Константиновская — центральная улица Подола и одна из старейших улиц Киева — начинается от Контрактовой площади и заканчивается улицей Заводской. Однако когда-то она называлась Цареконстантиновской и была намного длиннее нынешней. Изгибаясь по Заводской (которой тогда не существовало), она выходила на нынешнюю улицу Фрунзе и заканчивалась у Кирилловского монастыря. Свое старое название улица получила в честь церкви Константина и Елены, частично разрушенной большевиками в 20-х годах прошлого века, окончательно закрытой в 1959 году и перестроенной в школьный спортзал. Расположена эта церковь на углу нынешних улиц Фрунзе и Щекавицкой. …История переименований улицы-юбиляра началась еще в начале XIX века, когда она стала сперва Кирилловской, а в 1869 году получила свое современное название — Константиновская. Изменилась и ее длина. Изгиб бывшей Кирилловской получил отдельное название (сейчас — Заводская). Оставшаяся же часть улицы, ведущая к монастырю, название Кирилловская сохранила и удлинилась за счет улицы Плоской, ныне — Фрунзе. Таким образом, улицы приобрели свой современный вид: Константиновская, берущая начало у Контрактовой площади, и Кирилловская (сейчас Фрунзе), идущая параллельно и заканчивающаяся у Кирилловского монастыря. …Но и на этом метаморфозы с переименованиями не закончились. В период 1926-1958 годов улица Константиновская называлась… улицей Шолом-Алейхема!
Подол XIX века
Начавшийся 9 июля 1811 года в доме столяра по улице Спасской пожар из-за сухой погоды и сильного ветра, охватил всю территорию Подола и длился три дня. Горело все: деревянные строения, заборы, деревянные мостовые и даже сады. Пострадали 11 каменных и 8 деревянных церквей, Фроловский, Петропавловский и Братский монастыри, а также 1176 зданий, в том числе и здание киевского магистрата. После пожара Подол превратился в горящие и дымящиеся развалины. Восстанавливался Подол по утвержденному в 1812 году проекту архитектора В. Гесте. Широкие прямые магистрали, проложенные параллельно Днепру, и перпендикулярные к ним улицы заменили кривые и узкие переулки старого Подола. Но многое удалось сохранить. К примеру, дом № 6/8 по Константиновской расположен необычно — под углом к линии нынешней застройки улиц. Имея некоторое воображение, и сейчас можно представить прежнее направление улицы. Константиновская — улица, видевшая многих знаменитостей. Здесь в 1706-1707 г. г. останавливался Петр І. В начале ХІХ века тут в качестве сумасшедшего содержался знаменитый композитор, скрипач и дирижер А. Ведель. В период с конца XVIIІ века по 1917 год здесь находился Александровский детский приют, а ранее проживал основатель киевской терапевтической школы Ф. Яновский. На Константиновской, 5 почти 90 лет существовала духовная семинария, которая подготовила не одно поколение священников, философов и других представителей национальной культуры, в их числе композитора и певца С. Гулак-Артемовского, писателя И. Нечуй-Левицкого и др. Дом № 9/6 — поместное дворянское училище — также связан с деятельностью выдающихся людей, среди которых Т. Шевченко, М. Драгоманов, Я. Бекман и Н. Пирогов…
Подол ХХ века
Как же менялся внешний облик улицы? В конце ХІХ — начале ХХ в. на смену малым зданиям пришли 3-5-этажные строения в духе классицизма и даже модерна, характерными для буйного развития капитализма. Константиновская, центральная улица плоской части Подола, стала местом сосредоточения гостиниц, торговый учреждений, ресторанов, банков, доходных домов. В этих домах жили киевские купцы и богатые мещане. В ХХ веке на Подоле стали появляться дома в новомодном стиле конструктивизма. Яркий пример — построенный на улице Константиновской в 1930 году кинотеатр «Жовтень». Уже в послевоенные годы это место стало действительно центром культурной жизни Подола. Перед началом киносеансов здесь выступали музыкальные коллективы. В фойе кинотеатра находился огромный макет местности с озерами, мостами, населенными пунктами, горами и туннелями, по которому двигался игрушечный паровозик с прицепными пассажирскими вагонами. Работал буфет с широким выбором напитков, бутербродов и сладостей. Вдоль стен в фойе стояли обитые красным бархатом кресла. На стенах висели картины в дорогих рамах. Между диванами из красного дерева на высоких гнутых ножках стояли вазы на декоративных тумбах, а на окнах висели тяжелые набивные шторы. В этот кинотеатр сотни людей приходили как на праздник, погружаясь в яркий мир грез, уводящих от повседневных забот. …Уйти на время от проблем позволял и уютный ресторан «Дніпро», который располагался на углу улиц Константиновской и Верхнего Вала. Из-за зашторенных окон ресторана ничего не было видно, однако слышны были приглушенные звуки оркестра. У входа в ресторан совсем не пахло общепитовским гарниром, как от диетической столовой, находящейся в начале улицы. Отсюда в сопровождении швейцара то и дело выходили шикарные женщины в блестящих черных шубах, с запахом дорогих духов, румянощекие, наполненные жизнью… На улице было много парикмахерских, аптек и гастрономов. Причем гастроном на углу улиц Константиновской и Ярославской считался центральным в плоской части Подола. Вспоминаются его прилавки со стеклянными конусами разноцветных соков и маленькими бронзовыми краниками внизу. Вот кондитерский отдел гастронома с окном на улицу Ярославскую: коробки конфет «Алеко», «Спартак», «Абрикосовые»… От гастронома на улицу Константиновскую выходил буфет-окно, расположенный высоко от земли — покупателю приходилось тянуться вверх, чтобы купить стакан сладкой газировки. И вот в руках стакан с холодной шипящей газированной водой с клубничным сиропом, в котором преломляются потоки слепящего солнечного света. А рядом — знакомый мелодичный сигнал трамвая, в котором до сих пор осталось что-то родное…
Добавить комментарий