Статую вождя из белого оргстекла изваял Михаил Декерменджи. Ее обрамлял национальный орнамент.
Теперь орнамент сам по себе.
Где была статуя – пустое место.
Другой Ленин в виде чеканного металлического рельефа размещался в торце станции «Октябрьская» (теперь «Берестейская», 1971).
Этот профиль работы скульптора Болеслава Карловского тоже испарился вместе с сопутствующей надписью – цитатой из вождя: «Жовтнева революція відкрила нову епоху всесвітньої історії».
Теперь стена просто голая. Зато на технических дверях по бокам сохранились серпочки-молоточки:
Еще один исторический персонаж был удален со стены при выходе на платформу станции «Лыбедская». С учетом ее прежнего названия «Площадь Дзержинского» (1984) ясно, кто там раньше имел место:
Настенный бронзовый рельеф Феликса Эдмундовича ваял скульптор Макар Вронский. Ничегошеньки от него не осталось.
На малюсенькой платформе станции «Арсенальной» (1960) исчез рельеф с изображение восстания на Арсенале в январе 1918 года:
Авторы – Иван Макогон и Андрей Нименко. Любопытно, что тот же Макогон когда-то оформлял на Байковом кладбище надгробие Михаила Грушевского, против которого, собственно говоря, было направлено восстание.
Теперь там посиделки назначающих свидание на этой платформе:
На станции «Вокзальная» (1960) цела-невредима вереница декоративных алюминиевых щитов с «конспектом истории УССР» на тогдашний манер.
Но герб Украинской ССР в торце платформы попросту отодрали. Вот как это выглядит теперь:
Как по мне – самое дурацкое место во всем нашем метро. Неужели за столько времени не могли тризуб присандалить?!
…Вот такой вышел обзор – довольно краткий, потому что многие детали советской поры сохранились при новых названиях станций. Ну, petr_kuznets справедливо отметил еще отковыренные буквы «КОММУНИЗМ» на платформе станции «Шулявской» («Завод Большевик», 1963), за которыми до сих пор читается разъяснение этого понятия: «МИР, ТРУД, СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО, СЧАСТЬЕ».
Однако от одного из утраченных артефактов нашего метро у меня не осталось картинок. Дело в том, что он просуществовал очень недолго. В 1976-м появился – в 1977-м исчез.
Как известно, нынешняя станция «Майдан Незалежності» была открыта в 1976-м. Площадь тогда именовалась еще в честь «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, и станцию оформили с учетом его персоны. В частности, над проходом к одному из эскалаторов был прикреплен рельефный профиль Калинина с характерной козлиной бородкой.
Но уже через год центральную площадь города переименовали в честь Октябрьской революции, а имя Калинина перебросили на бывшую Советскую площадь (потом она стала Михайловской). Профиль председателя ВЦИКа, натурально, убрали. Правда, в то время изображениями вождей не разбрасывались, и рельефу нашли применение. Я как-то случайно обнаружил его вделанным в стену в помещении проходной завода технологического оборудования на Щекавицкой (напротив синагоги), который носил имя Калинина. Уже в постсоветское время профиль исчез окончательно и бесследно, а теперь на месте заводских корпусов построили новый жилой комплекс… Может быть, у кого-то из читателей сохранилось фото станции метро или заводской проходной с Калининым? Зрительно я его хорошо помню, но любопытно было бы увидеть на картинке.
Нашлась фотография барельефа Калинина
http://81412.livejournal.com/9604.html
Это очень интересно, спасибо!
Сквозное движение на СБЛ было восстановлено 1 октября 1987. Станцию открыли 6 ноября 1987.
Барельеф Дзержинского на самом деле был далековастенько от платформы станции. Он располагался на стене в подземном переходе, аккурат между входными/выходными дверями в кассовый зал. Теперь на этом месте будка аптеки, но отличительный признак — брусчатка на полу — сохранился.
Приятно было освежить в памяти эту инфу, спасибо за обзорчег.
А на Театральной ленинские тезисы не только в торце. Там вся станция в бронзовых знаменах с изречениями Ильича. У меня как то была встреча на Театральной и человек задержался минут на 20. Я от нечего делать перечитал все лозунги на станции. В одном месте сияет изречение Ильича о том, что ни о какой независимости Украины не может быть и речи! 🙂 Где то проскользнула мысль, что Ленинская первоначально задумывалась как Театральная, но потом мол пришли товарищи и сделали соответствующее указание про Ленинскую. Как ир не верится, уж очень цельным и продуманным кажется оформление станции.
