Маршрут трамвая №6, демонтировали в 1982 году (после запуска скоростного трамвая в 1978) — до этого 6-ой маршрут шел с Борщаговки по Лепсе, Брест-Литовскому и затем уже к Саксаганского. Но через площадь Победы не проходил — заруливал на Жилянскую — там где сейчас заезд автотранспорта на воздухофлотский проспект со стороны проспекта (с окружной):



(карта 1970 г. — уже из другого источника)


То есть в 1978 для скоростного трамвая изменили траекторию Борщаговской (до этого она выходила на проспект перед Воздуховлотским мостом), соединив ее с Жилянской. Запустили скоростной трамвай по Борщаговской-Жилянской, демонтировали старый трамвай на Брест-Литовском, и тогда же в 1982 г. соорудили Бермудский треугольник (Центральный ЗАГС Киев). Такая вот хронология.


А еще, что интересно, Брест-Литовский тогда еще начинался не на площади Победы, как сейчас — а от Воздухофлотского моста — потому что до Моста формально шел все еще бульвар Шевченко:



Сдвиг начала Бульвара на карте произошел чуть позднее: 9 мая 1985 года вместе с переименованием Брест-Литовского шоссе в Проспект Победы в честь ее (победы) 40-летия.



Вот уже из другой оперы. Майдан Незалежности (Калинина) с полностью свободным проездом со всех улиц:



В целом поражает обилие всяческих трамвайных веток: трамваи на 40-летия октября, трамваи на развязке Леси Украинки и Мечникова, на Урицкого и пр. Много в общем было тогда трамваев, гораздо больше чем сейчас…


Комментарий Михаила Кальницкого:


Да, есть такое дело ))) А были еще схемки 1939 года в тогдашних «Правилах уличного движения в г. Киеве»:



Одна из них — тот же Майдан (Калинина):



 


Красные линии — автомобили, а по Крещатику также троллейбусы; двойная — разворот трамвая, который ходил по Малой Житомирской и Парижской Коммуны (Михайловской).


Насчет удлинения проспекта: совершенно верно, это произошло 9 мая 1985 года при переименовании Брест-Литовского в Победы, по случаю 40-летия.


Насчет ностальгии по трамваям: об этом много я читал здесь:
http://www.mashke.org/kievtram/


Вопрос Дениса:


Схема, кстати, крайне интересна. Во-первых на ней здание думы. Во-вторых на ней пять улиц веером, а не шесть, как позднее. То есть Хрещатицкий переулок позднее переименовали в пер. Шевченко, а вот Новопушкинской (сейчас Бориса Гринченко) и впомине не было. А что было? А у Анисимова на карте 1980 просто тупичок со стороны Прорезной.


Тупик продолжили до площади Калинина позднее, видимо после войны когда отстраивались. Тогда же, судя по всему, построили правительственные гаражи которые там под землей — но вот это только мои догадки, я не уверен. Кто-то знает что? В Интернете ничего не нашел.


А Малая Житомирская, которая потом стала Постышева, — в 1939 еще была Малой Житомирской 🙂


И еще вопрос 🙂 — а трамвай (Маршрут №4, видимо) — судя по информации Машке убрали в 1945… А троллейбус (№4, опять же) там появился в 1950 — что было с 45 по 50?


Ответ Михаила Кальницкого:


Ну, Постышева как раз в 39-м хлопнули как врага народа. Потом реабилитировали. Был бы жив — сейчас бы опять хлопнули как организатора голодомора…


Ссылки на трамвайный сайт не заметил — она ж замаскированная )))


Насчет маршрута № 4 — точно не знаю. Могло вообще ничего не быть, пока руины вблизи Крещатика разбирали и строили новые дома. Какие-нибудь развозки грузовиками. 1945-50 – время-то какое…


А с улицей Б.Гринченко такие дела. До войны там улицы и в намеке не было. Был со стороны Прорезной Музыкальный переулок чуть ниже, но вел в тупик Консерватории (сейчас это арка справа от казино с театром, направление упирается в забор Укртелерадио).
Потом, в 1941-м, там почти все сгорело. Сгорел и дом на площади, ранее «затыкавший» нынешнюю улицу. Его не стали восстанавливать. После войны проложили улочку, малопроезжую, практически пешеходную, по которой можно было выйти прямо — к Дому архитектора или налево — на Крещатик через двор № 26. Там стояло 2-3 старых кирпичных дома, которые заужали эту улочку. И только в 1980-х их снесли и сделали сравнительно проезжую дорогу под арку дома на Прорезной, 8 и далее — на Пушкинскую.
А гараж автобазы горисполкома здесь построили где-то в конце 70-х.


Вопрос Дениса:


Ага, то есть тупик на карте 1890 — это не та улица, это ниже… Понятно 🙂


Интересно, что на моей схеме 1974 г. Новопушкинская является автомобильной, причем двухсторонней. Хотя там видно только кусок — может быть она была тупиковая до того сужения, о котором вы говорите.


Еще у меня есть карта 1980, там Новопушкинской вообще не обозначено, видимо карта недостаточно подробная. Но что интересно (для меня :))- что пл. Калинина уже перенесли наверх, на нынещнюю Михайловскую. А Калинина уже стала Октябрськой Революции. В каком году это произошло? В 1977 на 60 лет революции?


А вообще где можно для себя найти карты Киева различных годов 19-20 веков? Может быть есть рынки/магазины где букинисты такое дело продают? Или библиотеки — где можно сделать копию? Или были репринты?


