Лысогорское капище
Самое крупное языческое капище расположилось в глубине Лысой горы, недалеко от станции метро Выдубичи. Четыре трехметровых кумира украшают полянку, которая постепенно обрастает другими предметами древнеславянского декора, грозя перерасти в целый храмовый комплекс. Резные скамьи, звериные головы и импровизированные колонны сделаны на удивление добротно. На наши вопросы о том, кто же создал все это, немногочисленные посетители капища только загадочно улыбаются, мол, мир не без добрых людей. По их словам, работают тут добровольцы, а вот на вопрос о том, кто был первопроходцем, ничего определенного не говорят.
В Украине еще с девяностых годов существует несколько языческих общин, которые за последние годы добились серьезных успехов. Одно капище было установлено на Замковой горе, на Подоле, правда размерами оно значительно уступает расположенному на Выдубичах — да и кумиров там нет. Зато на Замковой горе капище было размещено с разрешения властей, а кумиры на Лысой горе официального статуса не имеют.
– Оно здесь уже давно, еще с девяностых годов. Кто начал ставить кумиры, сейчас уже мало кто знает, а продолжали все желающие, – рассказывает один из членов языческой общины. – Вообще здесь было капище еще во времена древней языческой Руси, мы его только воссоздали.
Удивительно, но на суровых фигурах языческих богов видны следы поджогов. Один идол очень сильно обгорел. На одной из резных волчьих голов виднеется плохо затертая нецензурщина.
– Этим занимаются разные субъекты, – объясняет следы вандализма неоязычник Сергей. – Начиная от простых хулиганов и заканчивая религиозными фанатиками-христианами. Мы по возможности пытаемся выставлять охрану, дозоры, но это получается далеко не всегда.
Идол на Старокиевской горе
Еще одна победа на религиозном фронте засчитана язычникам или родноверам (это название они предпочитают сами) в августе 2009, когда идол Перуна был установлен на Старокиевской горе, возле Исторического музея Украины. Тогда шествие с идолом по Андреевскому спуску объединило почти все общины язычников, родноверов и просто любителей славянской старины.
По словам верховного волхва Украины-Руси Владимира Куровского, кумир бога войны и грома был установлен именно там, откуда его еще в 988 году сбросил сам князь Владимир. Однако историки этот факт опровергают, ссылаясь на источники, где указано, что на месте древнего капища сейчас стоит собственно сам музей.
Стоило только появиться идолу на Старокиевской горе, как с ним начали активно бороться. Следы от ударов топора весьма красноречиво свидетельствуют об одном из нападений. Родноверы в один голос утверждают, что это дело рук настоятеля из соседнего прихода. Свои подозрения они обосновывают тем, что батюшка уже собирал своеобразную христианскую демонстрацию, слоганом которой, если верить рассказам языческой братии, стала фраза «Повторим подвиг князя Владимира». Этим он якобы намекал на то, что верующие граждане должны стащить идолы с горы и сбросить его в днепровские воды. Правда, демонстрация ограничилась лишь словесными протестами.
Но родноверы решили быть готовыми ко всему и на общем сборе учредили свою неофициальную силовую структуру – «Перунову Сотню». О количестве своего воинства почитатели Перуна умалчивают, хотя можно догадаться, что активистов гораздо меньше сотни. Впрочем, до прошлого лета они справлялись со своими обязанностями — пока палатку «Перуновой Сотни» не подожгли неизвестные.
– Нас попросту провоцируют, чтобы потом выставить как агрессоров и вандалов, ведь мы не имеем никакого покровительства свыше, в отличии от церкви, – говорит член «Сотни» Огнеслав. – Но будьте уверены – мы за себя постоим, и повториться подобному не позволим.
Война за души людские
–- Современные язычники в разы хуже своих предшественников времен князя Владимира! – заявил в интервью одному из украинских телеканалов епископ Евстратий из украинской православной церкви Киевского патриархата. – Они остро критикуют православие в своих книгах, выступлениях и музыке, изображая его как веру абсолютно не свойственную и даже чуждую украинцам.
Нам совершенно не хочется выяснять, кто прав, а кто виноват в этом многовековом споре. Но идолы в Киеве не менее уместны, чем памятники и храмы других вероисповеданий. В любом православном есть толика язычника, а кто не согласен — пусть трижды плюнет через левое плечо и постучит по дереву.
Фото Дмитрия Дятлова
Добавить комментарий