Помню до сих пор, как на время внедрения новой станции в красную линию около года метро было разорвано на три части. Святошино - Вокзальная, Крещатик - Пионерская и один поезд курсировал в режиме челнока между Университетом и Вокзальной. Открывали Ленинскую на день 7-го ноября в 70-летию Октября. Прикольно, что еще в 97-м 7 ноября был нерабочим днем. Люди по-прежнему садились за столы. Так как было время массовой невыплаты зарплат, то популярным тостом был: "Чтоб на 80-м году жилось как в 80-м".
надо бюсты делать со сменной головой
открутили бошку ленина и вставил чивакуню и всех делов
А еще на перроне стации Пионерская помнится были веселенькие такие витражи с пионерской символикой...
Были и есть, поэтому к утраченным не причислены ))
http://i070.radikal.ru/1012/9b/a4d4c7a0b3df.jpg">
Спасибо за статью - очень интересно и познавательно... Особенно приятно увидеть оформление станции таким, каким его задумывали их создатели: с "артефактами" и без назойливой рекламы...
Да, рельеф на Арсенальной можно было и оставить. Симпатично смотрится. Просто как история.
А памятник Искре и Кочубею как по-Вашему, исторической памяти стоит?
Метро-это не просто утренняя чашка крепкого кофе... - это свободные от склеротических бляшек артерии неугасаемой жизни города...
Конечно станции,обклеенные от пола до потолка рекламой "сжигателей незатейливых потребительских накоплений"- гнусность...Но и превращать вынужденный психологический перегруз в дороге за хлебом насущным в реквием по советским мумиям - та же гнусность!
Поверьте,те о ком вы говорите,как об утраченном,еще при жизни все получили сполна...
Спасибо за информацию. Щиты были, но и какая-то белая ткань тоже присутствовала, я хорошо помню.
А использование кусков мрамора для изготовления бюстов пролетарских вождей еще при ликвидации кладбища на Аскольдовой могиле практиковалось. Так что и здесь на дело, должно быть, пошло.
По поводу артефактов. В бывшем музее дедушки Ленина когда-то стояла дедушкина же БОЛЬШАЯ статУя. Когда музей превратился в Украинский дом, вождя стыдливо прикрыли белой простынкой. Через какое-то время ЭТО исчезло. Поскольку каменная фигура был немаленькой, то в голову лезли дурацкие картинки про тайное расчленение и вынос Ильича по кусочкам (в дверь изваяние вряд ли бы пролезло).
Так я и не знаю, как это выглядело на самом деле...
Да, статуя там была немаленькая (автор Валентин Борисенко):
http://s16.radikal.ru/i191/1012/f7/32e7e77e9ce6.jpg">
Между прочим, мраморная. Но едва ли была высечена из цельной мраморной глыбы – скорее собрана из блоков. По блокам ее, очевидно, и разобрали; для мрамора всегда найдется применение.
А прикрывали ее вроде бы высокими белыми щитами, поставленными треугольником.
найти бы места, куда артефакты разбегаются. не все же под нож. прикинуть, что ильич из метро сидит где-то у пруда в конча заспе
мне совковая символика совсем не нра.
только в Парке совкового периода.
по-моему, наши станции метро - отличная площадка проявить себя молодым дизайнерам.
ну, кроме универа и золотых ворот, канеш.
Цікавенько, дякую.
Барельєфу на Арсенальній дійсно шкода.
Валять, братцы - не строить! Конечно, нынешние шедевры - это вам не равенство, братство и счастье. Мрамор станций теперь заклеен вдоль и поперке боле дорогими (для владельцев стен метро) рекламными постерами.И разве можно сравнивать"мир, Труд, Свободу" с "Не тормози сникерсни!" и пр. "Даю бесплатно до 15 раз"?
зате сучасні гасла - більш правдиві.
Приятно, что в традициях страны, другой-такой-не-знаю Вы пишите анонимку..)))
На Арсенальной панно разбили, говорят случайно, но возможно и в процессе монтировани рекламы или ради неё, сейчас уже правды не узнать.
На татральной просто нет материала что бы заделать дырку в случаи демонтажа Ленина, это тот же камень что на мавзолеии, однако карьер в Житомирской области давно исчерпали и камень собирали по сути по крупицам по мастерским и запасниками.
сложно сказать в чем дело - на самом деле искать материал не обязательно, почему тупо заделывать дырку. можно вспомнить первый проект Целиковской, где вместо Ленина и цитаток стояли имитации органных труб, а в торце была стилизация под сам орган - так что станцию и проектировали как Театральную. она до сих пор вспоминает, как пришли товарисчи их ЦК и допытывались, почему Ленина нету. а оказалось не зря так проектировала, как в воду глядела