Ответ Михаила Кальницкого:


Есть у меня сравнительно подробный планчик 1958 г. — там на месте нынешней ул. Б.Гринченко показан тупичок, начинающийся с площади Калинина и обрывающийся в глубине квартала. А на карте 1980 г. может быть даже не показан переулок Шевченко. Эти уроды тогда искажали и запутывали все планы крупных городов, чтоб враг запутался ))


Переименование площадей — именно 1977 год. Причем переименовали методом циклической замены ))) Площадь Калинина стала Октябрьской революции, площадь Советская — Калинина, а площадь Октябрьская (пространство перед Верховной Радой и Мариинским дворцом) — Советской. Потом все эти названия тихо отмёрли.
Я еще помню пуск первого отрезка Подольско-Красноармейской линии метро. Станция, смежная с «Крещатиком» (т.е. «Майдан»), сперва называлась «Площадь Калинина». Там даже висел такой металлический профиль Михайла Иваныча с козлиной бородкой. Через год, когда площадь переименовали, он исчез. Позже я случайно обнаружил этот профиль в вестибюле проходной завода им. Калинина на Щекавицкой улице. А теперь тот завод уже снесли, и куда делся Калинин в конце концов — мне неизвестно )))


Насчет планов. Оригиналы сейчас дорогие. Я не так давно видел на Петровке, в дальнем букинистическом секторе, план Киева, выдранный из дореволюционной Большой энциклопедии и взятый в рамку за стеклом — просили $200.00. Копии достают кто где может, или сканят. Кстати, на трамвайном сайте выложены несколько хороших планов — видели?


Вопрос Дениса:


Сделал обновление записи с куском карты. Теперь понятно почему на месте ЗАГСа раньше ничего не было — прямо по этому месту проходила Борщаговская. Сразу же еще возник вопрос: трамвай проходил до этого (до 1978) под мостом или сверху? 🙂


Ответ Михаила Кальницкого:


Это насчет Воздухофлотского? Под мостом, однозначно. Как бы он сверху по мосту прошел?! )))
Насчет того, где проходила Борщаговская улица, — не спешите с выводом, т.к. на городских планах того времени масштабы, пропорции и трассы улиц специально смещались (как сказано выше, чтоб врагов запутать) ))). На месте ЗАГСа раньше были крупные склады горючки, еще с дореволюционных времен.


Вопрос Дениса:


Я загрузил и изучил карты с сайта Машке, это просто фантастика. Вы правы насчет видоизменений улиц с целью запутать врага. Чего стоит только вот этот отрывок:



— посмотрите на развязку улиц Чкалова/Ленина/Гоголевская/Вороского/Тургеневская — я просто плакал.


Если проследить хронологию, то странная топология улиц наблюдается на всех картах с 1960-ых по 1970 годы. Карта 1972 уже более-менее человеческая, но схематичная — улицы на ней нарисованы под линейку. В целом за весь советский период я не нашел ни одной нормальной карты. Я сужу по нескольким критериям: топология улиц выше майдана, топология улиц в районе Чкалова и наличие Бехтеревского (Дионисовского) переулка. Ни одна из карт из коллекции Магке не выдерживает критики.


Вообще за весь период Деонисовский переулок появлялся только на картах у немцев (1918 и 1929 годов):



На советских же картах он отсутствовал в принципе. Почему? Мне этот вопрос интересен, так как я в этом переулке в данный момент живу и крайне мало знаю о его истории. Переулок застраивали нынешней застройкой, видимо, в 1950-ых годах. Тогда же надстроили три этажа моему дому (бывший монастырский дом, подозреваю что дом для монахинь, упоминаемый в истории монастыря — №13A) и дому №13.


Кроме того, особняк Кубинского посольства (№5) не упомянут в описи киевских особняков Друг/Малакова — тоже интересно что это за здание.


Есть какая-то информация?



Насчет Борщаговской вы были правы конечно — я верю немецкой карте 1918 г:



— то есть она выходила на Брест-Литовский чуть раньше нынешней Шолуденко, там где сейчас Военторг, видимо. Так?


А вот и склады керосина на пересечении Кадетского (Воздухофлотского) и Брест-Литовского:



Ответ Михаила Кальницкого:


Карты начали сознательно портить, очевидно, с тех времен, когда появился психоз дальних ядерных ударов и космического шпионства. Типа, чтобы врагу было сложно соотнести общедоступные планы с реальностью. А масштабные планы города секретили. У меня одна подруга 1980-х годов работала на картографической фабрике — она рассказывала, что реальный план города разрезАли на мелкие куски, раскладывали их на плоскости и начинали по-всякому смещать и дорисовывать )))


По Бехтеревскому переулку дом № 13-а (1912–1913, ранее двухэтажный) — бывший доходный дом Покровского монастыря. Своего рода бизнес-проект для повышения доходов обители. Т.е. квартиры сдавались в аренду, а арендная плата шла в пользу монастыря, и это было более выгодное вложение капитала, чем просто держать деньги в банке. В 1912 году монастырь даже взял на строительство дома кредит под залог ценных бумаг, в разное время пожертвованных обители. А в 1913-м дом был готов (архитектор Евгений Ермаков). Тот же архитектор в те же годы построил «странноприимный дом» монастыря, т.е. гостиницу для паломников (№ 12, на противоположной стороне переулка, теперь милиция).


Насчет № 5 — я им специально не занимался. Не помню, сколько в нем этажей, но выше двух, и потому его не отнесли к числу особняков, – скорее доходный дом. По времени где-то рубеж XIX-XX в., так называемый «кирпичный стиль» (декор — при помощи узора кирпичной кладки).