Улица мостостроителей
Этот небольшой городок-улица – первый «новый» микрорайон в послевоенном Киеве. Сразу после освобождения города начали восстанавливать стратегические объекты – взорванные мосты через Днепр. Уже через 13 дней по временному железнодорожному мосту пошли первые военные эшелоны – сроки и сейчас рекордные. Война закончилась, и плацдарм мостоотряда №2 превратился в небольшой городок – тогда рабочие поселки часто размещали неподалеку от крупных предприятий. Так что в эти дни (20 ноября закончили строительство железнодорожного моста через Днепр) городку исполнилось 65 лет.
Небольшая улица, названная в честь инженера-мостостроителя Исаака Баренбойма (кстати, автора проекта укрепления правого берега Днепра), начинается с… КПП. Прочные ворота, капитальная будка охранников – и не скажешь, что за ними обычная улица. Впрочем, жители ее делят с Мостоотрядом №2 – подразделением ОАО «Мостобуд», и строителями нового автомобильно-железнодорожного моста через Днепр: в конце улицы КПП уже на стройплощадку.
Сейчас трудно поверить, что около двадцати лет назад эта улочка была почти безлюдной. С развитием промзоны на Теличке увеличились вредные выбросы, и в 1989 году на уровне правительства СССР было принято решение мостостроителей отселить – по экологическим причинам. Пять домов опустели – осталось только около десятка семей.
Поселить нельзя выселить
Так дома и стояли до 1991 года: с развалом СССР в Киев стали возвращаться мостостроители, работавшие на стройках в других союзных республиках. Вот и пригодились пустующие квартиры. Жилье рассматривалось как временное – постановили «временно заселить, без регистрации».
– Когда в 2001 году дома передали от «Мостобуда» в КП «Спецжитлофонд» (организация, в чьем ведении находится временное жилье, общежития), сразу арендная плата выросла почти в 20 раз – до 21 гривны за квадратный метр, – рассказывает Алексей Зуй, глава Уличного совета самоуправления улицы Баренбойма «Промінь». – Потом снизили-таки до 5,27 грн. А свободные квартиры использовали как маневровый фонд: вселяли кого угодно – наркоманов, освобожденных из тюрем преступников. Впрочем, этих людей селили тоже без ордеров, по приказам о поселении или направлениям.
В 2005 году дома опять вернули… «Мостобуду». Официально – для размещения строителей Подольского мостового перехода. Начались принудительные отселения неработающих в «Мостобуде» жителей, а вот вселяли, по словам Алексея Зуя, отнюдь не только мостостроителей.
– Сейчас наше дело рассматривается в Европейском суде по правам человека, до этого прошли 8 инстанций, – рассказал Алексей Зуй. – Уже год как сумели-таки зарегистрироваться в паспортном столе. Впрочем, справки с места жительства нам выдают только по особому распоряжению «сверху», случались проблемы с выдачей детям паспортов. Сейчас у нас нет ни ордеров, ни очереди на жилье, а ведь это больше 230 семей. Живем по «Договору по возврату компенсации стоимости коммунальных услуг» с «Мостоотрядом №2». Да и тот – приложение №1 непонятно к чему.
«Горсовет» одной улицы
Впечатление, что эта улица – небольшой городок, дополняет местное самоуправление – уличный совет «Промінь», основанный еще в 2002 году. Специфика жизни заставила людей объединяться.
– Мы добились установки телефона-автомата, отстояли магазин, который собирались закрыть, ведь другой ближайший аж возле метро, – рассказал Алексей Зуй. – По требованию уличного совета провели перерегистрацию жильцов, когда дома вернули «Мостобуду». Сохранили маршрутку №193 – удалось уговорить перевозчика отказаться от закрытия маршрута. Да вообще, теперь с нами считаются.
Впрочем, до метро «Выдубичи» здесь всего два километра, мимо ворот поселка проходит автобус №54, а по специальному графику ездит мостобудовская «развозка» – до метро всего 10 минут. В темном салоне видавшего виды «ЛАЗа» поездка напоминает дорогу из какого-то далекого поселка.
Интересно, что сейчас улицу Баренбойма можно назвать одной из самых безопасных в Киеве, ведь общественный порядок здесь поддерживают не только милиция, а и охранники «Мостобуда», и народная дружина.
– У нас в группе 8 человек, сразу вызывают нас, а потом уже милицию, – рассказал Алексей Зуй, который и возглавляет отряд дружинников. – Впрочем, кроме местных жителей да работников предприятий, здесь редко кто появляется.
Провинциальная тишь закончится после открытия нового автомобильно-железнодорожного моста. Дома находятся почти вплотную к магистрали, и будут ли их сносить – пока не ясно. Но если сейчас «железка» создает только шум, к которому тут уже привыкли, то с введением автомобильной части моста здесь придется дышать выхлопными газами десятков тысяч автомобилей.
Официально
Дома специального назначения
Эти дома находятся на территории Мостоотряда №2 – филиала ОАО «Мостобуд». На данный момент собственником этих зданий является территориальная община города Киева, и сейчас люди проживают в домах на основании решения Киевсовета №144/2720 от 17 марта 2005 года. Дома закреплены на праве хозяйственного ведения за КП «Спецжитлофонд», занимающимся содержанием и эксплуатацией жилья специального назначения.
По информации пресс-службы ОАО «Мостобуд»
Знающий человек
«Этих домов нет даже в БТИ»
Людмила БАШКИРОВА, глава общественной организации «Столичные общежития»:
– Проблемы с квартучетом жителей домов по улице Баренбойма начались вскоре после их повторного заселения. Еще в 1993 году в мэрии состоялось совещание, где подсчитали все убытки «Мостобуда» в связи с содержанием домов и приняли решение ликвидировать квартучет, ордера не выдавать, а людей селить по договорам аренды.
Так изначально людей поставили в бесправное положение, да и в разное время принимались противоположные решения по этим домам. Когда дома в 2001 году передавались «Спецжитлофонду» в коммунальную собственность города, до конца их так и не зарегистрировали. А недавно выяснилось, что дома даже не стоят на учете в БТИ – их вроде как и не существует! Продолжаются попытки выселения жильцов, хотя для этого нужно согласие районной администрации.
Кстати
Музей мостов – на Баренбойма
Как бывает в маленьких городках, здесь есть и свой «краеведческий музей» – музей Мостоотряда №2. Ведь поселок и начинался с «десанта» мостостроителей: за 13 (!) дней им удалось здесь навести временный железнодорожный мост к 20 ноября 1943 года. Кстати, например, в Санкт-Петербургском музее мостов (созданном тоже при Мостоотряде – №19) в шести залах представлены рабочие модели мостов еще с XIX века, документы, фотографии.
– Сейчас музей переезжает, – рассказал «Газете…» Александр Беликов, замначальника Мостоотряда №2. – Переводим экспозицию в новое помещение, тоже на улице Баренбойма. Думаю, уже через месяц сможем принимать экскурсии, ведь нам есть о чем рассказать – наши мостостроители возвели все действующие мосты через Днепр в Киеве.
завжди в дитинстві звертав увагу на цей райончик - з вікна електрички. там ще на складі висів червоний з білими літерами плакат про ГЛАСНОСТЬ. доволі довго висів...
А я там жил с рождения и лет до шести