Уровень загрязнения каждый день измеряет Центральная геофизическая обсерватория МЧС Украины. В 8 районах города оборудованы 16 постов. Таких постов нет только в Святошинском и Дарницком районах – гидрометеорологи жалуются на нехватку финансирования. Хотя в ближайшее время за счет горбюджета откроют два новых поста – на Харьковском массиве и на Троещине.
На постах замеряется уровень более 20 примесей в атмосфере, в том числе канцерогенов: бенз(а)пирен и диоксид азота.
84% «грязного дела» – на совести автомобилей (таковы данные ГУ охраны окружающей среды при КГГА). А все потому, что в городе сегодня больше 600 тыс. авто, плюс 100 тыс. в сутки проезжают транзитом. Около 80% из них на ходу уже больше 8 лет, а потому не имеют специальных устройств для нейтрализации вредных веществ.
Как исправить ситуацию? В конце 2001 года Киевсовет принял городскую программу «Экология транспорта». Предусматривался переход транспорта на природный газ, который в 3–4 раза снижает выбросы в атмосферу оксида углерода, на 15–20% – оксида азота. А также планировалось строительство терминалов на въездах в Киев, где транзитный транспорт проходил бы «токсический контроль».
Сегодня программа приостановлена, а предприятие «Экотранс» ликвидировано – они устроили незаконные поборы с водителей, – рассказывает замглавы КГГА по транспорту Иван Салий. – Пока мы внедряем программу ликвидации пробок на дорогах. Ограничен въезд грузовиков в центр Киева. Надо достроить Окружную дорогу. Не исключено, что Киевсовет воссоздаст прообраз былой структуры, которая будет контролировать выбросы автомобилей.
Самые «вредные» предприятия
ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 – 12,2%
ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 работают на природном газе, поэтому 98–99% токсических веществ, которые они выбрасывают, – оксиды азота, – рассказывает завотделом защиты атмосферного воздуха от загрязнений Института газа НАНУ Исаак Яковлевич Сигал. – Высота трубы, через которую они выходят, достигает 175 м. Но, соединяясь с оксидами серы, эти вещества могут выпадать в виде кислотных дождей – это больше вредит растениям, чем людям.
Завод «Энергия» – 2%
Завод выбрасывает в воздух почти три десятка загрязняющих веществ, среди которых – ртуть, свинец, бенз(а)пирен, диоксины.
Любой завод имеет промышленные выбросы, – говорит и.о. директора завода Александр Галченко. – Но их концентрация у нас намного ниже нормы. За этим следит Управление экологии и наш комплекс технологического контроля. А запах идет от Бортнической станции аэрации. Ведь мусор, который сжигают при температуре выше 800 градусов, пахнуть не может. Я сам живу возле завода. Кстати, неправда, будто во всем мире подобные предприятия стоят за городом. В Дании, например, мусороперерабатывающий завод находится в 2–3 км от дворца королевы. Другое дело, методы очистки. Мы уже поставили новые фильтры, но, чтобы довести завод до европейского уровня, необходима еще и система очистки дымовых газов химическими методами. На это ориентировочно надо 25 млн грн. Город обещает с этим помочь.
СПЕЦИАЛИСТ
«Грязный воздух – это бронхиты, инфаркты и онкоболезни»
Олег Назар, главный иммунолог Киева:
– Сегодня в воздухе есть все – даже свинец. Он снижает насыщение эритроцитов кислородом, и в результате в организме человека происходит кислородное голодание. Повышается усталость, предрасположенность к аллергическим реакциям. При длительном вдыхании продуктов горения снижается активность иммунной системы, увеличивается количество ОРВИ, ОРЗ. При постоянном контакте – возрастает риск развития онкологии. А у сердечников – инфаркта. Для людей, живущих возле завода «Энергия», актуальная проблема – хронические бронхиты. Когда на улице влажно, они могут обостряться: частички, которые вылетают из трубы, опускаются вниз, ближе к земле. Кстати, сернистый ангидрид, который также «выбрасывает» «Энергия», при контакте с туманом образовывает пары серной кислоты, которые мы потом вдыхаем.
Киевляне, живущие у магистралей, болеют чаще
К таким выводам пришли специалисты Института гигиены и медицинской экологии Академии медицинских наук Украины, исследовав заболеваемость детей, которые живут или посещают школы и детсады в микрорайонах, прилегающих к пр. Победы, в районе метро Шулявка, бул. Леси Украинки и пр. Науки. Дети на 34–59% чаще страдают болезнями органов дыхания, аллергией.
– А вот в 70–80-е годы дети, которые жили в микрорайонах, примыкающих к промышленным зонам, болели чаще, нежели те, кто жил вдоль автомагистралей. Теперь все наоборот, – рассказывает Ольга Бердник, заведующая лабораторией популяционного здоровья.
Давай все же не создавать новые разделы ради 1-2 статей...Спа
Это в Киеве-то грязный воздух? После Донбасса он просто курортный
"А вот в 70–80-е годы дети, которые жили в микрорайонах, примыкающих к промышленным зонам, болели чаще, нежели те, кто жил вдоль автомагистралей. Теперь все наоборот".
недавний переход на производство по нормам Euro2 на фоне европейских Euro4 смотриться смешно.
а отсутсвие повышающегося с годами налога на старые автомобили(да и современные дитя АвтоЗАЗ/ВАЗ/и т.д.), аналогично таковому в ЕС, лишь продолжает стимулировать людей покупать жуткие Славуты и Лады 🙁