В материале использовалась информация с официального сайта метрополитена,неофициального сайта и форума киевского метро, Википедии, из книги К.Козлова «Киевский метрополитен», а также архивные материалы, добытые 81412 и др. Отдельное спасибо пресс-службе киевского метро за помощь в проведении фотосъемки на станциях.
Один из ранних эскизов ст. «Днепр». В этом эскизе видно, что станция изначально должна была располагаться вдоль реки.
Воплощенный в жизнь проект ст. «Днепр» выглядит совершенно иначе.
Кстати, ранее на станции была еще одна интересная деталь: название станции над входами было выполнено в виде неоновой вывески.
Нынешний вид станции.
«Крещатик», конкурсный проект 1952 года. Обратите внимание на свод станции: видимо, предполагалось, что он будет частично стеклянным с расположенными за ним лампами освещения
Другой проект ст. «Крещатик».
Проект «Арсенальной». Пилоны должны были стать частью скульптурных композиций, изображающих рабочих, крестьян, учителей, ученых и т.д.
Один из проектов наземного вестибюля «Арсенальной».
Эскиз «Университета».
Эти эскизы, скорее всего, также связаны с «Университетом»
Эскиз под названием «Книга». Также относится к станции «Университет».
Станция «Вокзальная». Этот эскиз стилистически перекликается с «Киевской-кольцевой» Московского метро. На вентиляционных решетках — металлические рельефы с изображениями достопримечательностей Киева и Украины.
Вестибюль «Вокзальной», совмещенный с пригородным вокзалом — пожалуй, единственное, что было построено практически по изначальному проекту. Из нереализованных деталей в глаза прежде всего бросается шпиль над часами и скульптура перед входом в метро.
«Политехнический институт». На своде станции майоликовые медальоны с изображением работников различных сфер народного хозяйства, олицетворяющих специалистов, которых готовит институт.
«Завод Большевик» («Шулявская»).
«Дружбы народов».
Эскиз «Арсенальной» конца 50-х. Панно, которые вы видите на эскизе, предполагалось создать на основе гравюры И.М. Селивана «Арсенал восстал» (1957 г.).
Кто хорошо знает «Арсенальная», сразу заметят, что светильников, запечатленных на фото и на эскизе выше, никогда на станции не было. Это действительно центральный зал станции, но отделка ненастоящая — это макет в натуральную величину, собранный непосредственно на станции, чтобы можно было в реальных условиях оценить, как будут выглядеть различные варианты отделки и освещения. В правом верхнем углу фото можно увидеть, где заканчивается макет.
Окончательный вид станции. В 90-е барельеф, посвященный восстанию завода Арсенал, разбился и был демонтирован (или наоборот, был разбит при демонтаже — однозначной информации по этому поводу нет). Сейчас на его месте красуется рекламный лайтбокс.
В 1958 г. на конкурсе проектов для ст. «Крещатик» были отобраны два эскиза. Первый принадлежал Киевгипротрансу.
Второй был разработан киевским отделом Метрогипротранса и Академией строительства и архитектуры УССР. Сейчас фактически мы видим компиляцию этих двух эскизов.
Макет отделки станции. Барельеф в торце станции впоследствии был заменен гербом УССР. Вообще, делать что-то сложное в торце станции просто не имело смысла, т.к. всего через 5 лет после пуска был открыт 2-й выход и торец центрального зала был демонтирован.
Один из вариантов наземного вестибюля.
Эскиз реально построенного вестибюля.
Станция перед пуском. На заднем плане тот самый герб, который будет демонтирован через 5 лет перед открытием второго выхода.
Пилоны станции облицованы желто-розовым мрамором, со стороны центрального зала и платформ на пилонах размещены майоликовые вставки со сложными растительными орнаментами, сделанными по мотивам украинской ковровой орнаментики. Пол в центральном зале выполнен из серого гранита разных тонов. Освещение закарнизное.
На карнизах размещен врезной рисунок подсолнуха и кукурузы.
На станции имеется майолика двух расцветок: с красным фоном и светлым рисунком (размещается в центральном зале) и с серебристым фоном и более темным рисунком (размещается в боковых залах). Композиции рисунков составлены из 11 типов плиток.
6 ноября 1960 г. на станции прошел торжественный митинг, которым и был открыт метрополитен.
Добавить комментарий