Но киноманов, чад не пугал: в первый год появления кинематографа в Киеве «живые картинки» посмотрели более миллиона горожан. Развлекательные сеансы проходили в любом мало-мальски подходящем зале, а в летние вечера — на открытых эстрадах, например, в Купеческом саду, «Шато де Флер», в шапито на Думской площади.
Кроме того, город облюбовали кинооператоры-путешественники, интригуя киевлян пикантными новинками. Невинные по современным меркам фильмы приравнивались тогда к порнографии. Поэтому во время демонстрации картин «фривольного содержания» залы то и дело «шерстили» агенты полиции, вылавливая несовершеннолетних. Правда, не обходилось и без откровенной эротики, которую «крутили» поздним вечером и ночью по двойной, а то и тройной цене.
В начале XX столетия в Киеве начали действовать стационарные «иллюзионы». Тогда же установилась и жесткая «такса»: в престижных синематографах — 1 рубль и выше, в средненьких — не более полтинника.
Следующим шагом в развитии киевского кино стало возникновение системы кинопроката. Ее распространение связывают с Сергеем Френкелем, который в 1906 году учредил первую в России прокатную контору и открыл кинотеатр «Люкс» (на углу Крещатика и Прорезной). Спустя несколько лет, Френкель создал акционерное кинематографическое общество (опять-таки первое в империи). Прокатные кинотеатры преобладали над иллюзионами техническим оборудованием, качеством демонстрации и культурой обслуживания. В 1911 году в городе было 28 кинотеатров, а в 1915 — 34.
Развитие частной киностудии началось со съемок Суковым-Верещагиным в ателье на Крещатике сцены «Кочубей в темнице» (1907). В том же году оператор Козловский снял местную хронику. А студия «Тиман и Рейнгард» (на Сырце), создала первый российский кинохит «Ключи счастья» по сюжету романа Анастасии Вербицкой.
Самым ярким киноделком того периода был владелец киностудии «Экспресс» и двух кинотеатров австрийский подданный Антон Шанцер (Френкель переехал в Москву). Практически сразу после своего появления студия Шанцера оказалась в центре скандала, выпустив хронику «Киевские торжества», в которую (не исключено, что специально) был вставлен репортаж с похорон Столыпина. Однако это не помешало австрийцу создать в 1913 году сенсационную ленту с высотной съемкой, произведенной во время одного из перелетов Петра Нестерова.
P.S. После революции десятки киевских кинотеатров (среди которых — «Экспресс», «Новый мир», «Корсо», «Орион», «Эхо», «Лира», «Лилия», «Регина») были национализированы и обезличены названиями «Первое госкино», «Второе госкино»… «Десятое госкино».
Добавить комментарий