— Однако, чтобы не отвлекать внимание посетителей от фресок, реставраторы тогда затонировали (покрыли нейтральным слоем побелки) живопись XVII, XVIII и XIX веков, — говорит заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Ирина Марголина. — В тот период таким образом проводилось большинство реставрационных работ в древних храмах. Сейчас мы все делаем для того, чтобы посетители «Софии Киевской» имели возможность увидеть всю живописную историю храма, а не только росписи ХI века. Поэтому решили раскрыть более позднюю живопись. Планировали начать эту работу с настенной подкупольной росписи. Но не нашлось достаточно денег на аренду и монтаж строительных лесов, поэтому план скорректировали — занялись расположенными на небольшой высоте двумя великолепными живописными работами киевского художника Ивана Селезнева. Композиции «Крещение Господне» и «Сретение» Иван Федорович написал в конце XIX века. Для проведения операции по удалению с них слоя тонировки устанавливать строительные леса не понадобилось — обошлись имеющимися у нас передвижными лесами.
Возглавил работу главный реставратор нашего заповедника заслуженный художник Украины Анатолий Остапчук. Слои тонировки аккуратно снимали ватными тампонами, смоченными в специальных растворах, и скальпелем. Оказалось, что в некоторых местах красочный слой потрескался, появились отслоения. Мы провели реставрацию, после чего нанесли специальный состав, позволивший незначительно приглушить яркость красок, чтобы эти изображения не сильно контрастировали с тысячелетними фресками. Состоявшийся затем ученый совет признал удачными проведенные реставрации и сам проект раскрытия живописи Селезнева.
«Работы Ивана Селезнева имеют право на экспонирование и, несомненно, талантливы», — с этими словами Ирина Евгеньевна подводит меня к композиции «Сретение».
— Посмотрите, до чего мастерски написан этот сюжет из Библии, рассказывающий о том, как Матерь Божья и Ее муж Иосиф принесли младенца Иисуса в храм, — продолжает Ирина Марголина. — Кстати, согласно древнему иудейскому обычаю, первые сорок дней после родов мальчика и восемьдесят дней — девочки женщина считается нечистой. Поэтому в Иерусалимский храм на встречу с Богом младенца понесли, когда Ему исполнилось сорок дней от роду. Семью встретил старец Симеон. Он не верил в то, что Христос явится на землю, и за это Бог покарал старца — предрек ему жить до тех пор, пока в мир не явится Спаситель. Симеону было более трехсот лет, когда он принял на руки Иисуса. Иосиф, муж Марии, тоже тогда был 80-летним стариком. Однако художнику мастерски удалось подчеркнуть впечатляющую разницу в их возрасте.
Участвовать в росписи Софийского собора Селезнева пригласил выдающийся историк искусства, археолог, профессор Адриан Прахов. Императорское русское археологическое общество поручило ему возглавить реставрацию живописи двух древнейших храмов Киева — Софийского собора и Кирилловской церкви. Там, где на стенах этих храмов не сохранились фрески времен Киевской Руси, было решено написать новые композиции масляными красками. Вначале занялись Кирилловской церковью. Руководитель реставрационных работ Адриан Прахов пригласил расписывать ее Михаила Врубеля, а также молодых преподавателей и учеников Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, в том числе и Ивана Селезнева. Тот блестяще справился с живописной композицией «Вознесение Христа», созданной под куполом храма. Неудивительно, что Прахов пригласил Ивана Федоровича и для работы в Софийском соборе.
В этом материале сконцентрирована квинтэсснеция нынешнего отношения к культуре и истории: при том, что реставраторы согласны приступить к работе - денег не хватило на аренду лесов...