертолетный. Для работы винтокрылых маршрутных такси предполагалось построить несколько посадочных площадок. Одну — в центре, у Центрального (Олимпийского) стадиона. А остальные — на околицах. В частности, на территории Выставки передового опыта в народном хозяйстве УССР. Это позволило бы «приблизить» отдаленные районы города к центру, резко сократив время проезда — точнее, перелета — к ним.
Вечерний Киев виделся архитекторам подсвеченным и разноцветным. Ул. Красноармейскую собирались освещать, в соответствии с ее названием, в красных тонах. Бульвары Леси Украинки и Тараса Шевченко должны были стать зелеными. Воздухофлотский проспект — сине-голубым. А пл. Ленинского комсомола (Европейская) — зеленовато-синей.
Таким представляли себе Киев будущего советские градостроители. Что из этого осуществилось? Почти ничего. Разве что трамвай окончательно вытеснили из центра города да первые пассажиры начали летать над столицей на вертолетах.
Кое что из намеченного даже было начато строительством.Например под
здание библиотеки Академии наук УССР начали готовить свайное поле.Библиотека
планировалась какой-то невероятной, по тем временам,этажности и размеров.
Сваи колотили по всей нечетной стороне площади до самой проезжей части.Я это имел
возможность наблюдать из окна дома проектов,где я работал.Потом стройку заморозили.
И когда возобновили то уже вместо мифической библиотеки ограничились строитель-
ством того здания,что там нынче стоит.Значительная часть свайного поля,которая
оказалась перед фасадом здания, не была использована и была похоронена под грунтом
и асфальтом.
Очень информативная статья. Респект автору! (В смысле - Цалику, конечно)
Но и процент ОБС (одна баба сказала) присутствует.
Яка ж феєрична маячня була в тодішніх головах