Высота скульптуры «Родина-Мать» от пьедестала до кончика меча — 62 м, общая высота с постаментом — 102 м. В одной руке у нее 16-метровый меч, который вести 9 тонн, в другой — щит 13 на 8 метров с гербом СССР (13 тонн). Это цельносварное сооружение весит 450 тонн. У подножия расположен музей.


Ее каркас начинается на глубине 17,8 м, если считать от входа в музей. На эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра.


Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов 50х50 см толщиной 1,5 мм. Длина швов составила около 30 км.


Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учетом рекомендаций института электросварки имени Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25-30 тонн. Скульптуру собирали стометровым краном, который выплавили в специальной домне на Донбассе. Позднее этот кран демонтировали.


Для контроля за состоянием всех строительных конструкций установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований. Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Согласно выводам специалистов, монумент «Родина-мать» должен простоять свыше 150 лет. По расчетам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов.


Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта — наклонный и вертикальный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра.


Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой «головы» Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в «руку» со щитом и в другую — с мечом. Там тоже есть монтажные площадки.


Летом 2002 года был разрешен подъем экскурсантов на площадки отметки 36 м и 92 м. Однако после того, как в последующие годы были несколько трагических случаев падения людей с площадок, доступ туристов был ограничен.


Над проектом начинал работать известный скульптор, автор мемориала в Сталинграде Евгений Вучетич. Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку.


После смерти Е.Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай. Композиция впоследствии претерпела значительные изменения.


Бородай разработал проект, который был реализован, в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко.


По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким переговоры о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы после этого было решено укоротить меч скульптуры.


Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров.


Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры.