ПАМЯТЬ О ЛИСТЕ 
И БАЛЬЗАКЕ

Поначалу Контрактовые съезды в Киеве были приурочены к традиционным Сретенским ярмаркам во второй половине января. Это самое холодное время в году, так что надежность езды на санях была гарантирована. И в город непрерывной чередой прибывали гости.

Для удовольствия и развлечения приезжих неделями кряду давались балы, маскарады, спектакли, концерты. В афишах стояли имена звезд первой величины, известные всей Европе: достаточно вспомнить пианиста Ференца Листа или скрипача Генрика Венявского. А среди гостей Контрактов в разное время оказывались Александр Пушкин, Николай Гоголь, Оноре де Бальзак, Адам Мицкевич, Тарас Шевченко…

Все они посещали зал Контрактового дома. Здание с четырьмя колоннами стало частью неосуществленного проекта, составленного в 1810-е годы архитектором Вильямом (Василием) Гесте, который предусматривал ансамбль из трех классицистических строений: Контрактового дома (правого крыла ансамбля), магистрата и почтовой конторы. Но на весь замысел банально не хватило средств.

МАРТОВСКИЕ БАЛАГАНЫ

Когда появилась железная дорога и передвижения стали меньше зависеть от санных путей, время Контрактов решили сместить на более теплую пору. Ярмарки стали проводить в конце февраля — начале марта. Контрактовую площадь на это время заполняли не только торговые палатки, но также балаганы и шатры со всевозможными забавами. Для ребятишек посещение этого действа было праздником.

Константин Паустовский в своем киевском детстве не раз бывал на Контрактах. Он вспоминал в своей «Повести о жизни»: «Мне нравились на ярмарке карусели, игрушки и паноптикум… Множество звуков оглушало нас — выкрики продавцов, лязг кованых дрог, великопостный звон из Братского монастыря, писк резиновых чертиков, свист свистулек и вопли мальчишек на карусели.

За приплату карусель вертели так быстро, что все превращалось в пеструю смесь оскаленных лошадиных морд из папье-маше, галстуков, сапог, вздувшихся юбок, разноцветных подвязок, кружев, платков. Иногда в лицо зрителям летели, как пули, стеклянные бусы от разорванного стремительным вращением мониста…»

Такие непритязательные развлечения из года в год наполняли мартовские Контракты. Но вот городские власти решили подойти к застройке площади более солидно. На повестку дня было поставлено возведение громадного коммерческого комплекса — нового Контрактового дома.

Таким мог стать новый Контрактовый дом (проект Э. Брадмана).

Таким мог стать новый Контрактовый дом (проект Э. Брадмана). 

РЕЛИКВИЮ СПАСЛА… ВОЙНА

Предполагалось, что новый корпус будет иметь три яруса, причем два нижних и подвал предназначались для сдачи в аренду под магазины и склады, а на третьем были предусмотрены просторные помещения зрительного зала и ресторана. На время Контрактов их можно было бы объединить в колоссальный операционный зал.

В 1911 году «отцы города» обратились в Петербургское общество архитекторов, обладавшее богатым опытом проведения конкурсов на лучший проект. Под эгидой общества прошло состязание всероссийского масштаба. Ровно сто лет назад были подведены его итоги. Ведущие зодчие империи предложили 19 вариантов здания, которое должно было занять все пространство на Контрактовой площади между улицами Константиновской, Спасской и Межигорской.

Среди премированных работ было немало интересных предложений. Едва ли не самым выразительным стал вариант столичного архитектора Николая Васильева. Он решал новый Контрактовый дом в лаконичных монументальных формах, намного опередив свое время.

Однако городские руководители Киева не были поклонниками архитектурного авангарда. И проигнорировав результаты конкурса, они заказали новый проект местному зодчему Эдуарду Брадтману. Тот выполнил фасады будущего здания в духе эдакого «терема-теремка», подражающего московским или нижегородским торговым рядам. Его-то и собрались строить на Контрактовой площади. Работы должны были вестись в две очереди: сначала на свободном месте надлежало выстроить крыло со стороны Константиновской улицы, а потом, после сноса прежнего Контрактового дома, достроить до Межигорской.

В 1914 году начали готовить фундаменты под первую очередь. Казалось бы, Контрактовый дом ничто не спасет. Но… грянула мировая война, и городу стало не до грандиозных проектов. Замысел остался только на бумаге.

А старинный Контрактовый дом по сей день стоит на углу Контрактовой площади и Межигорской улицы (в его стенах ныне находится Украинская межбанковская валютная биржа). И теперь уже рассматривается вопрос об осуществлении в полной мере первоначального проекта Вильяма Гесте — два столетия спустя!

КСТАТИ

Памятник с помытой головой

35 лет назад открыли монумент Сковороде.

Вблизи Гостиного двора во времена Контрактов бурлило многолюдное торжище, но впоследствии там разбили сквер. Его украшением служит монумент, установленный прямо перед старинным корпусом Киево-Могилянской академии. Бронзовая фигура с котомкой за плечами словно бы пришла издалека и остановилась перед своей будущей alma mater. Так почтили киевляне память о прославленном воспитаннике Могилянки Григории Сковороде.

Мытье головы Сковороде. Фото автора.

Мытье головы Сковороде. Фото автора.

Памятник был открыт 1 марта 1977 года, то есть 35 лет назад. А спустя полтора месяца после открытия, 14 апреля, автору монумента — выдающемуся скульптору и кинорежиссеру Ивану Кавалеридзе — исполнилось ровно 90. Его первый памятник Сковороде был установлен в Лохвице еще в 1922-м. Там мыслитель стоит босиком, и ваятель хотел увидеть его таким же в Киеве. Однако власти это не одобрили, так что Сковороду пришлось обуть в постолы… Ну а теперь студенты Могилянки сделали своей традицией ежегодное мытье философа. Если бы он был босым, ему, вероятно, мыли бы ноги. Но в нынешнем своем виде бронзовый Сковорода удостаивается… головомойки.